Иссыкский скит: монастырь афонского уклада в горах Алматинской области | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Иссыкский скит: монастырь афонского уклада в горах Алматинской области

13
10 минут
Иссыкский скит: монастырь афонского уклада в горах Алматинской области

Если Аксайский скит близ Алматы широко известен верующим и туристам, то монастырь в честь Силуана Афонского словно окутан тайной: в Интернете – лишь несколько абзацев, и даже воцерковленные алматинцы порой удивляются, услышав название «Иссыкский скит». Восполняем этот пробел и рассказываем о жизни православной горной обители в Алматинской области.

…Едва приметный съезд с шоссе вскоре начинает круто забираться вверх – и так несколько раз: путь то запрыгивает на склоны, то вновь скатывается вниз. В жаркую погоду грунтовка проходима и для легковой машины, но вот после дождя или в распутицу в скит доберется только серьезный внедорожник.

Дорога в скит проходит мимо часовни в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Она построена на небольшом кладбище, где покой обрели несколько священнослужителей.

По пути – ни поселков, ни заимок, только маленькая часовенка. Тем сильнее подчеркивается уединенность скита, постройки которого предстают перед взором за последним крутым изгибом дороги. Вокруг – дикие, покрытые буйной зеленью склоны гор, над которыми господствует пик Талгар. Под его суровым приглядом и расположилась обитель. 

Возможно, малоизвестность мужской пустыни во имя святого преподобного Силуана Афонского (таково полное название скита) как раз связана с его местоположением. Монастырь притаился в укромной долине между хребтов примерно в 15 км от трассы между Талгаром и Есиком. Своеобразный географический феномен: до суетного Алматы несколько десятков верст, но скит как будто огорожен от мира прочной стеной.

Кто живет за этой стеной? У трапезной скита нас встретил послушник Олег. 

Послушник Олег - уставник скита. Живет здесь в общей сложности пять лет

Без долгих разговоров он пригласил прибывших за стол, который ломился от множества яств: накануне отмечалось завершение Петрова поста и праздновался день памяти Петра и Павла, потому паломники привезли в скит множество блюд. Все блюда, кстати, без мяса – строгий устав запрещает его употребление, дозволена только рыба. Но о порядках в скиту расскажем далее. Для начала – о самой обители.

Коммунист, отдавший землю Церкви

Историю ее не назовешь давней, но оттого в ней не меньше интересного. Как рассказал наместник монастыря с 2000 года (именно наместник, а не настоятель – на афонский манер) игумен Назарий (Марков), в советское время эти места принадлежали колхозу. С распадом СССР председатель колхоза, вчерашний ярый коммунист, вдруг твердо решил: здесь должен быть монастырь. Горный участок передали храму в Иссыке (ныне Есик).

Игумен Назарий (Марков)

Идею создания скита поддержал тогдашний правящий иерарх – архиепископ Алексий (Кутепов). Именно он предложил новую обитель посвятить преподобному Силуану Афонскому, да и в целом порядки завести схожие с теми, по каким живут на святой горе. В 1994 году скит был основан, а в 1997 году решение было утверждено Синодом Русской Православной Церкви.

Кажется, место под пустынь определилось случайно. Но игумен Назарий возражает: «Случайностей не бывает». Он уверен, что эта земля была выбрана Богом.

Как бы там ни было, но скит появился. Сначала – храм из вагончика, который постепенно расширялся. Любые работы крайне осложнялись местностью: дорога была со времен колхоза, но ее забросили, потому пройти могла либо подготовленная техника, либо пеший путник. Пешком ходить приходилось чаще всего. Только со временем дорогу удалось привести в порядок.

«Дорог толком не было, транспорта – тоже, средств – мало. Ходили пешком. Испытания были тяжелыми: в разные годы двое послушников замерзли в позднюю осень. После этого по распоряжению архиерея ходить к скиту стали только парами», – вспоминает отец Назарий.

Несмотря на все трудности, силой молитвы и неимоверными человеческими трудами обитель ширилась, привлекала насельников и обзаводилась хозяйством.

