Красная провокация Германа Титова | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Красная провокация Германа Титова

2350
6 минут
Красная провокация Германа Титова
Галина Галкина


… Я ждала, чтобы зал опустел, разошлись зрители, и остались только картины на стенах. И в этой уединенности хотелось испытать ощущение присутствия – чего-то или кого-то. Именно так и названа шестая персональная выставка живописи Германа Титова «Ощущение присутствия», которая завершила свою работу в феврале.

Организованная Министерством культуры и информации РК и Государственным музеем искусств РК имени А. Кастеева экспозиция посвящена 60-летию художника.

Много ли это – 30 живописных произведений? Это целое пространство, в котором представлены объекты, крупные и мелкие, предметы, люди, цветы.

30 работ, созданных за год – это мощная энергетика, вложенная автором, излучаемая теперь картинами. Из-за преобладания красных, карминных, алых, оранжевых цветов казалось, что зал объят пламенем или залит закатным солнечным светом. Наверное, каждый, кто был на выставке Германа Титова, ощутил присутствие некой особенной силы.

Зал опустел, можно было переходить от полотна к полотну. И вдруг в зал стремительно зашли художник и куратор выставки. Я не договаривалась о встрече, но не упустила возможность взять интервью у Германа Титова.

news5079.jpg

Верочка 2022

news5080.jpg

Где-то рядом 2022

– Зрители по-своему понимают тему выставки. В основном склоняются, что ваши работы посвящены женщине. Это так?

– Здесь нет никаких женщин. У меня про солнце, которое я писал, и про людей. Первое, что важно – пространство. Люди составляют собой задний план. Они не должны доминировать, а лишь присутствуют как предметы. Вот ложка лежит на столе – она здесь главный персонаж. Человек в этом пространстве становится никем и растворяется. Царит мистика, в которой нет сюжетов. Вы видите обыкновенные бытовые сценки. Но я из этого сделал живопись и настроение. Человек настолько растворен в окружающем мире, что его просто нет. И только потом, как в фотографии, проявляются люди. Я так и ощущаю. Люди для меня не важны в этом пространстве. Поэтому я не пишу портреты. Мне интересны фигуры, состояние людей, общее настроение. Получаются фигурные портреты. Или фигурный портрет состояния.

news5081.jpg

Не слитно, не раздельно 2022

news5082.jpg

Просто 2022

Картина «Девичник» – именно такой многофигурный портрет состояния, по представлению автора. И, действительно, не сразу распознаются фигуры героинь полотна. Они – такие же предметы, как и все остальное в кафе. Художник хотел создать особое настроение выставкой. И ему это удалось.

– В ваших работах особая геометрия. Неустойчивая, ломаная. Это можно отнести к художническому приему?

– В картине «Девичник» падающее изображение – под наклоном. Сами девушки, стол, скамьи – в состоянии падения. Они вместе с мебелью скатываются куда-то. Я пытаюсь работать с этим движением.

news5083.jpg

Девичник 2022

– Девушки легкого поведения на фоне вывески «Merry Christmas». Они собрались в Рождество в кафе и что-то бурно обсуждают.

– Одно другому не мешает. Надо уметь запутывать зрителя. Чтобы он почувствовал: есть нечто по ту сторону полотна…

– Присутствует ирония, некий второй план: будто Иисус Христос взирает на них с небес. С горечью, но без осуждения. Ваша выставка названа «Ощущение присутствия». Чье присутствие вы имели в виду?

– Человек должен смотреть на картину и ощущать свое присутствие в ней. Он может соглашаться с тем, что изображено, или нет. Такое у меня самого было: пропитывался всем, что есть в картине, будто это я и есть. Цель работы – вызвать ощущение присутствия зрителя в картине, и мое, конечно, тоже.

