Что связывает Талдыкорган и художников Палеха – родины уникальных школ иконописи и лаковой миниатюры.
Светскому человеку в современном Казахстане палехская роспись знакома в основном по сувенирам — знаменитым палехским шкатулкам из России. На самом деле палехская школа — художественная традиция, живущая уже несколько веков. Это не только один из самых узнаваемых художественных стилей народного промысла, но и история иконописи.
Палех — родина уникальных школ иконописи и лаковой миниатюры. Это поселок в Ивановской области, который называют «городом художников», потому что каждый восьмой житель там — художник. Сейчас в поселке живут и работают более 600 живописцев. Выпускники палехского художественного училища, прямые продолжатели традиций одной из лучших школ иконописи занимаются в основном иконописью. Сам городок является достопримечательностью и пользуется популярностью у туристов со всего света.
Палехские иконописцы расписывали храмы, входящие в мировое культурное наследие, а шкатулки, созданные здешними мастерами, завоевывали высшие награды художественных выставок по всему миру. Центром иконописного промысла Палех стал в XVII веке, до революции была знаменита именно палехская икона. А миниатюра для живописцев стала возможностью сохранить древнерусскую художественную традицию в новой, атеистической культуре. Через семь лет после революции, в 1924 году, палехские потомственные иконописцы создали, говоря современным языком, апгрейд направлений в своей работе и сформировали палехскую Артель древней живописи, перенеся иконописные стили в лаковые миниатюры.
Советская власть к палехским художникам относилась лояльно, но не называя их наследниками многовековой традиции. В советские времена поселок был одним из немногих мест, где разрешалось открыто демонстрировать иконы. Благодаря этому здесь сохранилась уникальная коллекция христианского искусства XIV–XIX веков. Главный храм Палеха – Крестовоздвиженский – отличается своими внутренними росписями. Как отмечают искусствоведы, это последняя в истории искусства роспись, созданная в традициях древнерусской фресковой живописи.
Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год
Когда же в советское время искусство, обработанное идеологией стало называться народным промыслом, художников стали называть крестьянами. Появились сюжеты, навязанные идеологией. Если сначала они были просто сказочными, то потом в таких сказках стали отображаться события тех лет и сюжеты, возносимые советскими агитпропами — изображался полет в космос или уборка урожая. Создавались даже сувениры с революционной тематикой к всесоюзным выставкам или как эксклюзивные подарки партийному руководству
Но на самом деле миниатюры палехской артели древней живописи писались на вечные сюжеты, которые отправлялись на экспорт. Запад, впервые оценивший палехское искусство на выставке в Венеции в 1924 году, охотно покупал шкатулки, но без сюжетов агитки, а с привычными, сказочными мотивами.
Чтобы увидеть палехское искусство в Казахстане, не обязательно ждать выставки или ехать в Палех. Сегодня лучшие палехские мастера работают над росписью православных храмов республики. И это действительно высокое искусство.
Так, на днях в Талдыкоргане, во время празднования в память перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, Митрополит Александр освятил новую палехскую роспись местного храма. Храм во имя святого архангела Гавриила в городе появился около 20 лет назад. Раньше на месте будущего храма располагался пустырь, который со временем превратился в свалку. Впоследствии земельный участок был передан верующим.
Краеугольный камень в основание церкви заложен 22 мая 2002 года. За основу в архитектурном проекте были взяты эскизы классических каменных храмов Святой Руси. Церковь возводилась на добровольные пожертвования. В 2003 году была объявлена акция «Кирпичик для храма», и талдыкорганцы активно откликнулись на нее. За четыре месяца было принесено 140 тысяч кирпичей. Кто-то привозил много, кто-то по 10-20 кирпичей на машинах и даже на санках. В том же году стены были возведены на 95%.
На протяжении всего периода возведения здания в строящейся церкви совершались службы. В 2015 году в Талдыкорган прибыли колокола, отлитые на московском заводе. Самый большой весит 700 кг. В 2022 году начата роспись стен и сводов храма. До появления этого храма у талдыкорганцев церкви не было. Точнее, были давно два старинных храма, прекративших функционирование в советское время.
Когда-то, когда в XIX веке на месте будущего областного центра только появилась село Гавриловское, жители села обратились к властям с просьбой дать разрешение на строительство церкви на собранные жителями средства. В первой половине 70-х годов на базарной площади была срублена из стволов тянь-шаньской ели церковь, крыльцо которой было выложено из каменных блоков. Впоследствии большевики ее по традиции превратили в Дом культуры, но сначала – в краеведческий музей. К сожалению, церковь не сохранилась.
Вторая церковь в Гавриловском была выстроена в том же XIX веке из обожженного кирпича, положенного на сложный раствор, под шатровой крышей, выдержанная по канонам христианского храма. Вот как храм описывает краевед Андрей Березин: «Даже в 80-е годы минувшего века здание являло собой красоту, и, несмотря на поздние замазки, храм выгодно выпадал из скучного однообразия сельских построек. Устремленность вверх усиливалась интересным решением четырех углов, представлявших собой резные колонны, сомкнутые в паре. В советский период реквизированное здание храма использовалось под склад, а затем в нем продолжительное время находился городской узел связи, радиокомитет и одно из почтовых отделений. Но в результате реконструкции базарной площади и территории городской автостанции, это единственное здание - свидетель двухвековой истории Талды-Кургана - по решению городских властей было снесено. Стены, простоявшие более века, не хотели поддаваться отбойным молоткам». К сожалению, фотографий храма не осталось.
Сегодня храм во имя архангела Гавриила в Талдыкоргане является местной достопримечательностью. По праздникам сюда приезжают люди из окрестных сел и городов. Но имеющий красивую архитектуру собор до нынешнего времени не имел росписи. И вот она появилась. И это без преувеличения можно назвать произведением искусства, которое может сохраниться, пожалуй, на века и стать историей.
Росписью занималась целая бригада проверенных временем мастеров иконописи. Год над проектом работало десять человек. В бригаде мастеров из Палеха были также иконописцы из Владимира и мастера Казахстана, но основной костяк – это палехские художники. Чтобы сделать такую уникальную роспись, сначала пришлось возводить леса.
Галина Киселева за работой
Галина Киселева
Руководила бригадой мастеров художница Галина Киселева, которая окончила палехскую изобразительную школу, работала иконописцем в Палехе и расписывала храмы в России. Но вот уже долгое время она живет в Алматы и расписывает храмы. Приехала сюда по приглашению и осталась жить и работать, занимаясь любимым делом. Галина рассказала, что для росписи храма использовалась техника – силикатная живопись, очень стойкая краска, которая будет служить долгие годы.
Источник - dknews.kz