Сердце обители

Разумеется, центр пустыни – храм во имя преподобного Силуана Афонского. Святой, родившийся в Тамбовской губернии, широко прославился своей праведной и подвижнической жизнью на святой горе Афон – в русском Пантелеимоновом монастыре. Он часто молился в полном уединении, среди гор и вековой тишины.

Так же, среди гор и тишины, стоит храм в честь преподобного. Крохотная, в общем-то, церковь, увенчанная одним маленьким куполом. Но, что свойственно таким храмам, очень уютная: на полу – ковры, по стенам – иконы самых разных сюжетов и стилей. Глаз это не режет, а, напротив, как-то сразу согревает: любому подаренному образу тут найдется подобающее место.

Главная же святыня храма – икона преподобного Силуана с частицей его мощей, а также гвоздь с мельницы, где трудился святой после принятия пострига.

Что-то особенное есть и в написанных от руки молитвах, лежащих на аналое. Разве увидишь такое в помпезных центральных соборах?

Все здесь аскетичное и, верно ли сказать, миниатюрное. Вот и храмовая колокольня обустроена снаружи перед входом и насчитывает лишь три колокола.

Интересно, что в ските планировалось построить два храма: второй – во имя Преображения Господнего. Точнее, он должен был стать первым. Однако Господь так распорядился, что сейчас Преображенская и Силуановская церкви совмещены в один храм. На месте же, где проводились изыскания для строительства отдельного Преображенского храма, установлен поклонный крест.

Огород, пасека и дефицит рабочей силы

Помимо храма, пустынь обросла десятком построек. Трапезная совмещена с хозяйственными помещениями, где хранится разнообразная утварь. Рядом – несколько келий для послушников, представляющих собой небольшие домишки. Кстати, есть и отдельно стоящая вверх по склону келья – она предназначена для женщин, приезжающих сюда в паломничество.

Понятно, что основные удобства – на улице. А что же с электричеством? Кажется, оно здесь должно быть, ведь по пути к скиту стоят столбы. Увы, линию досюда довели, даже поставили трансформатор, но вскоре коммунальщики почему-то передумали, забрали трансформатор, сняли провода и исчезли восвояси. Спасают насельников монастыря солнечные батареи, дающие энергию для освещения комнат. Запасной вариант – бензиновые генераторы, однако запускают их лишь на праздники, когда в обитель приезжают гости.

Ударами в это било насельники созываются к трапезе

Между постройками раскинулась довольно обширная картофельная делянка, а ниже по склону, в теплице и на террасах, выращиваются овощи. Ощущается нехватка рабочих рук: весомая часть грядок не возделывается и густо поросла сорняками.

Воду насельники берут из собственного источника, бьющего из-под земли. Говорят, анализ проб показал исключительную чистоту этой воды и ее насыщенность полезными веществами.

Главный же промысел Иссыкского скита – пчеловодство. Количество ульев и кружащих вокруг них пчел поистине впечатляет! Рожденный горным разнотравьем мед получается густым, душистым и невероятно вкусным. Лакомство не для торговли – его отправляют болеющим людям и дарят тем, кто помогает монастырю.

Очевидно, немало сил нужно, чтобы управиться со всем этим хозяйством. Потому и распорядок дня в скиту далек от привычного мирянам «восемь часов плюс час обеда». Встают послушники в половину пятого утра, в пять читают утреннее правило. Затем начинается работа – до самого захода солнца, что, понятное дело, зависит от сезона. Приемов пищи всего два – в 10 и 16 часов (в первые три дня Великого поста братия вообще полностью отказывается от еды). Между трапезами дозволяется разве что есть яблоки (и то – по сезону), другие перекусы под запретом.

Но даже в таком строгом, заимствованном у афонских монастырей ритме рабочих рук скиту не хватает: местами ощущается, что ныне живущая там братия попросту не успевает следить за всем. Да и насельников сейчас всего двое. Время от времени появляются новые люди, но мало кто выдерживает здесь долго: все-таки домысленная монастырская романтика и реальная жизнь в сложных бытовых и природных условиях – две большие разницы. В этом плане, кстати, упоминавшийся выше насельник Олег – редкое исключение: с некоторыми перерывами он проживает в пустыне уже пять лет.