В работах Германа Титова есть живое движение пространства, предметов. Перпендикулярны только края рамы. Как говорит художник: «Объекты валятся, падают, смещаются. А если бы все было линейно, прямо, то это неинтересно». Пространство движется – слева направо, справа налево. Объекты пребывают в падении, мир неустойчив, мимолетен, мифичен. Герман объясняет свой замысел – «создать искусственную кадрировку, искусственное цветовое напряжение». Но именно это и рождает подлинность. Если бы те же сюжеты были сделаны в стиле реализма, то, по словам Титова, стало бы фальшиво и скучно. «Но как только пережал с каким-то цветом, что-то поломал, добавил, то сразу появляется энергия, чувственность, выразительность. И вот оно – легкое скольжение вечернего солнца, которое все красит в красное. Зачем писать стены, когда можно выразить вот этот трепет, когда все волнуется, трепещет, горит на закате.

Картина так и называется «Трепет».

news5084.jpg

Трепет 2022 Холст, акрил

– Вот ваша работа «Пьяное утро». Но в ней все трезво и ясно. А как же мутное похмелье?

– Ты просыпаешься после вечеринки с алкоголем, видишь пустые бутылки на подоконнике, стены с нарушенной геометрией. Но с тобой просыпается чувство обостренности восприятия. И тебя все раздражает: красное кажется чересчур алым. Синее – вопиюще ультрамариновым. Это необычные для меня ощущения, и надо их передать. Хотя здесь нет человека, зритель оказывается в его шкуре. Или вот это полотно – «Сегодня останемся дома». На переднем плане женские и мужские тапки, их обладатели сегодня останутся дома, и будут заниматься любовью. Здесь нет людей, но есть ощущение их присутствия.

news5085.jpg

Пьяное утро 2022

news5086.jpg

Сегодня останемся дома 2022

– Почему у вас превалирует красный цвет?

– Мне кажется, красного цвета нет. Но если и есть, то это провокация. Цветовое напряжение нужно довести до предельного пика. Чтобы человек пришел и дрожал от злости, от ненависти, раздражения. Или соглашался. Зрителя нужно расшевелить. А если писать банальные картинки, где все реалистично, разве это кого-то тронет?

В полотне «Художник» Герман Титов изобразил свою мастерскую. Живописец за работой, всюду картины, в которые хочется всматриваться.

– Эту картину нужно было назвать «Бедлам». Здесь я шторки придумал, тарелочку прикрепил. Подставки под картины смастерил. В этой мастерской картины стоят на каких-то тумбочках, скамеечках, табуреточках. Я присутствую здесь. Не только как художник, но и во всех предметах. В этой выставке все не буквально: в ней игра со смыслами и названиями – «Ощущение присутствия». Присутствие пространства, предметов, людей, мое присутствие и – зрителя. Ощущение присутствие Бога, Создателя. Три ощущения присутствия – мое в картинах. Я сам написал их, сам горю, картины горят, отвечают мне. Также должно быть ощущение от присутствия зрителя. Если зритель здесь, в картине, значит, он ее понимает и принимает. И третье – божественное присутствие внутри работ. Получается триединство: автор – зритель – Бог.

news5087.jpg

Террасса 2022 Акрил

Герман Титов не писал каждую картину в отдельности, он придумал всю выставку – о своем ощущении. Представил в целом выставку, а написать картины стало, по его словам, делом техники. Хотя ему это нелегко далось. По словам Германа Титова, кто-то черпает силы в алкоголе, наркотиках, а он придумывает разные стимулы, черпает внутри себя:

– Для создания тридцати работ мне понадобилось почти полтора года жизни. Быстро написал. И нужно было сохранять энергию, чувственность, веру.

Справка:

Герман Титов родился в 1962 году в Днепропетровске (Украина), живет и работает в Москве и Алматы. В 1985 закончил художественно-графический факультет Казахского педагогического института (ныне Казахский национальный педагогический университет имени Абая). Участник выставок с 1990 года. Член Союза художников РФ.


Источник -  exclusive.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...