Для чего переписывается история - и почему все попытки обречены на провал | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Для чего переписывается история - и почему все попытки обречены на провал

Для чего переписывается история - и почему все попытки обречены на провал

История – наиболее лукавая из всех наук. Легко поддающаяся влияниям извне. И очень важно, в чьих она руках. Недаром одни сравнивают ее с дубиной, а другие с продажной... журналистикой.

Фундамент идеологии

А все потому, что история в наибольшей мере (из всех наук) взаимосвязана с идеологией. А идеология, если она только имеется (у некоторых стран-сателлитов ее может и не быть вовсе, за ненадобностью), это фундамент, на котором в общем-то и зиждутся общества всех более-менее независимых государств. Неслучайно каждая новая государственность начинается с неизменного «переписывания истории» предшествующей эпохи.

Хотя и на эту идиоматику следует смотреть с точки зрения диалектики. «Переписать историю» невозможно (хотя попытки предпринимались и предпринимаются). Случившееся уже случилось. Прошлое безвозвратно и не поддается никакому изменению, как бы кому-то этого не хотелось.

Можно переиначить лишь трактовки и оценки. Что-то замазать, что-то, напротив, усилить, гипертрофировать. Кого-то из списков «выдающихся личностей» вычеркнуть, кого-то добавить. Поменять полюса. Отменить «неправильные учебники» и заказать новые, «правильные» (авторы тех и других могут быть одни и те же). Снести старые памятники и поставить новые. Заклеймить несогласных. В общем – сменить окрас.

N.B. Тут, главное не переусердствовать и не рвануть с низкого старта впереди всех, путаясь во закоулках времени и преждевременно втискивая в ряды «исторических деятелей» персонажей вполне еще себе здравствующих. А то случаются казусы, приходится так часто переписывать переписанное, что даже самые привычные пользователи начинают путаться в «правде истории» и сомневаться в состоятельности авторов.

Искусство разъединения

Нетрудно, имея волю (деньги и власть!) понудить массу (особенно юную) смотреть на все минувшее «верным взором». Можно даже для острастки разорить чью-то неуместную могилу. Но вот вышвырнуть уже свершившееся событие, или ликвидировать уже рожденного – не получится. И желание «отмыться» от какого-то периода, который перестал вписываться в новую идеологию, приводит лишь к тому, что в истории появляются рукотворные «белые пятна», замалеванные иконы и зияющие дыры.

Прошлое при всей этой сиюминутной суете все равно останется таковым, каково оно есть.

Увы, современная история в значительной мере перестала быть всемирной. Соединяющей людей и объединяющей государства. Все основные процессы в ней развиваются на острие желания отдельных народов выделить себя среди всех прочих обитателей этого мира, убедить всех в своей «самости» и неповторимости. Что, хотя и способствуют подъему рейтингов авторов и индексов цитирования в СМИ их исследований, вряд ли продуктивно. Да и как можно доказать что-то соседу, который имеет свой собственный взгляд на свое непревзойденное (и недооцененное прочими) место в истории?

А между тем ни один народ Земли (если только это не счастливое племя, давно утерявшееся на затерянном необитаемом острове или под пологом первобытных джунглей) не развивался отдельно от всех прочих, ни одна страна (даже самая изолированная и самодостаточная) не избегала влияния соседей.

Так что все это искусственное самовозвеличивание, хотя зачастую и претенциозно, изначально рассчитывается исключительно на «внутреннего пользователя».

Человечество как планетарное явление

Между тем Земля, как известно почти всем, – планета. Ограниченное жилое пространство, затерянное в необъятных просторах Вселенной. А это значит, что человечество появлялось и развивалось в условиях изначально замкнутой социальной системы. И уже в силу этого нет и не может быть каких-то обособленных региональных «историй», никаких исторических соревнований стран по исключительности своих народов.

Есть только одна реальная история – всеобщая история человечества, в рамках которой все племена и все государства Земли выступают лишь как отдельные субъекты единого процесса. И в этом, быть может, и состоит суть оптимистического сценария развития человечества. Ну, разве не здорово то, что все мы, как и все наши предки, вносили свою лепту во всеобщее развитие цивилизации?

И лично мне импонирует поиск не того, что нас разделяет, а как раз-таки противоположного. Тех многочисленных тропок и подчас незримых нитей, которые связывают племена и народы и растворяют границы между странами. Когда изучаешь Время, не пытаясь отделить его от Пространства, то на такие связи натыкаешься постоянно. И разве не конструктивнее начинать изучение любой истории именно с того, к чему имеет отношение все человечество.

А уж потом, через призму этого знания, можно обращать взор к тому своеобразию, которым выделяется в этом всемирном контексте история твоего народа и государства. Только зная большее можно по достоинству оценить частное!

Именно приват всемерности и всемирности, уважительное отношение к общему, позволит взглянуть и на судьбу своего народа (племени, семьи) с законной гордостью, но без ложного пафоса. Стать подлинным патриотом. Ведь истинный патриотизм порождается знаниями, а не тупым фанатизмом и фантазиями.

Суть его, думается, не в том, чтобы отделить «своих» от «чужих», а в том, чтобы найти свое неповторимое и уникальное место в нашей общеземной общности! Внести свою лепту в общую копилку.

Искать то, что нас объединяет, а не разъединяет – вот в чем видится мне истинная существо подлинной исторической науки. Ведь все мы, человеки, принадлежим к одному биологическому виду. Только понимание этого, каждым и всеми, сулит человечеству какие-то перспективы жизни в «счастливом будущем».

«Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся!»


Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также