
Праздник 1 мая был одним из самых любимых в СССР. В Советском Союзе, напомню юным, он отмечался как «День международной солидарности трудящихся всех стран». А это уж после, когда наследники решали судьбу наследия, в постсоветских странах начались попытки и казусы с «переименованием» и перепрофилированием Первомая, а то и его полным запретом.
Красный день календаря
Главным моментом Первомайских празднеств в СССР считались праздничные демонстрации. Чего демонстрировали? Солидарность с бесправным, забитым и лишенным веры в завтрашний день пролетариатом капиталистических страна! Как демонстрировали? А вот так – массовым шествием с плакатами, портретами, цветами и улыбками, по главной площади своего населенного пункта. Перед кем демонстрировали? Перед всем миром (но это – риторически), и перед трибунами с лучшими людьми своего населенного пункта (конкретно).
Однако само шествие по площади было лишь коротким моментом праздничного (нерабочего!) дня. Зачинавшегося рано утром – со сбора ведомственных колонн в определенных местах, долгого выхода к площади мимо торговых лотков, неформальных встреч с друзьями, спонтанных песен-танцев в тени ажурной весенней листвы, флиртом с красивыми, парадно одетыми женщинами, периодического исчезновением взволнованной мужской части демонстрантов в ближайшие дворики и подворотни (и возвращение обратно в приподнятом настроении), безобидных шуток и скабрезных анекдотов в адрес тех, кто обреченно взирал на все это с портретов.
И продолжавшегося… домашними посиделками и уличными гуляниями, до позднего вечера и праздничного салюта.
Считалось, что наши демонстрации изначально были приурочены к массовой стачке американского пролетариата в Чикаго – 1 мая 1886 года. Позже объявленной и узаконенной конгрессом II-го интернационала в Париже (в 1889-м) в качестве Дня международной солидарности. Идея пришлась впору, и уже на следующий год многотысячная первомайская стачка прошла в России, в Варшаве (тогда Польша была еще частью Российской империи).
Ну, а дальше пошло-поехало.
Наиприятнейшая форма протеста
Проявить солидарность хотели многие. Однако, не всем же было лезть на баррикады. После того, как правительство подзатянуло гайки, в России появилась новая форма классовой борьбы – «маевка» – пассивная и приятная. Инициатива понравилась. Со временем даже начали считать, что начало празднику Первомая положили именно «маевки», эти нелегальные пикнички рабочих и служащих старой России.
На представленном здесь снимке из моего архива – такой «выход на природу» молодых петербуржцев начала века. Вполне возможно, что это и не маевка, подобные прогулки для горожан в любое время года считались большой радостью. Здесь, судя по одежде, мы имеем дело не с пролетариатом, а с представителями среднего класса, скорее всего студенческой молодежью. Которая, особенно недоучившаяся, и делала революции.
Вот как, коротко и по-марксистски выверено, объяснял суть мероприятия советский «Энциклопедический словарь»:
««Маевка» – в дореволюционной России нелегальное загородное собрание трудящихся или демонстрация в день международного пролетарского праздника – Первое мая».
Тут демонстрация вторична.
Первомай без солидарности
Примечательно, что изначально такие первомайские гуляния вовсе не несли никакого революционного смысла. Более того, при ближайшем рассмотрении оказывается, что «маевки» вообще-то появились в России раньше демонстраций. И никакого революционного смысла изначально вообще не имели.
Откуда взялась маевка на самом деле?
На Руси май по традиции встречали трудовыми достижениями. В этот день по старому стилю отмечался Еремей Запрягальник, на которого «запрягай коня в соху, выезжай на посев». Переменившийся по декрету Совнаркома календарь сдвинул Еремея аж на 14 мая, и нынче на этот день у нас приходится Косьма свекольный, морковный. На него рачительные хозяева засевали в былые времена морковь, свеклу.
Так что маевка – маевкой, а морковка – морковкой! К русскому аграрному календарю никакого отношения она не имеет. Это – традиция чисто городская, причем заимствованная.
«Этот западный праздник переселился в наши загородные рощи и раскатывается только в экипажах со всеми заморскими затеями... Московское майское гуляние отправляется в Сокольницкой роще, где прежде наши цари потешались охотами звериною и соколиною. В Петербурге первое майское гуляние отправляется в Екатерингофе и заведено с недавних времен. Наши старые школьные майские праздники перешли к нам из Польши и Литвы».
Таким представлялось положение вещей жившему в домарксистское время замечательному собирателю русского фольклора Ивану Сахарову.
Так что первомайские празднества пришли к нам с Запада. У шведов, немцев и англичан они издревле считались самым радостным временем, порой веселых хороводов вокруг майского дерева. И все?
Нет, не все. Копнем глубже.
«Май», «маий», само название, когда-то занесенное на Русь из Византии, восходит корнями к имени почитаемой в Древнем Риме Доброй Богини, или Майе. Ей посвящался не только весь древнеримский месяц, но и праздник, начинавшийся конце апреля и заканчивавшийся в начале мая.
В эти дни респектабельные жители «вечного города» шутили и дурачились, обливая друг друга водой, – купались в своем Тибре, а в само первое мая с утра выходили с музыкой песнями за город – собирать зеленые ветви на украшение своих домов.
Достаем метлу!
И еще один момент, мимо которого трудно пройти в данном исследовании. «Майская ночь». Вот, что сообщает о ней Л. Штернберг в энциклопедии Брокгауза-Ефрона (в статье с говорящим названием «Шабаш»):
«У немцев главный полет ведьм происходит в первую майскую ночь (Walpurgisnacht), некогда посвященную Фрее. Немецкое предание об этой ночи лучше всего характеризует смешанные черты Ш. Среди сонма ведьм, оборотней и давно умерших женщин (души усопших в свите Одина), слетевшихся на Ш. каждая со своим возлюбленным чертом, при свете пылающих факелов, восседает на большом каменном столе сам сатана в образе козла, с черным человеческим лицом. Здесь, со своей королевой во главе, ведьмы, после коленопреклонения и целования сатаны, начинают докладывать ему о содеянных ими злых деяниях и сговариваются о планах новых дел, причем в случае недовольства которой-нибудь из них сатана тут же награждает ударами провинившуюся.
По окончании деловой церемонии, при свете факелов, зажженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: едят лошадиное мясо, а напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. Затем следует бешеная постыдная пляска ведьм с чертями, от которой на другой день остаются на месте следы ног коровьих и козьих. Инструментами для музыкантов служат, вместо волынки, лошадиная голова, а вместо смычка – кошачий хвост. Далее, совершается сожжение козла, черного быка и черной коровы. Ш. оканчивается свальным соитием при полном мраке, после чего ведьмы на своих метлах возвращаются домой».
Всех с праздником 1-го мая!
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора и из архива автора