Барокко – это модно: в Алматы зазвучит старинная музыка | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Барокко – это модно: в Алматы зазвучит старинная музыка

960
8 минут
Барокко – это модно: в Алматы зазвучит старинная музыка

Галина Галкина, АПН

Алматинцы получат возможность послушать произведения в стиле барокко XVII-XVIII веков. Это уникальный прецедент: музыка будет исполнена на таких нетривиальных инструментах, как барочная гитара, виола да гамба, лютня.

Концерт ансамбля The Pocket Symphony.kz запланирован на 13 октября, он состоится в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. В настоящее время идут репетиции. В Алматы приехал Назар Кожухарь - скрипач, дирижер - ученик великого Олега Кагана, лауреат престижных конкурсов. Российский музыкант - создатель и художественный руководитель "The Pocket Symphony", идейный вдохновитель и исполнитель множества проектов в области старинной и современной музыки (от раннего барокко до поставангарда).

В состав ансамбля The Pocket Symphony.kz вошли казахстанские музыканты, имеющие богатый бэкграунд - Дина Курманалинова (скрипка), Еркебулан Сапарбаев (скрипка), Ержан Кушанов (флейта) и российский мульти-инструменталист Вадим Вайнштейн (виола да гамба, лютня).


Назар Кожухарь

Назар Кожухарь, художественный руководитель ансамбля The Pocket Symphony.kz, связывает большие надежды с казахстанскими солистами. Он уже делал программу с оркестром Camerata Kazakhstan:

«Музыканты поразили своим профессионализмом, серьезной европейской постановкой, дисциплиной, красотой и изяществом звучания».


В предстоящем концерте в ансамбль включены музыканты, которые впервые будут играть музыку XVII-XVIII веков - «в максимально приближенном виде к тому, как мы предполагаем, это звучало триста-четыреста лет назад».

На концерте в Алматы зрители услышат сочинения Альбинони, Вивальди, Телемана и пока практически не звучавшие в Казахстане произведения Бибера, Фишера, Легренци. Итак, вперед - в прошлое эпохи барокко - на музыкальной машине времени!


Накануне концерта Назар Кожухарь и его казахстанские коллеги дали интервью для алматинских журналистов. Это, собственно, была беседа, когда музыканты объясняли непосвященным людям тонкости звучания инструментов, музыкальную окрашенность, все оттенки стиля барокко.

Мы говорили не только о музыке, но и о вере, благотворительности, о том, что нельзя утрачивать те нематериальные ценности, которые считаются несовременными, как и музыка барокко. Эти вещи несут код своего времени, а, значит, являются неотъемлемой составляющей человеческой истории. Назар выразил сожаление, что в Казахстане нет клавесинного направления - «от слова «совсем»». И, если художественного руководителя ансамбля "The Pocket Symphony. kz" огорчает отсутствие клавесинного направления у музыкально всеядного Казахстана, то мы, зрители, чувствуем себя обделенными... И необходимо восполнить этот пробел, благо есть возможность – прекрасные музыканты, способные играть произведения барокко на инструментах, относящихся к той эпохе, есть заинтересованные стороны.

Чем привлекает музыка барокко

По мнению Назара Владимировича, возможно, кто-то разделяет музыку на ту, что нравится или нет:

«Есть талантливые композиторы, есть менее талантливые. Это, собственно, и привлекает. Просто, в эпоху барокко, ренессанса и классицизма, в меньшей степени – романтизма, композиторы были более универсальными: каждый умел играть на инструментах – на духовых, струнных, умел сочинять, петь, импровизировать. Сами по себе фигуры были более высокопрофессиональными, чем в последующие эпохи, когда композиторы только сочиняли, а исполнители только играли».

Именно поэтому, как считает Назар, в названные периоды талантливой и умелой музыки гораздо больше, чем в иное время:

«Может быть, именно это и привлекает в старых партитурах. Но мы не отрицаем и соцреализм, экспрессионизм и прочие стили. Я считаю, что везде есть музыка либо не очень интересная, либо весьма интересная. Так что формально я не могу отделить барокко от не-барокко».

О благотворительности

Деятельность большинства музыкантов в наше время сродни благотворительности:

«Здорово, если культура может сама себя поддерживать, но в мире таких чудес нет. Все, что интересно, стоит внимания, и достойно того, чтобы остаться в истории, себя не окупает, разве что – выходит «в ноль». Но всегда есть меценаты, государство или фонды. Хотя в цивилизованном мире имеются механизмы, которые давно отрегулированы. И потому людям, которые работают в оркестре, все равно, откуда деньги. У них все хорошо. Но, на самом деле, ни один коллектив, ни один оперный театр не может заработать».

