Тамара Дуйсенова отказалась регулировать тарологов, чакрологов и нумерологов | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Тамара Дуйсенова отказалась регулировать тарологов, чакрологов и нумерологов

3113
6 минут
Тамара Дуйсенова отказалась регулировать тарологов, чакрологов и нумерологов

Вице-премьер Тамара Дуйсенова рассказала, как в государстве работает система психологической помощи населению. Причем, судя по ее ответу на официальный запрос депутата мажилиса Айны Мусралимовой, психологов в стране достаточно, а их деятельность самостоятельно регулирует каждый госорган, в котором они имеются.

Что же касается частных психологов и тех, кто таковыми себя именует, то их существование и деятельность как будто государство не волнует. По крайне мере в ответе зампремьера об этом нет ни слова.

Откуда ноги растут

Напомним, в конце декабря депутат мажилиса Айна Мусралимова обратилась к правительству с предложением о создании в Казахстане четкой системы психологической помощи населения, которую бы регулировало государство с помощью соответствующего законодательства. По ее словам, отсутствие законодательно-правового регулирования приводит к тому, что работать с сознанием людей сегодня может кто угодно.

«Поэтому граждане оказываются незащищенными перед получением «помощи» и «услуг» псевдопсихологов и шарлатанов. Это влечет за собой рост психологического неблагополучия, которое может переходить в ментальное (психическое) неблагополучие, что в итоге снижает экономическую производительность населения», — сказала депутат.

Айна Мусралимова отмечала, что согласно опросу, проведенному Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте РК в 2021 году, из почти 12 млн населения Казахстана старше 18 лет за помощью к психологам обращались 600 тысяч человек, а порядка 4 млн готовы это сделать, 3 млн - сразу обратятся при такой необходимости, а 1 млн хотели бы, но стесняются. Почти половина участников опроса (48,5%) высказала мнение, что услуги психолога должны быть доступными по месту их проживания.

Конечно, дефицита психологических и, так скажем, около психологических услуг в Казахстане нет. Особенно учитывая, что к таким видам помощи многие относят тарологов, чакрологов, кармологов и прочих нумерологов. Однако за полученный «эффект» от такой помощи никто ответственности не несет. Ухудшилось ли состояние клиента после проведенной психотерапии, улучшилось ли или он вовсе покончил с собой – все это на совести психолога и самого клиента.

Депутат предлагала, в частности, принять закон о психологической деятельности, Этический кодекс психолога, определить уполномоченный орган и создать межведомственный координационный совет, которые бы обеспечили общую координацию и контроль психологической деятельности в стране.

Помощь есть

Через несколько недель от вице-премьера Тамары Дуйсеновой пришел ответ на предложения депутата. По ее словам, подготовка кадров по специальностям «Педагогика и психология», «Психология» осуществляется в 38 вузах страны. Казалось бы – откуда взяться дефициту психологов. Но депутат, к слову, говорила, что из 6 с лишним тысяч бакалавров конкретно на психолога в 2022-2023 году обучались лишь 12 человек.

Идем дальше. В госорганах, пусть и не во всех, но присутствует служба психологической помощи: в системах образования, здравоохранения, правоохранительных органов, в службе чрезвычайных ситуаций и других отраслях.

При этом, по словам вице-премьера, функционал и компетенции этих служб существенно разнятся в зависимости от специфики органа. К слову, единственные утвержденные государством правила психологической службы имеются в системе среднего образования. Имеются в виду школьные психологи и их компетенции. Так же минобром принята Единая программа по профилактике аутодеструктивного поведения обучающихся, которая содержит алгоритм работы психологической службы при выявлении детей склонных к суицидальным рискам.

Также, по данным Дуйсеновой, во всех регионах при управлениях образования действуют сall-центры, функционирует чат-бот BalaQorgauBot2.0, веб-сайт Balaqorgau https://bala.gov.kz по оказанию экстренной психологической и правовой помощи в режиме одноканальной связи на условиях открытости и анонимности.

Кроме того, функционирует круглосуточный телефон доверия «150», который позволяет бесплатно получить психологическую помощь из любого уголка страны. Какие психологи сидят на том конце провода – если честно, непонятно. Но ясно, что такие сайты, чат-боты и телефоны доверия нацелены на решение «экстренной» ситуации, а не на длительную психотерапию. Что и имела в виду, скорее всего, депутат, когда говорила о миллионах казахстанцев, готовых обратиться за такой помощью.

Затем Тамара Дуйсенова рассказала, что в системе здравоохранения психологи работают в молодежных центрах здоровья, поликлиниках, стационарах. Но! Лишь с психическими, поведенческим расстройствами, онкобольными, ВИЧ-инфицированными, беременными, родильницами и т. д. Но в психологах нуждаются и здоровые ментально люди, которых все-таки большинство.

Методом проб и ошибок

Мы не будем дальше перечислять, с кем работают психологи от МВД и МЧС, но посыл правительства понятен: в вопросах психологической и психотерапевтической помощи государство обращает внимание лишь на детей/подростков и граждан в экстренных ситуациях. Госорганы в соответствующих случаях могут предоставить психологов, которые имеют высшее профильное образование. И наличие этой «корочки» - видимо, главный критерий для доказательства компетенции психолога.

Во всех остальных частных случаях казахстанцы должны руководствоваться отзывами, страницами в соцсетях, какими-то личными мотивами и предпочтениями в выборе для себя специалиста. То есть государство здесь умывает руки, мол, от шарлатана вы себя можете застраховать только сами. Правда, казахстанские специалисты утверждают, что можно проверить своего «психолога» на соблюдение правил Этического кодекса, который универсален для всех психологов и его можно найти в интернете. Если он, допустим, проявляет какой-то личный интерес к клиенту, значит он непрофессионал.

Кстати, в соседней России также нет закона о психологической помощи. Там на протяжении нескольких лет пытаются его разработать, но дело это движется крайне медленно. Прежде всего потому, что психологические услуги там отнесены к социальным и регулируются специальным законом. Но нет запрета на оказание «непрофессиональных» психологических услуг, о последствиях которых там пока только говорят.

В Европейском союзе ситуация с психологической помощью различна. Есть страны, в которых занятие психотерапией регулируется на государственном уровне: Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Мальта, Нидерланды, Румыния, Финляндия, Франция, Швеция. А есть, в которых регулирование осуществляется профессиональными общественными организациями: Бельгия, Греция, Ирландия, Норвегия, Испания, Польша, Чехия, Словакия, Словения и Болгария.

В Казахстане тоже есть профессиональные неправительственные организации, которые объединяют психологов по различным критериям. Например, существует ОЮЛ «Союз психологов Казахстана», и есть Ассоциация психологов Казахстана. На сайте последней можно посмотреть специалистов и примерно понимать, что они прошли какой-то профессиональный отбор.

P.S.

Тамара Дуйсенова в своем ответе депутату также написала, что в Казахстане созданы региональный центры и отделы психологической поддержки: в Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Актюбинской областях, в Астане и Алматы. Но найти их в интернете очень сложно, если не сказать невозможно. На запрос «центр психологической помощи Астана» в поисковиках выходят тысячи ссылок на частные центры. Как найти государственный – непонятно.

В остальных регионах такие центры будут открыты до конца 2024 года.

Фото: Freepik

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...