Кармель: жертвенники Ваал, неистовство Ильи-пророка и райские сады бахаистов | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Кармель: жертвенники Ваал, неистовство Ильи-пророка и райские сады бахаистов

Кармель: жертвенники Ваал, неистовство Ильи-пророка и райские сады бахаистов

От нестерпимо соленой воды цвет моря у берегов Палестины какой-то утрированный, неестественно-эталон­ный голубой. Но таких оттенков, как в Хайфском заливе, я вообще здесь не видывал – прохладные разводья полпрозрачного купороса, поверх сла­дострастно-синей пучины...

Земля ваалов

Ленивое дыхание пресытившихся волн, отзвук бушующего в открытом море шторма, ласкало очарованный взор и увлекало настоль­ко, что переключить внимание на при­ближающийся берег не было никакого желания.

И лишь когда мутная портовая взвесь желтоватым щупальцем рас­секла голубизну, я смог наконец-то отдаться созерцанию наползающего склона Кармеля, облепленного белы­ми зданиями Хайфы.

Циклопических сооружений и не­боскребов в городе не видно, за ис­ключением двух бетонных зубцов на самом верху. Остальные же здания кажутся совсем небольшими. Планировка улиц не просматривается, и складывается впечатление, что Хайфа – гра­достроительная стихия. Плоские кры­ши обсижены приземистыми черными бочками «солнечных бойлеров» — горячая вода в израильских домах не зависит от настроений шахтеров Юж­ной Америки, откуда страна возит уголь. Тепло здесь норовят по­лучать напрямую, от Солнца.

А о том, что с ним в Хайфе всегда было хорошо, свидетельствует биб­лейская история – именно здесь, на горе Кармель, вечно отступавший от своего Бога народ ветхозаветного Израиля понастро­ил во времена царя Ахава жертвенни­ков Ваалу. Вернее – «ваалам», «гос­подам», как было принято называть местных богов дабы не проговорить настоя­щего имени и не нарушить табу.

Сре­ди прочих «ваалов» на Кармеле навер­няка присутствовал и Баал-Хаммон – «хозяин жаровник», ответствующий за Солнце в местном пантеоне.

Родина Ильи-пророка

Здесь, на вершинах Кармеля – «Божьего ви­ноградника» – произошло то самое за­хватывающее состязание неистового Пророка Илии с вааловыми жрецами. Когда, защищая своего Бога, святой не только совершил его именем метео­рологическое чудо, посрамив супоста­тов, но и разрушил их алтари, покидав для острастки самих шарлатанов в бли­жайшую пропасть.

Место, где обитал в пещере про­рок, и пропасть, куда отправил он поверженных врагов, ныне показывают туристам.

Отсюда же, с Кармеля, как утвер­ждается, Илия вознесся на небо на огненной колеснице. Вознесся и... Явил­ся Руси, в образе одного из самых почитаемых святых. А все потому, что в пору охристианивания предки наши с изумлением признали в неистовом Илье-пророке родного громовержца Перуна!

Так и мчится в своей огненной колеснице святой Илья по безбрежным российским небесам, пугая селян гро­мами, сжигая молниями врагов Христовых и отмечая свой праздник 2 августа, в тот же день, что когда-то принадлежал Перуну.

А народ пошел еще дальше, раз­глядев в защитнике веры и герое Кар­меля защитника и героя земли Рус­ской – славного богатыря Илью Муромца

По проспекту Сионизма к могиле Баба

Что еще бросается в глаза при взгляде на Хайфу с моря – «райские сады» со златокупольным бахаистским храмом, похожим отсюда на музей­ный экземпляр того снаряда, на кото­ром жюль-верновские чудаки пыта­лись достичь Луны. Сады, как и квар­талы, взбираются от моря на гребень Кармеля и делят город на две части, создавая у зрителя иллюзию, что вся Хай­фа — поселение при бахаистском храме.

От огромного и какого-то полупус­того порта к этому любопытному объекту ведет широкий (по местным меркам) про­спект Сионизма. Такое название улица получила в 1967 году, после принятия советом Безопасности известной резолюции за номером 242. А до этого проспект Сионизма назывался проспектом ООН. Но, называйте эту магистраль как нравится, именно она, связывая Нижнюю и Верхнюю Хайфу, устремляется к «райским садам», владениям наследников Баха-Улы.

Ниже «садов» расположено Святилище Баба – Всемирный Дом Справедливости. Святилище Баба, тот самый «жюль-верновский снаряд» и окружающие его парки – олицетворение роскоши и че­ловеческого трудолюбия. Под куполом из золоченой черепицы похоронен не­кий Баб, казненный в обильном всяческими ересями Иране в 1850 году. В бахаизме он выполняет примерно ту же роль, что Иоанн Пред­теча в христианстве.

Когда в начале века в Хайфе, в те времена маленьком арабском городишке Оттоманской империи, появилась община бахай, ос­танки Баба были перенесены сюда. А святилище над ним начали возводить в 1948 году (по проекту канадского архи­тектора Моксвелла).

Пройти внутрь святилища может любой желающий. Так, по крайней мере, было в то времена, когда мне довелось ознакомиться с этим необычным сакральным объектом. Единственное, что для этого потребуется – снять перед входом обувь. Ротозеев, однако, пускают лишь в притвор, чтобы полюбовались роскошью декора да поцокали языками. Далее – только для своих.

Однако внутренне храм впечатляющ гораздо меньше, чем снаружи. Интерьер – орна­ментальное буйство, характерное для убранства интерьеров многих мечетей, рассчитано на долгое созерцание и блуждание взора.

Действующая модель рая на земле

Зато скрупулезно вылизанные сады вокруг, на обширной террасе Кармеля, захватывают воображение даже при мимолетном взгляде на них. Сам храм посреди всего этого великолепия – словно сказочный бутон волшебного цветка. Чудесен и открывающийся с террасы вид на живописные кварталы Нижней Хайфы, залив с судами на рейде и противоположный мыс, на котором в хорошую погоду видна легендарная Акка и крепость, связанная с крестоносцами и знаменитым Ричар­дом Львиное Сердце.

Ну, а в сады выше святилища, по ту сторону дороги, где расположились резиденция Всемирного Дома Справед­ливости и Международный архив бахаистов, зевак вообще не пускают.

Понятно, что все это благолепие создано с единственной целью – пора­зить посетителей и привлечь новых ве­рующих в свой приход. Различные культы пользуются этим приемом со времен верхнепалеолитических пещер.

Но необузданная роскошь садов вызывает много вопросов, простых, не восходя­щих до высот бахаистской догматики. Кто платит за всю эту архитектурно-парковую музыку? Как-то с трудом верится, что все – на деньги тех рядовых последователей Баха-Уллы, которые собирают по копеечке «на строительство».

Истину знают, наверное, лишь те девять членов Всемирного Дома Спра­ведливости, что отгорожены от всего мира надежными оградами и цветущи­ми садами. Но они, мне кажется, ее не поведают.

Да, Всемирный центр последовате­лей Баха-Уллы, несомненно, главная достопримечательность третьего по величине горо­да современного Израиля. Но также несомненно и то, что большинство жителей Хайфы довольно равнодушно относятся к новой религии, предпочитая открове­ниям очередного пророка проверенные тысячелетиями скрижали своего ро­дного Моисея.

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также