Решение о запрещении в служении принимает их непосредственный начальник – правящий архиерей. Какими принципами он руководствуется, АПН рассказал иерей Георгий Рублинский, настоятель Казанского собора Алматы. Он женат уже 13 лет, имеет пятерых детей.
Фото АПН
«Вопрос сложный. Начнем с того, что священники берутся из того же общества, что и все остальные, и они не застрахованы от развода. У нас в канонах есть пункт: тот, кто не сохранил малую церковь, то есть, семью, не может сохранить и большую. То есть он, по сути, не может быть священником. Но есть определенные исключения.
Каноны Церкви писались в первые века нашей эры. Они отражают контекст того времени: женщины тогда не имели права голоса, считались собственностью мужчин, поэтому о разводе с ними не могло быть речи.
Сейчас времена изменились. Однако в Русской Православной Церкви даже не поднимается вопрос о разрешении развода для священнослужителей. На сегодня каждая подобная ситуация рассматривается индивидуально, решение принимает правящий архиерей.
Зачастую руководствуются таким принципом: виноват тот, кто ушел из семьи или изменил. Если виноват священник, его отстраняют от служения. Если инициатором развода становится его супруга, он остается священнослужителем, но не может жениться повторно. У меня есть знакомый батюшка, которого отправили на приход в поселок. Жена отказалась с ним ехать, они развелись, и теперь он целибат – неженатый священник. Есть еще возможность даже у виновной стороны вернуться к служению: если детей не было или они уже взрослые, запрещенный в служении священник может принять монашество и в итоге вновь служить», – рассказал отец Георгий.
Венчан с Церковью
«Супруг священников называют матушками. Перед рукоположением вместе со своим избранником они приходят на беседу к правящему архиерею. Как раз для того, чтобы понимать, как изменится их жизнь, когда ее муж станет священником.
Когда происходит таинство священства, иерей снимает обручальное кольцо как символ того, что теперь в приоритете для него Церковь. Вот я гуляю в выходной семьей, и вдруг мне звонят и просят причастить человека. Я их оставляю и еду. Меня повезло, жена относится с пониманием к этому. Мы в браке уже 13 лет, но и то я не уверен, что так будет всегда – бывает, люди разводятся и после 20 лет семейной жизни.
Я считаю, менять церковные каноны в отношении разводов священнослужителей не стоит. У нас и так архиереи при принятии решения о служении священника после развода каждую ситуацию рассматривают индивидуально и руководствуются принципом икономии (в переводе с греческого это слово означает «снисхождение»). Официальное разрешение на развод будет означать, что любой священник сможет разводиться просто потому, что жена надоела, и жениться повторно. То есть, он будет учить своих прихожан тому, что сам не соблюдает.
Я убежден, что во многом браки священников рушатся по вине мужчин. Наши женщины могут меня заклевать, но мне кажется, что женщины более податливы. Вопрос в том, важен ли для тебя человек, готов ли ты идти ему навстречу. Или жена тебе должна вот это и вот это, а ты будешь приходить домой, когда хочешь, ведь в храме тебе ручки целуют, а дома указывают на твои недостатки», – заключил иерей Георгий Рублинский.
Фото: Freepik