Человечество до сих пор не может искоренить бедность. Более того, бедность на планете продолжает расти. Ее масштабы разрушительны. При этом наше время принято характеризовать как период, в котором правит общество потребления, хотя само понятие «общество потребления» было введено в научный оборот еще в 20-е годы XX века.
Особое место в жизни многих людей в наше нелегкое время занимает религия. Она помогает нам духовно расти и делает мир лучше благодаря тому, что, изучая священные тексты, мы приобщаемся к сакральным знаниям, которые призваны вести человечество в царство света. Писания учат нас состраданию, терпению и любви. Также они учат нас отношению к ближнему своему.
И в Ветхом, и в Новом Заветах говорится о сострадании к бедным и нуждающимся и это то, что ждет от нас Бог. Иисус сказал, что бедные всегда будут с нами (Матфея 26:11; Марка 14:7). Он также сказал, что те, кто проявляет милосердие к бедным, больным и нуждающимся, на самом деле служат Ему лично (Матфея 25:35-40) и будут соответственно вознаграждены.
Моисей наставлял свой народ, как относиться к бедным и нуждающимся: «Дай ему щедро и сделай это без злобы в сердце – ведь за это Господь, твой Бог, благословит тебя во всех твоих делах и во всем, что ты делаешь своими руками» (Второзаконие 15:10).
Книга «Притчи Соломона» наполнена словами, ясно показывающими, что Бог любит бедных и оскорблен, когда Его дети пренебрегают ими.
В первой части стиха из Притчи Соломона 14:31 говорится: «Кто притесняет бедных, тот презирает Творца их…».
Так же в ней говорится о последствиях игнорирования: «Если кто затыкает уши от крика бедных, то он однажды сам будет кричать, и его не услышат» (Притчи 21:13). Слова Притчи 28:27 говорят: «…того, кто закрывает от них [бедных] глаза, будут много проклинать».
Среди множества грехов Содома, описанных в Бытие 19, его жители были «надменны, пресыщены и равнодушны; они не помогали нищему и бедняку» (Иезекииля 16:49).
Новый Завет также однозначно показывает, как нам необходимо заботиться о бедных. Один стих, который хорошо описывает благотворительность, ожидаемую от нас, находится в книге Иоанна: «Если человек, живущий в достатке, видит своего брата в нужде и не пожалеет его, то как в нем может быть Божья любовь? Дети, давайте будем любить не только на словах, языком, но и на деле, истинной любовью» (1 Иоанна 3:17-18).
Не менее важный текст записан в Матфея 25:31-46. Суд, описанный там, предшествует тысячелетнему правлению Христа и часто упоминается как «суд народов», в котором собравшиеся перед Ним будут разделены на две группы: овцы по правую сторону от Него и козлы – по левую. Те, кто слева, будут отправлены в «вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов» (ст. 41), тогда как находящиеся справа получат «свое вечное наследие (ст. 34). Однако примечателен язык, который использует Христос, обращаясь к этим противоположным группам. «Овец» в основном хвалят за то, что они заботятся о бедных, больных, заключенных и уязвимых. «Козлов», с другой стороны, наказывают за то, что они не проявляют к ним внимания и не действуют. Христос говорит праведникам: «То, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».
В книге Иакова 2:26 написано: «Как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва». Иаков также добавляет: «При этом будьте не только слушателями слова, но и исполнителями его, иначе вы просто обманываете себя» (Иакова 1:22).
Точно так же Иоанн сказал: «Если кто-то говорит: «Я знаю Его», но не соблюдает Его повелений, тот лжец, и истины в нем нет … Кто говорит, что он в Нем, тот должен и жить так, как жил Он» (1 Иоанна 2:4, 6). Важно напомнить и слова Самого Христа: «Если вы любите Меня, то будете исполнять Мои заповеди» (Иоанна 14:15).
Во всех толкованиях Слова Божьего мы видим Его отношение к бедным и наставлениях, как нам следует относиться к ним, разделяя Его заботу о бедных. Кстати, и в жизнеописаниях святителя Николая, чью память христиане также чтут 19 декабря, есть множество эпизодов, когда он помогал бедным и устраивал жизнь тех, за кого некому было заступиться.
Фото: pikabu.ru