Как попасть в монастырь?

Вообще же, говорит игумен Назарий, в иные годы в монастыре проживало до 12 насельников. Тогда хозяйство спорилось бойчее: и посевов было больше, и скот держали – коровы, лошади. И сейчас скит открыт для желающих трудом и молитвой послужить Господу, но требования строги: человек либо полностью предается на волю Божию, либо уходит.

«Требования к тем, кто приходит в монастырь, по-афонски строгие. Как говорил Спаситель: «Либо вы со Мной, либо против Меня». Если человек не предает сердца Богу, он там не останется. У святых отцов есть выражение: «Место изгоняет человека». Таких не одна сотня людей пыталась, но не задержалась. Временами просили взять людей на исправление – алкоголики, наркоманы, зависимые от табакокурения», – пояснил отец Назарий.

Помимо трудников, скит принимает и паломников. Приехать (с предварительного благословения, конечно) можно и на несколько дней, и на несколько месяцев. Паломники участвуют в молитвенных и хозяйственных делах вместе с насельниками. Главное условие – не бесчинствовать и не нарушать монастырского устава.

В отличие от афонских монастырей, Спасо-Силуанову пустынь могут посещать и женщины. Требование к паломницам: не приезжать по одной, дабы не вводить насельников в соблазн. Также замужним женщинам, связанным семейными обязательствами, запрещается надолго оставаться в скиту – это повредит их домашнему очагу.

Раньше алматинские воскресные школы нередко устраивали летние лагеря в скиту. Воспитанники по месяцу жили бок о бок с насельниками и помогали им: мальчики получали сельскохозяйственные и строительные навыки, девочки учились готовить, а все вместе участвовали в молебнах. Ныне такая практика стала редкой: за детьми нужно неустанно следить, а у братии на это нет ни времени, ни человеческих ресурсов.

Как помочь обители?

Отправляясь в паломничество, можно преподнести в дар братии монастыря съестные припасы. Воспрещены только мясо и мясные изделия, а также спиртное. При этом крупам, макаронам, сахару, растительному маслу и овощам в скиту всегда будут рады.

Главное, продукты не должны быть скоропортящимися: холодильников и морозильников здесь нет.

О чудесах и бесах

За хозяйственно-бытовыми справками мы, кажется, совсем забыли о главном предназначении монастыря – приближении к Богу. За этим верующие сюда и едут. И еще, конечно, чтобы попросить о сокровенном.

«Те, кто приезжают ради Бога, получают исцеление – были такие случаи. И неоднократно бездетные женщины вымаливали себе детишек. Иногда даже не сами муж и жена, а их матери приезжали, молились, и вскоре семьи обзаводились малышами. Одна женщина очень хотела внуков. Ездила к нам, молилась, помогала монастырю – и за короткое время обзавелась двумя внуками», – говорит отец Назарий.

Но, как известно, где скит – там рядом и бесы хороводят. По словам наместника, они и путников сбивают с дороги, хотя, казалось бы, дорога тут одна. Да к тому же, отмечает священнослужитель, про местность у людей издавна ходили разные разговоры: то охотники за спиной кого-то слышали, то грибники явственно чувствовали присутствие чего-то невидимого…

«Когда приходилось ходить в скит пешком, то с наступлением темноты, честно говоря, волосы дыбом вставали – жутко было», – признается наместник монастыря.

А самое окутанное недобрыми рассказами место – отдаленная келья на горе. Там, прямо говорит отец Назарий, «бесы сильно хулиганят». Когда-то ее построили для уединенного отшельнического проживания – никто долго там прожить не может. Даже монах с Афона пытался – не сдюжил…

***

Таков Иссыкский скит и жизнь в нем, налаженная по афонскому образцу. Вопреки сложностям, насельники трудятся молитвенно и физически, а игумен Назарий несколько раз в неделю преодолевает путь в обитель. Кстати, службы он проводит по воскресеньям – Божественная литургия начинается в пять утра, двери храма распахнуты для всех верующих.

И что еще очевидно – в скит не попадут случайные люди с темными помыслами. Место их не примет. Потому что это место, как точно сказал игумен, защищенное.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также