Международная выставка «Только мечтателям светят звезды» открылась в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева и представила более 80 работ участников из разных стран - Казахстана, России, Узбекистана, Грузии, Украины, Испании, Италии, США и Израиля. Все работы посвящены необычному символу – черепахе. Что же это значит?
Лейла Ахмет Осман
Автором проекта выступила Лейла Ахмет Осман - мастер прикладного искусства, посол доброй воли между Америкой и Казахстаном. Организовал выставку Малик Жумагулов - художник-живописец, преподаватель кафедры академического рисунка и графики КазНАИ имени Т. Жургенова
Зрители выставки «Только мечтателям светят звезды»
Работы, выполненные в технике станковой живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства, привлекли внимание огромного числа зрителей: зал в Музее Кастеева был переполнен. Собрались мечтатели и ловцы звезд, любители черепашек – пришлось дожидаться своей очереди, чтобы подойти к той или иной картине, сфотографироваться с художниками. Подобный ажиотаж царил и на первой выставке, имеющей такое же название и прошедшей в 2017 году.
Наталья Баженова со своей картиной
Наталья Баженова - отличник культуры РК, член Союза художников Казахстана, руководитель отдела прикладного искусства Казахстана ГМИ РК имени А. Кастеева, куратор выставки «Только мечтателям светят звезды»:
«Нас радует популярность экспозиции «Только мечтателям светят звезды», в первой выставке 2017 года насчитывалось около 60 работ. А сегодня их более 80! Художники обращаются к образу черепахи, она в основе нашего проекта. Многие знают, что черепаха символизирует удачу, благополучие, исполнение желаний».
Прикосновение к тайне
Если анализировать символику выставки - образ черепахи, то, оказывается, все восходит к древности. Существует легенда: три тысячи лет назад в Китае случилось большое наводнение. Люди, желая задобрить речного бога Ло, смягчить его гнев, решили принести ему жертву, они делали это постоянно. И всякий раз после жертвоприношения они видели, как из реки выходит черепаха. Люди заметили, что любая такая черепаха имела необычные рисунки на панцире.
Магическая черепашка
Тяжелый панцирь венчал большой квадрат, который был расчерчен на девять клеток - по три в каждом ряду. Люди старательно изучали рисунок на панцире, чтобы понять, о чем им хочет сказать Господь. В каждой клетке панциря содержалась цифра, они стали складывать их - и какую бы комбинацию они не выбирали – горизонтальную, вертикальную или по диагонали - неизменно получалось число «15».
Жители Китая поняли, что именно такое количество жертвоприношений и нужно делать каждый раз, чтобы задобрить бога всех рек. Так они поняли, какое именно число жертв нужно преподнести. Въедливые китайцы также выяснили, что число «15» равно числу дней в каждом из 24 циклов китайского солнечного года. С давних пор черепаха является тотемным животным в Китае. Впервые изображение черепашки - квадрата с цифрами на панцире - встречается в Китае в 2200 году до н. э. Сетку чисел назвали «Lo Shu Magic Square» магическим квадратом Ло Шу. Черепаший квадрат был также обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо.
Запечатлеть счастливую черепашку
Как бы то ни было, сегодня эта легенда воспринимается почти как сказка. Но символ черепахи приняли, кажется, все народы. Куратор выставки Наталья Баженова говорит, что целью проекта стало желание раскрыть многогранность этого символа - через восприятие авторов из разных стран мира:
«Каждый художник, руководствуясь собственной композиционной идеей, воплощает общечеловеческие ценности добра, противопоставляя их хаосу современности».
Неуязвимый панцирь
У выставки есть собственный девиз: «Мир не совершенен, но мы можем сделать его прекрасным и свободным». И эти слова близки не только мастерам живописи и прикладного искусства, но и зрителям!
Примечательна экспозиция еще и тем, что в ней приняли участие не только известные художники, такие, как Виктор Мун, Эдуард Казарян, Омирбек Жубаниязов, Жамиля Такен, Гали Мырзашев, Малик Жумагулов, но также юные живописцы – ученики творческой студии Ажар Тюлебаевой «By ArT».
