Как Церковь относится к клинической психологии? Отвечают священник и психолог | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Как Церковь относится к клинической психологии? Отвечают священник и психолог

14183
3 минуты
Как Церковь относится к клинической психологии? Отвечают священник и психолог

Противоречат ли друг другу методы психологии и основы православного вероучения? Этот вопрос мы задали священнослужителю и психологу с 30-летним стажем.

Клирик храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла, преподаватель этики Алматинской духовной семинарии, иеромонах Исаак (Истелюев):

- Если отвечать коротко, то те идеи и течения, которые созвучные с православным вероучением, Церковь одобряет, и, наоборот, осуждает те, что призывают нарушать заповеди.

На сегодня насчитывается больше 450 психологических школ, но отдельной наукой психологию признали сравнительно недавно, на рубеже XIX-XX веков. Так вот в Российской империи вначале ее стали преподавать как раз в духовных учебных заведениях, и только затем – в университетах. Причем в светских учебных заведениях эти курсы читали как раз выпускники семинарий и академий. Разумеется, в первую очередь их как раз интересовала связь психологии и теологических наук. Святой Феофан Затворник стал первопроходцем в этом направлении. С его подачи психологию стали преподавать в Санкт-Петербургской духовной академии.

Современную психологию корректно сравнивать с христианской святоотеческой антропологией – наукой о человеке. Психологические течения по большей части объясняют поступки человека и мотивы его поведения гормонами, химией, норма для них может меняться в зависимости от времени и других факторов. Святоотеческая антропология рассматривает человека как симбиоз духа, души и тела, в котором душа – отдельный субъект, который имеет свою волю и способность совершать определенные действия. И норма в ней остается неизменной на протяжении веков.

Своим мнением с АПН также поделилась психолог, директор Института Развития Практической Психологии (Москва), автор и ведущая курсов повышения квалификации для психологов по работе с травмой Мария Егорова:

- Любой этичный психолог будет с глубоким уважением относиться к вере человека и не будет вмешиваться в эту сферу.

Вера может помогать человеку справляться с какими-то тяжелыми ситуациями. У меня есть клиенты, которым ставили диагноз «шизофрения». Они проходят лечение, и поддержка Церкви и молитвы помогают им с этим справляться.

Существует программа «12 шагов» для избавления от зависимостей. На одном из ее этапов человек обнаруживает свое бессилие перед зависимостью и признает факт зависимости, дальше он обращается к Богу в привычной для него религиозной традиции, чтобы он мог день за днем совершать шаги, ведущие к трезвости. Это необходимое условие исцеления.

Расскажу пример из своей практики, когда психология и Церковь действуют бок о бок. Есть запрет отпевать суицидентов. Это очень серьезное преступление против Бога, веры и человечности. Если было доказано, что он действовал под влиянием душевной болезни – депрессии, шизофрении, биполярного расстройства – тогда может быть дано разрешение (при наличии справки от врача) на то, чтобы его отпевать и погребать по обряду. (Раньше самоубийц даже хоронили за оградой кладбища – прим. ред.).

Я была знакома с выдающимся российским психологом Федором Василюком. Он создал направление «понимающая психология» как раз на стыке религии и психологии как науки. Есть у него, например, книга «Психология молитвы» - очень интересная, очень глубокая.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...