Кто шьет одежду для священников? Экскурс в необычное ателье | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Кто шьет одежду для священников? Экскурс в необычное ателье

2807
7 минут
Кто шьет одежду для священников? Экскурс в необычное ателье

Модельеры, создающие облачения для священнослужителей, трудятся в тиши, в стороне от модных тусовок: слишком специфический у них жанр. Но по красоте и эксклюзивности эта одежда могла бы соперничать с самыми исключительными изделиями высокой моды.

Оказалось, что в Алматы золотошвейная мастерская, где разрабатывают и шьют одежду для казахстанских священников, находится на территории Иверско-Серафимовского женского монастыря и занимает две небольшие комнаты в жилом корпусе.

Заведует этим уникальным цехом иеромонах Роман (в миру Чистяков), клирик Вознесенского кафедрального собора. В светской одежде он выглядит как глава респектабельного модного дома. В общении иеромонах Роман оказался скромным, приветливым, открытым. Его коллеги – швеи, закройщицы, разработчицы моделей, вышивальщицы – небольшая команда высокопрофессиональных специалистов, часть из которых работает на дому – занимается ручной вышивкой.

Именно ручная вышивка – одно из главных достояний золотошвейной мастерской. Откуда все эти великолепные узоры, приемы в пошиве столь исключительных нарядов? Иеромонах Роман не делает из этого тайны:

«Вдохновение мы черпаем в старинных русских, византийских швейных церковных изделиях. Все это необходимо увидеть воочию – в поездках в Грецию, Италию, участвуя в богослужениях, фотографируя лучшие образцы, пользуясь опытом коллег. Ведь даже любой художник, поэт, композитор в своем творчестве, помимо собственных идей, воплощает опыт предыдущих поколений. А в нашей работе важны традиции. Но, кроме того – с учетом многонациональности наших прихожан - мы используем не только русские, украинские орнаменты, но и мотивы тюркских народов».     

Надежда Александровна и иеромонах Роман
Фото 1. Надежда Александровна и иеромонах Роман

Непременный атрибут в швейном цехе - примерочный манекен. Оказалось, что это не просто некий необходимый элемент в мастерской, но настоящий артефакт. И рассказала о нем модельер-конструктор Надежда Александровна Ведянова - самая опытная сотрудница в коллективе.

В советское время она работала в правительственном ателье. Манекен был специально изготовлен для пошива одежды первому секретарю ЦК компартии Казахстана Димашу Ахмедовичу Кунаеву. «Замечательный был человек», - с теплотой отзывается о первом лице КазССР Надежда Александровна. Мастерица помнит, что увидела впервые манекен в 1976 году, а создан он был еще раньше.

В мастерской

Портновский муляж рассчитан на человека крупной комплекции. Надежда Александровна поясняет, что Димаш Ахмедович Кунаев не был столь упитанным, как на это «намекает» муляж:

«Первый секретарь ЦК компартии Казахстана был вполне стройным, подтянутым. Манекен сделали с запасом, потому что шили мы не только костюмы, но и зимние пальто, которые должны быть объемнее, чем пиджак. Изделие надевали на манекен и отпаривали, чтобы придать ему форму, и чтобы пальто или пиджак не сидели на фигуре в обтяжку».

манекены

В правительственном ателье работал легендарный модельер-конструктор советских времен Михаил Николаевич Копийко. Родом он из Караганды, и как лучший специалист оказался в Ателье №1, обшивал заказчиков партийной элиты. Он и обучал Надежду Александровну, она прошла хорошую школу, стала «мастером высшего класса по пошиву мужской и верхней одежды» – такова ее квалификация и сегодня. А теперь Надежда Ведянова работает в ризной – так здесь называют золотошвейную мастерскую:

«Работа здесь интереснее и полезнее для меня – отдыхаю телом и душой, когда шью. Всех нас здесь собрал Господь, и не зря. Все мы выполняем свою работу добросовестно и с вдохновением».

Узор

Вместе с Надеждой Александровной оказался в ризной и этот уникальный манекен, который женщина сохранила, когда рухнул Советский Союз. И вот ведь совпадение – кунаевский муляж по размерам соответствует фигуре и комплекции митрополита Казахстанского и Астанайского Александра! Надежда Александровна характеризует особенного заказчика золотошвейного цеха:

«Митрополит Александр - статный, представительный. Как человек он - грамотный, выдержанный и очень работоспособный. Откуда в нем такая высокая работоспособность?»

