Искусство бесконечной благодати | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Искусство бесконечной благодати

1171
10 минут
Искусство бесконечной благодати

Беседовала Евгения Морозова

Фото: АПН

В Государственном музее искусств им. Кастеева с аншлагом идет выставка «Древнерусское искусство». В экспозиции представлены произведения иконописи из собраний музея и коллекции Казахстанского митрополичьего округа.

Искусствоведы уже успели назвать выставку уникальной. В выставочном зале представлено более 120 экспонатов, каждый из которых имеет огромную культурную и историческую ценность, а самые старинные датируются XVII веком. Есть здесь и работы современных мастеров церковного искусства. Эти экспонаты удивляют поразительным мастерством ювелиров, швей, вышивальщиц. Оказалось, что выставка интересна не только специалистам, но и самым обычным зрителям. О том, почему это произошло, чем зацепила экспозиция рядового алматинца и как правильно «смотреть» подобные выставки, мы говорили с Ольгой Батуриной.

Она кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории изобразительного искусства КазНАИ им.Т.Жургенова, эксперт ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия.

- Ольга, как вы думаете, почему такой успех у этой выставки? Все-таки церковное искусство - иконы, Евангелие, церковная утварь и облачение священнослужителей – казалось бы, это очень специфические вещи, не всем понятные. Что привлекает людей в этих экспонатах? 
фото 2.jpg

- Очень редкое обращение к такой теме: за все последние 25 лет это, наверное, первая выставка именно икон. Этим выставка уже уникальна. Потом, конечно, она уникальна своей экспозицией, которая собрана сразу из двух коллекций: из коллекции музея и из коллекции митрополии. Почти все выставленные музеем иконы всю свою музейную историю провели в запасниках, и зрители сейчас их увидели первый раз. А там можно увидеть развитие иконописной школы. Конечно, нет самого Феофана Грека (византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей, около 1340 - около 1410, - прим. Е.М.), но стили иконописи представлены от Симона Ушакова (русский московский иконописец и график, 1626 г. - 25 июня 1686 – Е.М.) до самых современных икон. К тому же сейчас людям не хватает опоры в этом мире, обнаруживается острый дефицит ценностей в нашем обществе, обществе потребления. Сейчас потребление – как индикатор: чем у тебя больше, тем ты счастливее. Но оказалось, что этот принцип ложный. Потребление никого не делает счастливым, только сытым. Люди смутно ощущают недостаток чего-то важного, глубокого, глубинного. Потому что он должен быть – поиск смыслов. А всё искусство, живопись, театр, музыка – это всегда про поиск смыслов, скрытых, спрятанных. Икона – это особое искусство, потому что она очень далека от реализма. Это абсолютно условное искусство, зашифрованное, уход от реальности.

фото 3.jpg

В строгом смысле слова икона – это вообще не живопись. И люди любые, разного уровня образования, прекрасно понимают, что это духовная жизнь. Как раз то, в чем они испытывают острый недостаток сейчас. Помню, например, как в этом же зале несколько лет назад проходила выставка Николая Рериха. Я знаю отношение церкви к творчеству Рериха – это где-то даже антагонизм, неприятие. Тем не менее там тоже было огромное количество зрителей. И это тоже говорит о потребности людей в искусстве. Не как в аттракционе развлекательном, а в искусстве, как способе подумать. И в том числе о себе самом, о самом главном. О том, для чего я здесь, почему я здесь, и что сейчас происходит в мире и во мне. И иконы в этом смысле, мне кажется, тоже как приобщение.

- Ольга, скажите, пожалуйста, а человек, зритель, который идет на выставку, он должен быть готов к тому, что он увидит, или он может отпустить все эмоции и наслаждаться?

- Мне кажется, к восприятию любого вида искусства надо готовиться, надо все-таки настроиться на него. Вот как на концерт музыки вы идете, к примеру Арво Пярте (эстонский композитор, создатель авторского стиля tintinnabuli, в котором специфически воплотил принципы техники минимализма и эстетики «новой простоты» в музыке – Е.М.). Если вы идете туда, вы должны понимать, что вы там услышите. Это музыка непростая и для человека неподготовленного может быть шоком. Так же, как вы идете на концерт Баха, на Шостаковича, на какую-то сложную музыку.

- О да, понимать такую музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. С изобразительным искусством так же? Как правильно «смотреть» иконы с точки зрения искусства, на что обращать внимание?
фото 4.jpg

- Я не рассматриваю никогда иконы как церковное искусство. Точно так же, как искусство Ренессанса я не рассматриваю, как библейское искусство. Для меня живопись – это всегда нечто большее, для меня это главный смысл человечества. Потому что это единственное, что остается после всех катастроф и войн. Но иконы все-таки с их такой строгой лаконичностью и каноничностью, уплощенностью, графичностью, линейностью похожи на стихи. На ребусы, на послание зашифрованное. Особенно, если на такие выставки приходят люди, далекие от церковной жизни. И они ведь их рассматривают по-своему. И вдруг обнаруживают, что при всей условности иконописи, там все понятно. То есть, ты все равно видишь на иконах свет любви, нежности, строгости. Иконы – это ведь не портреты, иконы – это лики. И это лики того главного, что мы всегда чувствуем в себе, но не всегда признаемся. Половина людей сейчас считает себя агностиками, вторая половина – атеистами. И вообще это грубый, вульгарный материализм, который был парадигмой 20- го века, он, конечно, завел человечество в тупик. Мне кажется, что вот этот возврат и к Богу, и к церкви тоже, он абсолютно логичен. Потому что вся вера в прогресс в науке она оказалась не то, чтобы ложной, но не привела нас к какому-то результату. Не сделала нас свободными и счастливыми, как это планировалось. А духовное развитие – это источник счастья, потому что это источник твоего смысла… У нас такой удивительный музыкант есть Ильяс Дуйсен, дирижер и оперный певец. Он на свои деньги организовал концерт и разучил сложнейшую музыку Арво Пярте, живого классика 20-го века. Это духовная музыка. И вот в алматинской филармонии наша капелла им. Байкадамова исполняла сложнейшую музыку. И когда ты слушаешь эту музыку, ты понимаешь, что нет стен, нет реальности, что ты говоришь с Богом. Чувствуешь, что душа не что-то отдельное, единый поток. Я чувствую то же самое в этом зале, где сейчас проходит выставка икон.

- А человек, который идет на такую выставку, должен ли подготовиться к восприятию такого искусства?
фото 5.jpg

- Мне кажется, надо настраиваться на любое искусство. Если вы прочитаете даже какие-то азы перед выставкой, то вам это очень поможет. Нельзя просто забежать с улицы в суете, запыхавшись, и смотреть. Вообще любую живопись нельзя так смотреть. А тем более иконы – это, может, самое сложное, что есть в изобразительном искусстве. Потому что иконы - не совсем живопись или даже совсем не живопись, поэтому тут, конечно, нужны знания дополнительные. Но даже если вы просто знаете азы – почему изображение в иконе уходит от пространственности, от объемности, почему там нет внешнего источника освещения, почему там искаженные всегда пропорции и очень уплощенные?.. Там сделано всё, чтобы зритель понимал, что перед ним нереальный мир, божественный. Мир другого пространства и другого измерения. Вне времени и пространства. Перед иконой стоит не зритель, а молящийся человек. Но это в идеале. А по факту все будет зависеть от уровня развития человека. Если он приобщен к искусству, он всё поймет. Хоть даже и не знает чего-то, ему не помешает незнание каких-то канонов.

- Он поймет красоту…

- Да, он поймет красоту. Как мы понимаем красоту каллиграфии, японской или китайской, или красоту миниатюр тебризской (персидской) школы. Мы понимаем, даже если ничего о ней не знаем.

фото 6.jpg

Искусство – это всегда шаг навстречу художнику. Не может быть пассивного восприятия искусства. Конечно, нам кажется, что мы можем пассивно смотреть на пейзаж Левитана. Но на самом деле, если зритель не проходит ту же самую работу, что и автор, то половина смыслов остаётся за пределами. И лучше, конечно, ходить с кем-то, с проводником… В музее проходят экскурсии по экспозиции – со специалистом, конечно, лучше погружаться в этот мир. Но даже если вы приходите туда сами, но не праздным наблюдателем таким, а даете себе труд вникнуть, то есть вдумчиво рассмотреть, то всё становится понятным.

- Ольга, а у вас был проводник на этой выставке?
фото 7.jpg

- Я была там, обожаю вообще быть в любом музее, с отцом Андреем (Андрей Плетень – профессиональный художник, иконописец, дьякон – Е.М.), потому что он тоже художник. Мы с ним вместе учились на художественно-графическом факультете Алматинского педагогического университета. И весь духовный путь на моих глазах он проходил. Как он пришел к Богу, к церкви. Я видела, что это непросто, это не игра. При этом он не абстрагируется от обычной жизни, поэтому многие вопросы с ним можно запросто обсуждать. Задавать вопросы, которые ты не решаешься задать.

фото 8.jpg

Я не специалист по иконописи, и была на выставке как любитель. Отец Андрей очень мне помог. Он священник, а глаза священников постоянно встречаются с иконами. К тому же отец Андрей еще и художник – с ним ходить по такой выставке одно удовольствие. Он видит огромное количество деталей, которые ускользают от обычного зрителя. Человек посвященный покажет тебе, что у евангелистов, у каждого из них на иконе свое изображение, причем обязательно с какими-то природными знаками. У Иоанна это орел. Это символизирует высокое парение мысли…

- На афише выставки как раз изображен Иоанн Креститель, и внимательный зритель там может разглядеть детали…

- Да! Для понимания художественного произведения очень хорошо, когда укрупняют маленькое, крупным планом делают. Тогда ты по-другому смотришь на само произведение и на смысл его. Вспоминаешь историю, тебе интересно больше узнать про историю.

Я недавно была в Эрмитаже. И там зашла в сокровищницу скифов. Я думала, я все знаю про золото скифов, зачем мне проводник. Но там нельзя ходить без экскурсовода, и это хорошо: например, на пряжке скифского царя он показал мне ежика. Этот ежик занимал, наверное, сантиметр, меньше даже. У этого ежика были красные глазки. Если бы на этой детали экскурсовод не акцентировал мое внимание, я бы ни за что этого ежика не увидела. Я бы увидела то, что уже знаю. Наше стереотипное зрение – ты всегда видишь то, что ты хочешь увидеть.

Еще я запомнила очень хорошо золотой погребальный сосуд, потому что на нем была чеканка удивительная. С одной стороны воины, она сначала объемная, а с другой ты проходишь вокруг неё, она ростом с человека, и они вдруг становятся плоскими. И я поняла, как из реальности они переходят в вечность. Такой художественный прием, который показывает другое измерение. Из объемного трехмерного – в плоское. А это эпоха бронзы, пятый век нашей эры.

- То есть получается, что человек из трёхмерного пространства ушёл в двухмерное.
фото 9.jpg

- Да, в какое-то условное измерение, нам недоступное. Еще экскурсовод, доктор наук, акцентировал внимание, что такой точной работе с золотом научились скифы у греков. Греки, конечно, считали скифов дикими, но тем не менее какие-то контакты были между ними. И там можно увидеть работы, где золото тоньше волоса, и из него накручены украшения. Каким инструментом они делали такую тонкую нить золотую, тоже непонятно. То есть на любой выставке открываешь для себя что-то новое.

- А меня на выставке древнерусского искусства потрясла митра, головной убор епископа, невероятно искусная работа…
фото 10.jpg

- Помню ее, конечно. Она современная, но какое потрясающее золотое шитье. Я ходила вокруг нее кругами. Там есть современные работы, которые митрополия представила. И эти работы удивительные, их надо видеть, разглядывать и потрясаться мастерству ныне живущих мастеров.

Детали – это очень важно. Тот, кто умеет их видеть, тот умеет видеть искусство.

- Спасибо!

По материалам -  ru.sputnik.kz

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также