Абьюз по переписке: психолог дал советы, как сохранить границы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Абьюз по переписке: психолог дал советы, как сохранить границы

794
6 минут
Абьюз по переписке: психолог дал советы, как сохранить границы
Многие думают, что манипуляции и эмоциональное насилие могут проявляться только вербально. На тебя кричит начальник или оскорбляет супруг, или, к примеру, мама вызывает у вас чувство вины, говоря, что страшно заболеет, если вы не придете в субботу на пирожки. Но с развитием мессенджеров мы все чаще предпочитаем текстовой способ коммуникаций.

Эпистолярный жанр, особенно популярный в Европе в XVIII-XIX веках, практически вернулся в современную жизнь. Только в менее объемных форматах. Оно и понятно – у собеседника есть время подумать для более деликатного и, желательно, короткого ответа. А что, если переписка далеко не деликатна, и мы чувствуем в ней что-то токсичное, но уловить это «что-то» не можем? Для того, чтобы вооружить людей против «текстовых» абьюзеров, психологи выделили в отдельный вид манипуляции в мессенджерах.
Кристин Хаммонд, колумнист журнала Psychologies и практикующий психолог и конфликтолог, обнаружила следующие виды текстовой манипуляции:

1. Обобщения
Никакой конкретики: «Ты сам знаешь, что сделал». Это ловушка для потенциально виновной стороны или способ расстроить честного человека.

2. Отказ отвечать на вопросы
Когда вы о чем-то спрашиваете собеседника, а он игнорирует сообщения и не отвечает, даже когда вы повторяете вопросы.

3. Обвинения в «непонимании шуток»
Допустим, вы в разводе, и ваша бывшая жена или муж делает обидные заявления: «Похоже, за этот год ты заработал намного больше, чем говорил!». А потом утверждает, что это всего лишь шутка.

4. Неуместный сарказм
И хорошие шутки могут быть до определенной степени саркастичными, но по текстовым сообщениям трудно понять, какой конкретно это комментарий: шутливый, серьезный, неискренний или обидный.

5. Перемена темы
Такое может быть, когда во время обсуждения определенного вопроса ваш собеседник резко меняет направление разговора, как будто предыдущая тема и не обсуждалась.

6. Затянутые тексты
Формат мессенджеров предназначен для краткого общения, а не сочинений длиной в страницу. Такого объема тексты гораздо уместнее отправлять по электронной почте. Иначе считается, что это тоже своего рода насилие над собеседником.

7. Манипуляции с грамматикой
Запятая в неправильном месте или ее отсутствие могут изменить смысл предложения или оставить его неясным. «Казнить нельзя помиловать» — не единственный пример подобной двусмысленности.

8. Привлечение на свою сторону тех, кто не участвует в переписке
«Мы с коллегами считаем, что у тебя ужасный характер». Ваш собеседник, например, начальник или коллега, может включать в послание «мнение» других людей для усиления своей точки зрения. Эти «другие» зачастую даже понятия об этом не имеют.

9. Обвинения в излишней чувствительности
Когда вы считаете, что комментарий в ваш адрес был обидным, ваш собеседник заявляет, что вы слишком чувствительны и все воспринимаете серьезно.

10. Ложные обвинения
Подобные заявления бывает трудно доказать или опровергнуть. Человек, который их делает, пытается таким образом контролировать ситуацию.

11. Обвинения в «неправильной» интонации
Как правило, в переписке трудно определить интонацию. Обвиняя собеседника в том, что эта интонация «плохая», «не такая», его заставляют защищаться.

12. Отказ разговаривать по телефону
Когда все становится слишком запутанным, возникает необходимость в живом общении — например, по телефону. Полный отказ от этого тоже может быть манипулятивной тактикой.

13. Игнорирование сообщений в течение нескольких дней
Тут итак все понятно. Бывает, что собеседник не отвечает на ваши вопросы очень долго, а когда ему нужны ответы на его вопросы, тут же вам пишет.