Работа юного участника выставки
Выставка, которая открывается во второй раз, обрела популярность – много желающих было в ней участвовать – приносили работы даже в день открытия, присылали из других городов еще не высохшие полотна, как Наталья Лигай и Гульмарал Татибаева из Астаны. Хорошо упаковали и доставили, успели потом и сами приехать на открытие выставки.
Множество смыслов Черепахи
Баженова отметила, что экспозиция привлекает именно тем, что «образ черепахи и связанную с ней символику воплотили художники разного опыта, навыков и мировоззрений». У каждого участника выставки получилась своя черепаха. Авторские произведения показывают черепаху в самых разнообразных ипостасях. То она с крыльями, то становится символом-оберегом или даже вовсе неожиданно – органайзером. Кто-то делает черепаху обитательницей внеземных сфер и пространств, а кто-то – теплой и доброй детской игрушкой.
Почти черно-белое фото
Пройдясь по выставочному залу, зритель видит черепаху окруженной восточными мотивами или обитающей в водных глубинах, также черепаха устремляется к звездам, покоряя вселенную, будто опровергая название вида – «пресмыкающееся животное».
Диалог казахской мадонны с черепахой
Баженова как никто знает, сколь богата фантазия художников, но, кажется, и она удивляется:
«Вот черепаха смотрит на нас с автопортрета художника- он сам увидел себя в черепашьем образе. А вот черепаха входит в караванный ряд, подобно верблюду, - как вечный странник пустыни».
Иные художники вышли за формат жанра полотна, гобелена или скульптуры – и создали анимационный фильм и комикс.
Футболка с черепашьей символикой
Представлена на выставке даже коллекция одежды с черепашьей символикой. Баженова смеется:
«Воистину, счастливая черепашка не оставила равнодушными ни зрителей, ни художников, она продолжает всех вдохновлять. А, значит, появятся новые работы и новые впечатления».
На выставке – мобила все помнит
В работах художников выразились не только фантазии, мысли, но и некие духовные искания, многоконфессиональные верования авторов. Куратор выставки упоминает казахстанского художника Агимсалы Дузельханова:
«Он написал акварель с черепахой, которая называется «Казахские народные сказки». В верованиях казахов присутствовала черепаха. В исламе это животное - символ уравновешенности и терпения, защиты и безопасности, долговечности и мудрости».
И в индийских, восточных, европейских сюжетах черепаха – больше, чем обычное животное. Вселенская или космическая черепаха - один из базовых символов тибетской астрологии. Древние сказания о сотворении Вселенной повествуют, что мир произошел от 5 животных, первая из которых и есть черепаха. Баженова остановилась у картины, где рядом с черепахой плывет рыбка:
«В православии рыба - символ Иисуса Христа. В целом в христианстве черепаха символизирует благопристойность и долголетие. Черепаха может быть представлена женщиной, живущей в уединении, прячущейся от мира, как прячется в своем панцире черепаха, или молящийся монах – в келье».
Учение фен-шуй гласит, что черепаха – символ мудрости, хорошего здоровья, долголетия. Это безобидное, казалось бы, животное в фэншуй выступает в роли защитника человека и окружающего его пространства.
Неля Супургибекова на фоне своего ковра-картины
Неля Супургибекова, жительница Санкт-Петербурга, специально прибыла на открытие, она – участница самой первой выставки 2017 года, приезжает в Алматы, по ее словам, «отогреться душой». Выставки, по мнению Нели, для того и происходят, чтобы люди «обменивались впечатлениями, получали опору для движения вперед, обретали смысл»: «Мечтайте, любите, творите и верьте в себя. Только мечтателям светят звезды».
Кiлем
Неля выбрала образ Кілем, потому что ковер – это нечто сакральное для народов, целых поколений:
«У меня не одна работа на эту тему: «Кілем маслом» - так называю эту серию. Для меня создать образ черепахи - задача почти детская, потому что она возвращает нас в некие забытые слои детства. И, чтобы прикоснуться к этому детству, нужны особые настройки».
И Неле удалось настроиться: ее работа «Кілем»-«Ковер», действительно, похожа на теплый коврик, к которому хочется прикоснуться, согреться душой и телом.