Сакральные места Казахстана: чем уникален Аксайский скит близ Алматы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Сакральные места Казахстана: чем уникален Аксайский скит близ Алматы

1381
5 минут
Сакральные места Казахстана: чем уникален Аксайский скит близ Алматы
Наталья Овчинникова

В последние годы в Казахстане активно развивается религиозный туризм, благо сакральных мест в республике хватает. Одно из них – высокогорный Аксайский скит, который священен не только для христиан, но и представляет паломнический интерес для мусульман.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи, подземный храм Казанского собора, комплекс Тектурмас, подземная мечеть Бекет-Ата – наиболее популярные места паломничества в Казахстане. Серафимо-Феогностовский Аксайский скит менее известен, хотя и обладает удивительной историей.

Аксайский скит (или же монастырь) находится буквально в часе езды от Алматы. История возникновения обители восходит к началу ХХ столетия. Именно в это время в мужской Свято-Троицкий монастырь, расположенный на берегах Иссык-Куля, прибывают несколько иноков, среди которых были монахи Серафим (Богословский), Феогност (Пивоваров) и Анатолий (Смирнов).

news5989.jpg

«Прошло уже много времени и довольно трудно с точностью установить их биографические данные. Но все же известно, что в 1909 году монахов Серафима и Анатолия пригласили в город Верный, где их рукоположили и они приняли священный сан. Свое служение они несли в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома. Позже Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе. В 1916 году, после разграбления Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря, к ним присоединился Феогност»Иерей Георгий (Рублинский) из Алматы
Городская суета тяготила монахов, и в свободное от несения служб и послушаний время они удалялись в горное урочище Медеу, где основали свой первый скит на сопке Мохнатой. В нем были сооружены деревянные кельи, установлен поклонный крест и устроена подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского.
«Там была очень красивая церквенка. Глубоко вниз вело около двадцати ступенек. Внутри все было обшито тесом. Деревянное паникадило отец Серафим сам сделал и иконы он тоже написал сам. Много там икон было. Народа много приходило из города, особенно по праздникам, внутри все не помещались»Вспоминала дожившая до современной эпохи послушница Иверско-Серафимского монастыря Магдалина
news5990.jpg 

В 1913 году монахи уступили скит на Медеу сестрам, а для себя решили найти более уединенное место. Как-то отец Серафим вместе с двумя монахинями и странником Виктором Матвеевым поехали в Аксайское ущелье. Вечером они остановились у подножия Кызылжарской горы. Поужинали и стали думать, куда идти завтра. И вдруг мужчины увидели на горе справа яркое сияние, напоминающее образ Богородицы.

Серафим и Виктор приняли явление Божьей матери за знак свыше и утром осмотрели место, откуда исходило неземное сияние. Они сразу отметили, что местность удивительно красива и наполнена радостью и благодатью.

«В месте, которое сама Святая Богородица чудесным образом указала иеромонахам, они начали строить скит. Они вырыли пещеры – для молитвы и для хранения продуктов. Службы совершали в деревянной келье отца Анатолия. Помимо молитвы, монахи уделяли время труду, они косили сено, выращивали картофель»Иерей Георгий (Рублинский)
news5991.jpg

После октябрьской революции 1917 года по стране покатилась волна гонений на веру. Повсеместно рушили храмы и мечети, оскверняли святыни. Начались кровавые репрессии против мусульманского и православного духовенства. Монахи же продолжали жить в Аксайском ските и проводить службы. Часто к ним присоединялись верующие, приходящие из города. Это не устраивало новую власть, и в августе 1921 в обитель явились красноармейцы. Ночью они убили братьев Феогноста и Серафима. Иеромонах Анатолий смог скрыться в лесу.

«Побежали мы в гору к скиту. Пришли. Сказать не могу, в каком мы настроении были. Кричали и плакали. Подошли к батюшкиной кельи, а он, как убили его, так и стоит на коленочках, одной рукой за столбик держится, в другой - четки. А отец Феогност лежал в своей кельи на лежанке, будто спал»Вспоминала монахиня Магдалина

После всего случившегося в скиту больше никто не жил. В 1922 году он был частично разобран. И лишь в 1993 году обитель вновь начала функционировать, там поселились монахи. А в 2000 году иеромонахов Феогноста и Серафима причислили к лику святых новомучеников. Они прославлены как небесные покровители Алматы и всего Казахстана.

news5992.jpg

«Христос Спаситель и Пресвятая Богородица определили место для новой обители и благодатным сиянием указали его смиренным подвижникам. Однажды засияв, свет этот никогда не угасает. Всякий, кто приходит сюда, может ощутить ту радость, тепло и благодать, какие испытали монахи, обретшие это место, по праву ставшее первым в Казахстане уделом Пресвятой Богородицы»Иерей Георгий (Рублинский)
Стоит пояснить, что в православии уделом Богородицы считается место, где засвидетельствовано явление Девы Марии. Таковых уделов всего несколько - Святая Земля (Израиль), гора Афон (Греция) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия). Отталкиваясь от предания выше, можно причислить и Аксайский скит к уделам Богородицы, что делает монастырь уникальным не только для Казахстана, но и для всего региона.

Более того, святая Дева Мария широко почитается в исламе. В Коране она именуется Марьям, матерью пророка Исы (Иисуса). Ее имя Коран упоминает 34 раза, а 19 сура этой священной книги так и называется – «Марьям». Всевышний избрал Марьям, очистил Ее и возвысил над всеми женщинами; Ее целомудрие, послушание и вера упоминаются в различных местах Корана в качестве примера для подражания верующим.

Коранический образ Марьям демонстрирует ее исключительную мудрость и набожность, а также готовность полностью принять волю Всевышнего. Наконец, образ Марьям возвеличивает роль женщины и является точкой соприкосновения двух древних авраамических религий.

news5993.jpg

Тем более, что теперь посетить Аксайский скит стало проще благодаря масштабной реконструкции пешей тропы. В ходе работ ступени и перила из корней деревьев заменили на новую прочную лестницу, сделав путь к обители быстрее и безопаснее. Это удобство предназначено как для паломников, так и для туристов, которых скит привлекает захватывающими пейзажами и атмосферой умиротворения.

11 августа в день поминовения иеромонахов Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова) состоится торжественное открытие отреставрированного пути. Работы курировались общественным фондом «Апостол».

news5994.jpg

«Все сделано в соответствии с требованиями экологического законодательства. Тропа восстановлена. Там есть места отдыха, есть лавочки. Серафим и Феогност - великие святые. Поэтому очень важно, чтобы все люди, которые живут в Казахстане, могли прийти в скит и поклониться им»Президент общественного фонда Георгий Сосновский

Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...