Невский ход. Самое массовое крестное движение в России | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Невский ход. Самое массовое крестное движение в России

Невский ход. Самое массовое крестное движение в России

Самый масштабный крестный ход мне довелось наблюдать десять лет назад в Санкт-Петербурге. Возможно, это был вообще-то самый масштабный в новой России крестный ход. Как утверждали организаторы, тогда в нем приняли участие 100 000 человек.

Это регулярное шествие, проводимое в городе на Неве каждый год 12 сентября, посвящено перенесению мощей святого князя Александра Невского. Как и многое «коренное» в городе Св. Петра, и это действо ведет свой отсчет от деяний неутомимого зачинателя и основателя – Петра Великого. Именно он под конец жизни решил перенести мощи святого князя Александра Невского в свою новую столицу. Утвердив таким образом преемственность радения за Русскую землю.

Мощи угодника, переправленные из Рождественского монастыря во Владимире по водному пути, царь встретил в устье Ижоры, и перенес на свою лодку.

«...Стал сам у руля, а своих сподвижников превратил в простых гребцов. Лодка, сопутствуемая множеством других судов, прибыла в Петербург, где ее первым встретил ботик Петра, а затем императрица, весь двор, все духовенство, вся гвардия и народ. Государь с приближенными поднял с лодки святыню и под богатым балдахином перенес в освященную только в этот день Александровскую церковь, где она и пребывала до постройки главного собора», – это из самого вдохновенного описания «Старого Петербурга», принадлежащего незабвенному перу Михаила Пыляева.

Как и многое, что связано с православием, крестный ход 12 сентября, который проводился в Санкт-Петербурге со времен императрицы Елизаветы Петровны и даже считался нерабочим днем, был отменен в советское время. И возрожден только в 2013-м.

Кстати, Александро-Невская Лавра, где и доныне покоятся мощи святого благоверного князя, строилась также по велению Петра Первого. На том самом месте, где 15 июля 1241 года Александр Невский навалял шведам. Неслучайно после своей победы над тем же врагом (окончательной!) Петр отыскал это место и повелел строить монастырь, возведение которого началось в 1712 году.

Оттуда, кстати, выходит встречный Ход (не столь масштабный) с мощами князя. Оба они встречаются на площади Александра Невского перед входом в Лавру.

Маршрут основного шествия, таким образом, от Казанского собора до Александро-Невскую лавры. То есть, весь тот исторический путь, некогда соединявший строящийся Санкт-Петербург с обителью. Та самая знаменитая «Невская першпектива», проложенная через леса и болота и положенная в основу одной из величайших улиц планеты – Невского проспекта.

В обычные дни Невский отдан на откуп многозначительной суете и напоминает красивый рукотворный каньон, по дну которого движутся разнонаправленные струи, нервно подергивающиеся на стрежне и вальяжно текущие по закраинам. Но этот день необычен. Таким Невский быть может и не престает никогда более. Все течение устремляется в одном направлении и подчиняется одному ритму. Целенаправленный Невский!

Впечатляет начало движения. Особенно если смотреть откуда-нибудь из створа Аничкова моста. Когда осушенное русло Невского захлестывает стремительно приближающаяся людская волна. Никто не устоит супротив этого одухотворенного вала – смоет и захватит с собой. Стихия!

Но, хотя все движутся в одном устремлении, в одном потоке, все сущие тут – разные в своих устремлениях и страстях. Вначале, вокруг иконы Казанской Богоматери и вослед ей, шествует несколько сотен священнослужителей всех рангов и статей. Вместе с непременными депутатами и отцами города. Серьезные, устремленные и временами чересчур деловитые.

А далее Невский проспект заливает кажущаяся бесконечной толпа разнородного люда. Тут и неизменные старушки с иконками, солдаты-матросы, сбивающиеся в колонны, празднично одеты казаки, монархисты и анархисты, члены всяких объединений и фондов, истово верующие и откровенные молодые тусовщики, туристы и... Да кого тут только нет! Особенно под конец, когда к Ходу примыкает всякий жаждущий, наблюдавший до того шествие с тротуаров.

Однако энергетику действа «примкнувшие» не портят. Оставаясь на почтительном расстоянии от тех значений и смыслов, которые вкладываются предстоящими. И, как знать, может быть для кого-то такой вот случайный заход со стороны может стать прологом дальнейшего единения с православием.

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

Новости православия в Казахстане и мире – читайте на сайте АПН и на наших страницах в соцсетях!

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также