Женщины, работающие в мастерской, являются прихожанками Вознесенского кафедрального собора. И для них молитва – это сильный духовный инструмент. Они ходят на службы в Вознесенский храм, где молятся о многом:

«За весь Казахстан молимся, за наш народ, за владыку – митрополита Александра, за то, чтобы не было войны. За всё молимся. Господь дает нам то, что мы заслужили».

Команда в нынешнем составе трудится больше десяти лет. Иеромонах Роман возглавил мастерскую в 2010 году. Модельер-конструктор Надежда Александровна Ведянова - опытнейший специалист мастерской. Елена Алексеевна Соболева – занимается кроем, Ирина Прохоровна Пучкова – швея, собирает крой, делает примерку, шьет. Юлия – искусная вышивальщица. Татьяна Степановна Земляная – мастер по изготовлению головных уборов, как и Ольга Борисовна Коробова, но ее жанр головных уборов – митры, которые она выполняет для митрополита Александра и для всех архиереев (архиерей - высшая степень священной иерархии - священства).

Готовое

Руководитель золотошвейного цеха иеромонах Роман вместе с Юлей разрабатывает рисунки, делает машинную вышивку. Он, как и его предшественник - игумен Феодосий (Белобородов) - стал душой коллектива, его движущей силой, генератором идей. Иеромонах Роман не только руководит, он также работает наравне со всеми. Но одна из главных его обязанностей как клирика – вести богослужения в Вознесенском кафедральном соборе или помогать их совершению.

Конечно, не всегда все шло гладко в швейном цехе, приходилось обучаться сложным вещам. Женщины признаются: «Глазами одно представляешь, а получается другое. Поначалу и слезы были. Но в такой работе сердиться нельзя. Все у нас как в любом трудовом коллективе».

Работа

Самая младшая в команде, Юля, работает второй год в ризнице. Закончила алматинский Колледж декоративно-прикладного искусства, получила специальность «художественное ткачество». Некоторые вышивки выполняет вручную, но основная часть работы – машинное вышивание. Есть работницы, которые трудятся на дому, и они выполняют исключительно ручную вышивку по старинным технологиям, которые из Костромы привез отец Феодосий.

Часть облачения священнослужителей – головной убор митра, для которой есть свой манекен под названием «тулья». Татьяна Степановна Земляная – мастер по изготовлению головных уборов. Но она не посвящает во все тонкости технологии изготовления митры – важной составляющей облачения священнослужителей: есть ведь и свои профессиональные тайны у мастериц.


Все делается вручную. Иные из головных уборов – настоящие произведения искусства. Когда Татьяна Степановна впервые пришла в мастерскую, ей поручили сшить элитон. Она спросила, что это такое, ей ответили, что в элитон заворачивается антиминс (атрибуты ведения служб.) Татьяна Степановна поняла, что ей придется многое постичь, и принялась за работу.  

Игумен Феодосий (Белобородов) – остается культовой личностью в золотошвейной мастерской, он покинул наш мир год назад. Но для сотрудников ризницы, для тех, кто его знал, коллега и наставник отец Феодосий будто остался с ними и наполняет духом созидания швейную мастерскую. Он был менеджером и маркетологом золотошвейной мастерской, выражаясь современным языком, и автором многих творческих идей. Надежда Александровна называет его ходячей энциклопедией:

«У отца Феодосия в голове всегда было множество идей. И он знал, как их применить. Замечательный, активный. Человек на своем месте».

В мастерской

14 лет назад из Костромы в Алматы приехала мастер вышивки Татьяна Александровна Криницына (Бабухина). В советское время она работала хранителем музейной экспозиции в костромском Ипатьевском монастыре. Сотрудницы музея восстанавливали старые иконы и шитье. Татьяна Александровна всю свою жизнь посвятила изучению старинных технологий. В Казахстан она приехала по приглашению митрополита Александра, обучала девушек, передавала свой уникальный опыт. И две из них работают, когда случаются большие индивидуальные заказы – со сложной ручной вышивкой.

У золотошвейной мастерской высокая репутация. Здесь искусству вышивки обучалась супруга французского консула Генерального консульства Франции в Алматы.

В мастерской

Во время службы в Вознесенском кафедральном соборе, женщины молятся, но еще и украдкой смотрят на творение своих рук со стороны:

«В храме иной свет, и то, что мы шили в ризнице, выглядит иначе - ярко, красиво, целостно. В эти одеяния каждая из нас вложила свою молитву, частичку труда, творчества».

Мастерицы золотошвейной мастерской уверены, что по завершении работы происходит нечто удивительное: исчезают все шероховатости и малейшие недостатки, которые только им и были известны. И то, во что они вкладывали душу и все свои старания, обретает красоту и безупречность.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...