![Сакральные места Казахстана: чем уникален Аксайский скит близ Алматы Сакральные места Казахстана: чем уникален Аксайский скит близ Алматы](/upload/iblock/f4d/f4de63d81867754bdfc901ed308efeee.jpg)
В последние годы в Казахстане активно развивается религиозный туризм, благо сакральных мест в республике хватает. Одно из них – высокогорный Аксайский скит, который священен не только для христиан, но и представляет паломнический интерес для мусульман.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи, подземный храм Казанского собора, комплекс Тектурмас, подземная мечеть Бекет-Ата – наиболее популярные места паломничества в Казахстане. Серафимо-Феогностовский Аксайский скит менее известен, хотя и обладает удивительной историей.
Аксайский скит (или же монастырь) находится буквально в часе езды от Алматы. История возникновения обители восходит к началу ХХ столетия. Именно в это время в мужской Свято-Троицкий монастырь, расположенный на берегах Иссык-Куля, прибывают несколько иноков, среди которых были монахи Серафим (Богословский), Феогност (Пивоваров) и Анатолий (Смирнов).
«Прошло уже много времени и довольно трудно с точностью установить их биографические данные. Но все же известно, что в 1909 году монахов Серафима и Анатолия пригласили в город Верный, где их рукоположили и они приняли священный сан. Свое служение они несли в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома. Позже Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе. В 1916 году, после разграбления Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря, к ним присоединился Феогност»Иерей Георгий (Рублинский) из АлматыГородская суета тяготила монахов, и в свободное от несения служб и послушаний время они удалялись в горное урочище Медеу, где основали свой первый скит на сопке Мохнатой. В нем были сооружены деревянные кельи, установлен поклонный крест и устроена подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского.
«Там была очень красивая церквенка. Глубоко вниз вело около двадцати ступенек. Внутри все было обшито тесом. Деревянное паникадило отец Серафим сам сделал и иконы он тоже написал сам. Много там икон было. Народа много приходило из города, особенно по праздникам, внутри все не помещались»Вспоминала дожившая до современной эпохи послушница Иверско-Серафимского монастыря Магдалина
![news5990.jpg news5990.jpg](/upload/medialibrary/854/8540e6635b84877c95a3ba188cfbcf4e.jpg)
В 1913 году монахи уступили скит на Медеу сестрам, а для себя решили найти более уединенное место. Как-то отец Серафим вместе с двумя монахинями и странником Виктором Матвеевым поехали в Аксайское ущелье. Вечером они остановились у подножия Кызылжарской горы. Поужинали и стали думать, куда идти завтра. И вдруг мужчины увидели на горе справа яркое сияние, напоминающее образ Богородицы.
Серафим и Виктор приняли явление Божьей матери за знак свыше и утром осмотрели место, откуда исходило неземное сияние. Они сразу отметили, что местность удивительно красива и наполнена радостью и благодатью.
«В месте, которое сама Святая Богородица чудесным образом указала иеромонахам, они начали строить скит. Они вырыли пещеры – для молитвы и для хранения продуктов. Службы совершали в деревянной келье отца Анатолия. Помимо молитвы, монахи уделяли время труду, они косили сено, выращивали картофель»Иерей Георгий (Рублинский)
![news5991.jpg news5991.jpg](/upload/medialibrary/002/002f6737dca5e0f1298338b77378b13a.jpg)
После октябрьской революции 1917 года по стране покатилась волна гонений на веру. Повсеместно рушили храмы и мечети, оскверняли святыни. Начались кровавые репрессии против мусульманского и православного духовенства. Монахи же продолжали жить в Аксайском ските и проводить службы. Часто к ним присоединялись верующие, приходящие из города. Это не устраивало новую власть, и в августе 1921 в обитель явились красноармейцы. Ночью они убили братьев Феогноста и Серафима. Иеромонах Анатолий смог скрыться в лесу.
«Побежали мы в гору к скиту. Пришли. Сказать не могу, в каком мы настроении были. Кричали и плакали. Подошли к батюшкиной кельи, а он, как убили его, так и стоит на коленочках, одной рукой за столбик держится, в другой - четки. А отец Феогност лежал в своей кельи на лежанке, будто спал»Вспоминала монахиня Магдалина
После всего случившегося в скиту больше никто не жил. В 1922 году он был частично разобран. И лишь в 1993 году обитель вновь начала функционировать, там поселились монахи. А в 2000 году иеромонахов Феогноста и Серафима причислили к лику святых новомучеников. Они прославлены как небесные покровители Алматы и всего Казахстана.
«Христос Спаситель и Пресвятая Богородица определили место для новой обители и благодатным сиянием указали его смиренным подвижникам. Однажды засияв, свет этот никогда не угасает. Всякий, кто приходит сюда, может ощутить ту радость, тепло и благодать, какие испытали монахи, обретшие это место, по праву ставшее первым в Казахстане уделом Пресвятой Богородицы»Иерей Георгий (Рублинский)Стоит пояснить, что в православии уделом Богородицы считается место, где засвидетельствовано явление Девы Марии. Таковых уделов всего несколько - Святая Земля (Израиль), гора Афон (Греция) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия). Отталкиваясь от предания выше, можно причислить и Аксайский скит к уделам Богородицы, что делает монастырь уникальным не только для Казахстана, но и для всего региона.
Более того, святая Дева Мария широко почитается в исламе. В Коране она именуется Марьям, матерью пророка Исы (Иисуса). Ее имя Коран упоминает 34 раза, а 19 сура этой священной книги так и называется – «Марьям». Всевышний избрал Марьям, очистил Ее и возвысил над всеми женщинами; Ее целомудрие, послушание и вера упоминаются в различных местах Корана в качестве примера для подражания верующим.
Коранический образ Марьям демонстрирует ее исключительную мудрость и набожность, а также готовность полностью принять волю Всевышнего. Наконец, образ Марьям возвеличивает роль женщины и является точкой соприкосновения двух древних авраамических религий.
Тем более, что теперь посетить Аксайский скит стало проще благодаря масштабной реконструкции пешей тропы. В ходе работ ступени и перила из корней деревьев заменили на новую прочную лестницу, сделав путь к обители быстрее и безопаснее. Это удобство предназначено как для паломников, так и для туристов, которых скит привлекает захватывающими пейзажами и атмосферой умиротворения.
11 августа в день поминовения иеромонахов Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова) состоится торжественное открытие отреставрированного пути. Работы курировались общественным фондом «Апостол».
«Все сделано в соответствии с требованиями экологического законодательства. Тропа восстановлена. Там есть места отдыха, есть лавочки. Серафим и Феогност - великие святые. Поэтому очень важно, чтобы все люди, которые живут в Казахстане, могли прийти в скит и поклониться им»Президент общественного фонда Георгий Сосновский
Источник - dknews.kz