14. Отправка нескольких сообщений подряд, чтобы вывести собеседника из себя
Обычно, когда нам отправляют несколько сообщений подряд, это говорит о срочности вопроса. Но если дело пустяковое или цель сообщений вывести вас из себя – это легкий способ.

15. Односложные ответы
Обычно человек, который не хочет с вами общаться, пишет вам односложные ответы. Даже если вы задаете открытые вопросы, требующие развернутого объяснения.

16. Неопределенные смайлики вместо слов
Использование лиц, жестов рук или других неоднозначных по смыслу смайликов в ответах делает сообщение неясным. Это способ расстроить собеседника.

17. Отказ от знаков препинания
Если предложения идут одно за другим без каких-либо обозначенных грамматически пауз, возникает путаница. Такой текст трудно читать, он оставляет простор для интерпретаций, зачастую противоположных.

18. Использование сленга в общении с тем, кто его не понимает
Допустим, ваши дети отправляют вам сообщения со сленгом, вроде слов «кринж», «lol», которые вы не понимаете, и они не разъясняют вам их значение.

19. Разные послания при личном общении и в сообщениях
Например, в разговоре по телефону ваша бывшая жена согласилась изменить время вашей встречи с детьми, чтобы вы успели на работу. Но затем в текстовом сообщении утверждает, что ни на что не соглашалась.

20. Использование прописных букв без необходимости
Использование заглавных букв в текстовом сообщении (кэпслок) указывает на повышение интонации.

21. Угрозы самоповреждения
Сюда можно включить сообщения о намерении нанести себе увечья, принять таблетки не по назначению врача с целью нанести себе вред, напиться, заболеть и тому подобное. Угроза сделать это — чистой воды манипуляция.

22. Атака сообщениями, когда человек занят
Например, если вы на деловой встрече, а ваша мама или подруга отправляет вам сообщения о любых мелочах, хотя знает, что вы заняты. Даже когда вы не отвечаете.

23. Угрозы причинить вред собеседнику или другим
«Любая письменная угроза причинения вреда — это манипуляция и призыв о помощи. Если есть сомнения, позвоните в полицию», — советует эксперт.

24. Отправка фото, говорящего о потенциальной опасности или самоповреждении
Например, ваш бывший парень шлет ночью фотографии горсти болеутоляющих таблеток без текста. А когда вы пытаетесь связаться с ним, он не отвечает.

25. Требование немедленного ответа
Если ваши дети от первого брака требуют ответа на свои сообщения в любое время дня и ночи, но сами нередко игнорируют ваши сообщения.

26. Отказ предоставлять конкретную информацию
Допустим, жена просит вас забрать детей в торговом центре в определенное время. А когда вы спрашиваете, где именно нужно их встретить, она не отвечает.

27. Разжигание розни путем распространения фрагментов переписки
Если отбросить семейный пример, а взять рабочий – это когда вы после конфликта увольняете сотрудника, который показывает бывшим коллегам фрагменты ваших сообщений, как свидетельство того, что вы источник проблем и виновник конфликта.

28. Выбор наихудшей интерпретации из возможных
Вместо того чтобы просить разъяснений, если сообщение можно было понять по-разному, ваш собеседник выбирает худший из потенциальных смыслов и отвечает максимально резко.

29. Отрицание того, что было сказано в предыдущем сообщении
По мнению Кристин Хаммонд, вероятно, самая неприятная манипулятивная тактика заключается именно в этом. Например, когда ваша бывшая жена заявляет, что вы не договаривались о чем-то, даже если этот вопрос был согласован в текстовом сообщении неделей ранее.

Когда вы умеете разглядеть в сообщениях признаки манипуляции и различаете тактики манипулятора, это заставляет вас лучше понять ситуацию и обдуманнее реагировать на нее.

По материалам https://www.psychologies.ru
  • Комментарии
Загрузка комментариев...