«Серьезное искусство уже надоело»: какие работы привезли китайские мастера в Алматы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

«Серьезное искусство уже надоело»: какие работы привезли китайские мастера в Алматы

1840
6 минут
«Серьезное искусство уже надоело»: какие работы привезли китайские мастера в Алматы

В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева завершает работу выставка «Путешествие по Шелковому пути», в которую вошли 42 произведения известного китайского художника Цао Чжэнчуня и 10 работ современного живописца казахского происхождения Танбола Турсынгали.

2.Открытие выставки в Музее А. Кастеева.jpg

Уникальная выставка прошла в рамках интенсивного культурного обмена между Казахстаном и Китаем «Один пояс, один путь». Экспозиция «Путешествие по Шелковому пути» была организована Оргкомитетом секретаря Шелкового пути, Ассоциацией содействия национальному единству и прогрессу провинции Цзянсу.

3.Работа Цао Чжэнчуня.jpg

Полотна Цао Чжэнчуня «Переход Тянь-Шаня», «Снежная тропа Тяньшаньского коня», «Тяньшаньская любовь», «Восемь коней Тянь-Шаня» средствами пейзажа выражают гуманизм Великого Шелкового Пути. Автор делает это с применением навыков китайской живописи, ее многовековой традиции.

4. Директор Музея искусств Гулаим Жумабекова и художник Цао Чжэнчунь.jpg

По словам директора музея Кастеева Гулаим Мусагуловны Жумабековой, «главной ценностью работ Цао Чжэнчуня стало воплощение неизгладимого духа страны и уникального этноса посредством образов лошадей. Художник виртуозно владеет техникой масляной живописи и акварели. Он делает свои творения современной эстетической ценностью, овладевая зрительским вниманием».

5. Работы Танбола Турсынгали.jpg

Куратор выставки «Путешествие по Шелковому пути» Дидар Азат комментирует:

«Созерцая работы Танбола Турсынгали, можно насладиться уникальными природными ландшафтами и национальными обычаями Синьцзяна. Автор уделяет внимание жизни казахов в этом китайском регионе. В своих произведениях «История любви благодаря красавице», «Танец ветра», «Красное свадебное платье под небом из цветов рапса» автор приглашает зрителей насладиться угодьями Тарбагатая и Каладжуна в предгорьях Тяньшаня.

6. Фото на фоне.jpg

А также переносит нас в прекрасные пейзажи в урочищах рек Текес и Или. Для казахстанского зрителя покажутся знакомыми такие сюжеты, как «Концерт девушки-поэтессы на пастбище», «Последний беркутчи» и «Озеро Ару».

7. Девушка на коне Танбола Турсынгали.jpg

В живописных работах – неповторимая атмосфера казахских народных песен, танцев. Вас вовлекут в казахскую национальную игру «Кыз куу». Здесь традиции казахов, сохраненные в Синьцзяне».

8. Танбол Турсынгали и Цао Чжэнчунь.jpg

Танбол Турсынгали – этнический казах, живущий в Китае, рассказывает о своем творчестве:

«В моих картинах отображена природа Синьцзяня. Я предпочитаю работать исключительно в технике акварели. Объектами моих картин неизменно становятся девушки в традиционной казахской одежде. Историческая национальная одежда и вся атрибутика – украшения, аксессуары – это историческое богатство. Ребенок рождается, его облачают в определеное одеяние, он подрастает, одежда становится иной. Девушка выходит замуж – предстает в красивом наряде. Бабушки выглядят определенным образом. Все сведения, информацию о казахах я получал от своих родственников, предков».

9.Зрители в зале.jpg

Представители китайской делегации во время открытия выставки говорили о том, что природа двух стран – Китая и Казахстана – гармонична по отношению друг к другу. Наследники цивилизации «Шелкового пути» воплощают историческую миссию – развивать дружественные отношения между народами. Культивируя культурное наследие «Шелкового пути», Китай и Казахстан следовали по разным историческим траекториям, выступая создателями уникальных и ярких материальных и духовных цивилизаций.

10.Образы лошадей.jpg

Говорили гости из Китая о культурном обмене, который всегда остается наиважнейшей задачей для двух стран, укрепляющих сотрудничество в сфере культурных событий. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» культурный обмен между Китаем и Казахстаном постоянно углубляется, обе стороны стремятся укреплять добрососедские отношения и продолжать тысячелетнюю дружбу. Обе страны в равной степени способствуют процветающему развитию цивилизации Шелкового пути посредством обмена художественными традициями, национальным образом жизни и культурным разнообразием.

