На днях состоялся закрытый показ фильма «Фейковый Арман» известного казахстанского режиссера Рустема Абдрашева. О чем же эта картина, которой уже пророчат большое будущее?
Киноленту принимала Экспертная комиссия Государственного центра поддержки независимого кино (ГЦПНК). Фильм был показан на казахском языке, но в настоящее время идет работа по переводу фильма на русский язык в формате титров.
Режиссер Рустем Абдрашев
В центре киноповествования история жизни братьев Бахи и Курмаша, чья страсть – соревнование «Кокпар». Но благородная национальная игра в современных условиях стала объектом торга.
Старший брат Баха живет в деревне, младший стремится перебраться в город. Фильм, многожанровый в своей основе, соединяет в себе драму, лирические и комические линии. Но в какой-то момент он превращается в манифест, провозглашая важные для каждого казахстанца чаяния, требования, крича о боли, разочаровании, горячо веря, что есть шанс на лучшее.
Момент съемок
После просмотра каждый из членов Экспертного совета ГЦПНК высказал свое мнение.
Алия Бопежанова – член экспертного совета ГЦПНК, литературный и театральный критик, переводчик, академик Академии журналистики Казахстана, заслуженный деятель РК, кавалер ордена «Құрмет»:
«Этот фильм объединяет общество. А общество – большая сила. Ясно показаны те явления, которые происходят с нами, с нашим казахстанским обществом. Отмечены все болевые точки страны. Показано не плакатно, органично. Не зря фильм имеет название «Фейковый Арман», «Фейковая мечта» – по сути, обманутая мечта.
Рустем Абдрашев – большой мастер, режиссер пять лет не снимал кино, на его долю выпали тяжелые испытания. Рустем Жарасканович всегда был мыслящим режиссером, и теперь он все заново переосмыслил и выдал высокопрофессиональный, сильный фильм. Киноповествование напоминает о Кантаре, пандемии, обо всем, что у нас происходит. Режиссер не нажимает на чувства, все происходящее на экране естественно, и вызывает ответные переживания».
По мнению членов Экспертного совета, в картине выставлен диагноз нашему обществу – несправедливость стала едва ли не повседневностью.
Старший брат
Бажеева Айборша – член экспертного совета ГЦПНК, доктор философии (PhD) по специальности «искусствоведение/киноведение», ассоциированный профессор AlmaU (Almaty Management University), факультет Digital filmmakin, режиссер документального кино, сценарист:
«Весь исторический контекст, который мы все пережили, органично ложится на историю, рассказанную в фильме «Фейковый Арман». Эта история сопрягается с голосом народа, который взывает к справедливости. И финал картины – открытый, тревожный – был правильно выбран режиссером. В данном случае нельзя было делать сладкий конец, так как нет идиллического завершения истории. Но нет и трагичного финала, слава Богу, и мы можем надеяться на что-то. Режиссер выразил то, что всегда билось внутри, – чувство несправедливости, горечь по поводу фэйковой мечты, которая не сбывается».
Курмаш
Участники закрытого просмотра предрекают большое будущее фильму – он останется в истории казахстанского кино как портрет эпохи.
Абулхаир Жараскан – композитор, автор музыки к фильму «Фейковый Арман», сын Рустема Абдрашева:
«Для меня большое счастье работать с отцом. Я благодарю каждый миг, секунду, каждый момент, прожитые вместе с ним как с отцом. Это как присутствие Отца Небесного и Духа Святого рядом. В жизни мне приходилось встречаться с разными испытаниями – и в любви, и в отношениях, и в семье, и с близкими мне людьми. Мы пережили потерю – мой братишка Акназар, ровесник моего сына, трагически погиб в автопроисшествии. Основная композиция, лейтмотив, который постоянно звучал в фильме, так и называется «Акназар».
Тема стремления, порыва, тема высокого духа – передавалась в домбре и в цокоте копыт табуна лошадей. Я смотрю на своего собственного сына, ровесника Акназара, и мне в глубине души представляется, что Акназар растет с ним вместе – где-то на небесах. Не хотелось бы, чтобы дети уходили раньше своих родителей, чтобы люди разводились. Не правильно, когда система сильно влияет на судьбу людей. Мы видим это в социуме, в глазах людей. И мы, съемочная группа, надеемся, что передали эту ситуацию – чтобы окунуться в нее, вынырнуть и очиститься. И чтобы сделать новые изменения в лучшую сторону – которые будут идти от Бога, идти с Богом. Аминь!»
Момент съемки
Взял слово сам Рустем Абдрашев:
«Кажется, что только вчера мы пережили пандемию коронавируса. Это была глобальная трагедия: нет, наверное, человека, который бы ни пострадал от этой болезни, этой катастрофы. Но всегда есть надежда. В кадре звучит музыка, когда влюбленные играют в догонялки, это народная японская мелодия «Океан весной». Сыграна мелодия в коллаборации с японской девочкой, играющей на флейте, в паре с Абулхаиром, он играет на домбре. Внутри нас в душе всегда звучит какая-то музыка, подчас мы не осознаем этого до конца».
На финальных титрах титрах звучит музыка Мархабы Саби, написанная довольно давно. После январских событий режиссер встретился с популярной казахстанской певицей и попросил у нее разрешения использовать принадлежащую ей композицию в своем фильме:
«Эта песня вдохновила меня на написание сценария, она сама как манифест. Мы все находимся в системе, не только в Казахстане это происходит. Система глобальна – она превалирует во всем мире. Все перегибы, происходящие в мире – системные, та же пандемия, когда в домах заваривали двери. Сейчас мы понимаем, что это нелепица, но на тот момент мы считали, что так и должно быть. Январские события были шоком для меня, из карантина перешли в комендантский час. А потом началось в Украине, в Израиле. Жизнь не стоит на месте».
Кокпар
Рустем Абдрашев приходит к выводу:
«Мы живем в такое время, когда брутальные мужчины, подобные нашему главному герою, становятся изгоями. Они теряют работу, оказываются в тюрьме, их все время пинают. Сегодня герои не нужны. А такие, как злонамеренный, корыстный Базарбай, созвучен персонажам, подобным Бишимбаеву. Но я мягко пытался рассказать, не ушел в чернуху. Болезни современного общества корнями уходят глубоко. Шла обратная селекция. Негодяи выживали, благородные либо погибали, перекрашивались или уходили на дно».
Весь пыл своего сердца, протест против несправедливости режиссер вкладывает в ключевую фразу фильма «Фейковый Арман», когда главный герой говорит: «Дело не в этом железе (в автомобиле, который выиграл младший брат в кокпаре), а в мечте». Милиционер предостерегает Баху: «Ты со своей мечтой загремишь, ты с ума сошел?» На что старший брат возражает: «А ты будешь рабом».
Финал фильма открытый. И остается тревога – вместе с надеждой на лучшее. Эти герои – это мы все.
Фото из личного архива Рустема Абдрашева