Назар обрисовал картину: представьте, что постановка в Мариинском театре стоит полмиллиона долларов, которые тратят на декорации, репетиционный процесс, костюмы, гонорары артистам. И как можно собрать эту сумму с зала в полторы тысячи мест? Даже самая дешевая постановка обходится в триста тысяч долларов:

«Это никак не окупишь двадцатью премьерами. А если приглашают звезду, вокалиста, чей единственный выход оценивается в десять тысяч долларов? Ведь кто-то же должен платить. Не знаю, как это происходит в Казахстане, в РФ государство назначает спонсора из числа крупных компаний. В мире работают законы: компанию-мецената освобождают от налогов за спонсорство какой-то программы – например, премьеры в одном из оперных театров. Цена вопроса для мецената - крупной корпорации - всего лишь несколько миллионов долларов в месяц, и эта корпорация только выиграет».

Назар, часто бывающий со своим коллективом в Европе, знает, как работают механизмы, не только стимулирующие корпорации, но и композиторов, чтобы они писали новую музыку. Симфонические оркестры в Европе обязаны играть определенное количество новой музыки, которая никогда не исполнялась. Они инициируют этот процесс, заказывают новые произведения, ищут средства для оплаты работы композиторов. Для музыкантов исполнение новых произведений составит четверть их зарплаты. И таков запрос общества: «Подобный запрос тоже ведь как-то создается, и как правило, это происходит на энтузиазме».

А слушатели, не подозревающие о деловой изнанке концертов, наслаждаются новой музыкой, классикой, или - барокко, как в нашем случае.

The Pocket Symphony.kz

На концерте будут использованы инструменты, которые сегодня практически не востребованы, как барочная гитара, виола да гамба, лютня. И они создадут именно то неповторимое звучание произведений, каким оно было в XVII-XVIII веках. По словам Назара, современный слушатель привык к тому, что музыку Баха исполняют на рояле. А рояль таким, какой он есть сегодня, узаконился во времена Рахманинова. И, если сравнивать клавесин эпохи Баха и нынешние музыкальные инструменты, то можно представить живую лошадку и современный автомобиль.

«Весь инструментарий эпохи барокко на постсоветском пространстве отсутствует. И некоторые вещи этот инструментарий диктует: например, какую-то музыку вы сможете играть очень медленно на рояле. А на клавесине не получится – другие темпы действуют, иное формообразование, соотношение характеров, не говоря о средствах выразительности – клавесин щипковый инструмент, а рояль ударный и так далее».

В одну строку

В беседе музыкантов и журналистов были затронуты многие темы. Как современный музыкант может проникнуться духом эпохи? По признанию Назара, помимо изучения старинных партитур, он даже учился танцевать композиции XVII-XVIII у известного в Европе танцмейстера Юргена Шрапе. Задавали журналисты и такие вопросы, которые, наверное, не задают искусствоведы. Например: «Почему до сих пор жива легенда о том, что Никколо Паганини имел контакты с дьяволом?» Назар пытался объяснить необъяснимое:

«Все выдающиеся люди, к которым мы, слава Богу, не относимся, все высокие профессионалы – либо гении, либо с тараканами в голове. Я уверен, что с Паганини, Чайковским, Моцартом не все чисто. Уж сами решайте, с какой стороны ангел или дьявол там порылся. Но известно, что Лист, послушав Паганини, перестал играть и на два года засел заниматься, хотя был виртуозом, знаменитым на всю Европу, писал очень сложные вещи. Но игра Паганини заставила его пересмотреть собственное творчество».

В концерте в небольшом видео будут показаны инструменты - как участники действа. В Алматы музыканты сыграют на современных копиях, так как исторические инструменты до наших дней практически не дожили - их осталось немного в музеях, причём, в основном в европейских. При этом будут использованы исторические смычки, которые, по словам музыкантов, очень сильно меняют манеру игры. Но все-таки главное действующее лицо концерта – российско-казахстанский ансамбль солистов "The Pocket Symphony.kz", небольшой барочный оркестр.

Играет ли коллектив духовную музыку? Часть вещей, которая звучит в программе, в свое время легко интегрировалась в религиозные службы. Можно предположить, что какие-то произведения звучали в соборе Сан-Марко в Венеции. Это могла быть «Соната для четырех скрипок» Легренци. Назар Кожухарь сравнил этого музыканта с Элтоном Джоном того времени: «Человек, который влияет в своем виде искусства на весь земной шар».

Сложности исполнения

По мнению Назара Владимировича и его алматинских коллег, Казахстан задолжал старой и новой музыке:

«Здесь совсем немного подобного, а, может быть, некоторые вещи вообще близки к нулю. Можно много и долго говорить о том, что такое старинная или современная музыка. В данном случае речь идет о музыке эпохи до-классицизма. И она в определенном виде должна исполняться, звучать».

Но музыканты сталкиваются со множеством сложностей: нужны определенные инструменты, а их, как правило, нет. