Этот праздник почитается православной церковью как престольный. По своему значению и статусу он близок к торжествам на Рождество и на Пасху. По случаю этого светлого дня праздничную литургию в Казанском соборе провел глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
Традиция празднования этого дня идет с 1612 года, когда ополчение Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского перед решающим штурмом и последующим изгнанием поляков из Кремля всю ночь молились перед этой иконой. Уже тогда икона считалась чудотворной – ее обнаружили абсолютно нетронутой огнем после страшного пожара в Казани в 1579 году.
Эта икона стала канонической и с того времени появилось несколько списков (то есть точных копий), которые хранятся в церквях, названных в честь Казанской иконы Богоматери. В том числе и в Алматинском Вознесенском соборе хранится список иконы Казанской Богоматери, освященный в прошлом году в Казани. А история иконы, которая находится в Казанском соборе города Алматы, намного старше и богаче.
Первые переселенцы Верного, в особенности казаки, особо почитали эту икону, поэтому первый храм в новой истории нашего города получил именно такое наименование.
– Эта икона издавна творила чудеса – творит и сейчас. Могу точно сказать, что если кто придет, попросит – конечно не что-то заоблачное и фантастическое – но вот здоровье, благополучие и уют семье, то это Богородица обязательно исполнит, – говорит настоятель Казанского собора Алматы протоиерей Сергей Хмыров. – Но для нашего поколения православных сегодня главное – исполнить долг перед предками и продолжить традиции. В том числе и достроить наш Казанский собор согласно замыслам. Часть куполов были снесены в советское время, часть не достроили перед революцией. И, дай Бог, скоро Казанский собор станет таким, каким его видели архитекторы.
По словам настоятеля, одна из главных идей праздника – возрождение. Она прослеживается даже в истории здания собора. В 1887 году собор серьезно пострадал после Верненского землетрясения, но был обновлен, и в 1898 году силами архитекторов Павла Зенкова и Вячеслава Брусенцова обрел свой нынешний облик. В 1920-е и 30-е годы храм закрыли, разместили здесь овощехранилище, затем кинотеатр и танцплощадку. Но в годы войны духовная жизнь снова вернулась в его стены. А в эпоху независимости здание первый раз капитально отремонтировали, а в наши дни полноценно реставрируют и претворяют в жизнь первоначальный замысел архитекторов прошлого. Поэтому посетить эту уникальную достопримечательность города в праздничный день будет символично.
К слову, у праздника есть и свои народные приметы. В этот день принято устраивать пиршества и застолья. Это своего рода проводы теплого времени года. Народная пословица гласит: «До Казанской не зима, а с Казанской не осень». Кроме того, к этому празднику старались, как правило, заканчивать строительные работы, потому как далее вплоть до весны проводить их не позволяла погода.
Ну а самое главное – в Казанскую осеннюю (как называли этот день в народе) принято играть свадьбы, что нашло отражение в поговорке «Кто на казанскую женихается — не раскается». Любопытно, что в этом году праздник выпадает на самый что ни на есть свадебный день – пятницу.
Источник - dknews.kz