Тараз: кто похоронен в историческом мазаре городского парка | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Тараз: кто похоронен в историческом мазаре городского парка

Тараз: кто похоронен в историческом мазаре городского парка

О знаменитом мазаре Айша-биби, визитной карточке туристического Тараза, я уже рассказывал. Однако чудесный мавзолей, хотя и оказался почти что в городской черте современного облцентра, лежит на некотором расстоянии исторических руин средневекового города.

Из древнейших памятников, сохранившихся до наших дней в самом Таразе более-менее сохранилось два «античных» мазара на берегу древнего канала Туйте. Когда-то они располагались на местном «узбекском кладбище» Аулие-Аты (которое, в свою очередь раскинулось на месте еще более древнего таразского некрополя). Но кладбища того давно нет и оба мавзолея оказались ныне в городском парке.

Остановимся на наиболее древнем и почитаемом «мавзолее Карахана».

Карахан: чьих будет?

Согласно народному преданию, в большем из них (и более почитаемом) покоится прах Карахана. Властителя, происходящего, по мнению пионера туркестанской археологии В. А. Каллура, «из племени уйгуров или карлуков, царствовавшего в конце X века, основателе династии Караханидов или Илек-Ханов, который из тюрок первым принял мусульманство».

В XI веке Караханиды стали полноправными тутошними властителями. Именно при них Тараз достиг истинного процветания и расцвета, обзавелся водопроводом и банями, и был столь силен, что в какое-то время подчинял своей власти и Самарканд, и Кашгар.

Другое любопытное свидетельство от еще одного пламенного туркестанского краеведа И. А. Костанье свидетельствует, что:

«Святой Хазряти-Аулия слыл в народе под именем Карахана; но настоящее его имя было Ша-Махмуд. Он прожил на белом свете 95 лет, из коих 15 лет посвятил Богу, находясь все время в молитве и посте и не показываясь народу, а 40 лет правил уйгурским народом, среди которого были и уйгуры, и китайцы, и калмыки, и другие народности…»

Аулиеатинский казий Абдулла выводил родословную этого умершего в 866 году Ша-Махмуда от самого зятя Пророка.

Как увязать в одном лице этого, происходящего с Запада святого, с завоевателем, пришедшим с Востока? Можно предположить (так бывает в истории), что здесь мы имеем дело с «сослоением личности» из двух диаметральных противоположностей. Если так произошло, то, очевидно, так было нужно.

Беспокойная могила

Но кто, в таком случае, покоится в мазаре? Провал времени, отделивший наше время от той эпохи, когда обо всем было известно доподлинно, оставляет профессиональным историкам и скромным почитателям музы Клио необозримый простор для азартного поиска.

Важно понимать то, что весьма почитаемый доселе мавзолей, который в сегодняшнем Таразе является чем-то вроде сакрального дворца бракозакрепления (сюда, в важный день, приезжают брачующиеся таразцы), вряд ли имеет сходство с тем архитектурным первообразом, который впервые появился над могилой где-то еще в X-XI веке. Бедный и невыразительный декор, наблюдаемый ныне, появился в результате «ремонта», проведенного по инициативе благочестивого ташкентского ишана Саида Бекханова в 1905-1906. Тогда, по существу, на месте обветшалого строения был выстроен новый мавзолей.

Окончательно добила его советская реставрация 1970-х годов, после которой внутри мазара разместился атеистический отдел местного музея.

То, что еще в начале прошлого века памятник выглядел вовсе не так, демонстрируют старые фотоснимки, запечатлевшие остатки его утраченного убранств. На них, между прочим, наблюдается некоторое сходство мавзолея Аулие-Ата с мавзолеем Айша-Биби (легендарной невесты святого). Главным украшением и здесь была богатая кирпичная декорация и резная терракотовая орнаментация.

Стержень истории

Несмотря на выхолощенный архитектурными чистками облик, мазар Карахана сыграл ключевую роль в истории Тараза-Аулие-Аты-Джамбула-Тараза (жаждущие абсолютной истины могут втиснуть между Таразом и Аулие-Атой – Наманган-коче, а между Аулие-Атой и Джамбулом еще и Мирзояна, чьим именем город назывался с 1936 по 1938 годы). Так вот, в годы забвения городской жизни (напомню, что между славным Таразом и Аулие-Атой лежали века руин), именно мазар Карахана был тем стержнем, вокруг которого теплилась тутошняя история. Недаром именно на него начали нанизываться кварталы нового города, вставшего позже над руинами прежнего.

И еще одно важное замечание. Как и «Великий Шелковый Путь» (термин был изобретен немецким географом Рихтгофеном в 1877 году), «Караханидское государство» – название условное и искусственное. Его ввел в научный оборот русский ориенталист В. В. Григорьев. Исходя из наименования титулов верховных правителей – кара-ханов (кара-хаканов).

Современные переводчики, кстати, часто трактуют этот титул прямолинейно и буквально, как «черный хан». Не задумываясь – чего в нем может быть черного (ну, не африканский же след?). На самом деле, по мнению ряда исследователей, «кара» древних тюрков следует переводить, как «главный» или «верховный».

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также