11.Даурен Досмагамбетов.jpg

Даурен Досмагамбетов – казахстанский художник, скульптор-монументалист – побывал в Китае, где изучал традиции национального искусства:

«Это очень интересная графика с точки зрения канонов древнего китайского искусства. В настоящее время проводится много казахстанских выставок в Китае и наоборот: у нас экспонируются китайские произведения искусства. Мир стал маленьким: благодаря соцсетям, интернету я узнал о китайских художниках много интересного. Но немало почерпнул и непосредственно в Китае, где был в этом году дважды. Китайское искусство – сильная школа.

12. Последний беркутчи - Танбола Турсынгали.jpg

Художники сплавляют древние традиции и современные материалы. Возможно, нам, казахстанцам, иногда этого не хватает. Мы немного отрываемся от древних традиций. Для Китая акварельные работы – интересная школа. Видел работу одного художника, полотно размером 10 на 4 метра – дети, которые ловят рыбу из пруда – картина выполнена в технике туши на самопальной бумаге. Ничего подобного нигде не видел больше».

13. Цао Чжэнчунь проводит экскурсию по выставке.jpg

Даурену Досмагамбетову понравилось в искусстве китайских коллег соотношение пустого пространства и деталей. По его признанию, он «украл» для себя этот прием. Даурен рассказал о пользе взаимного художнического влияния на примере творческого союза:

«Я и мой товарищ по цеху Алибек Мергенов организивали творческое объединение «Эйдос». Мы оба – разные, работаем в различных материалах, техниках, форматах, разных масштабах и философских направлениях. Но самое интересное получается, когда ты в котел бросаешь два-три-четыре ингредиента. Результат может оказаться очень интересным.

Как и в случае, когда в одном зале выставлены такие разные художники, как Цао Чжэнчунь и Танбол Турсынгали. Искусство становится тем интереснее, чем больше в него погружаешься».

У китайских коллег Даурена Досмагамбетова поразила смелость в работе с различными материалами и технологиями:

«Например, берется старинная историческая тема и решается современными материалами в стиле хайтек».

14. Юный зритель.jpg

Или, наоборот, говорит Даурен Досмагамбетов:

«Ультрасовременная идея воплощается древним, старинным образом. При этом, хочу отметить, у китайских авторов появляется чувство юмора. Если раньше китайское искусство всегда было крайне серьезным, то сейчас появляется большое количество юмора, стеба. Они не стесняются смеяться над собой и над современным искусством.

Помните представленный Марселем Дюшаном в 1917 году писсуар в качестве композиции «Фонтан». У китайцев пояляется собственный арт-объект «Фонтан», но только их писсуар – вязаный. Замечательный стеб.

Есть также саркастичная реплика на череп с бриллиантами Дэмьена Хёрста – это самое дорогое произведение искусства ныне здравствующих мастеров. У китайцев я увидел череп, вылепленный из папье-маше и обклеенный дешевыми стразами, которыми обычно украшают домашние тапочки».

Даурен Досмагамбетов предлагает неоднократно посещать одну и ту же выставку, так как первый просмотр не дает полного впечатления:

«Вы увидите только то, что ярко бросается в глаза. При повторном посещении как бы проступают дополнительные моменты. И вечером ты поймешь, что именно увидел днем на выставке. Останется послевкусие. А может оказаться, что у тебя в сознании сплавятся идеи трех или четырех работ – одной скульптуры и трех картин. И это рождает собственный творческий импульс. Мне нравятся цветовые решения некоторых работ, особенно красно-черного коня Танбола Турсынгали – такого странного, динамичного, энергичного. Неправильность фигуры коня работает на общий образ».

15. Прекрасное послевкусие выставки.jpg

По мнению Даурена Досмагамбетова, серьезное искусство изрядно надоело:

«Хочется чего-то легкого, стебного. Классику мы уважаем, отдаем ей должное. Но доля юмора, стеба над классикой оживляет ее, делает ближе. Знаете, в чем разница искусства и дизайна? Я вывел формулу: дизайн должен нравиться всем, а искусство никому ничего не должно».

Справка

Организаторы нынешней выставки – «Секретарь Шелкового пути» – занимаются созданием культурных и спортивных мероприятий между Казахстаном и Китаем с 2018 года. «Секретарь Шелкового пути» организовывал международные велопробеги и международную выставку-конкурс «Дружба детей Китая и Казахстана» как Ассоциация содействия национальному единству и прогрессу провинции Цзянсу. Есть и другие совместные мероприятия.

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также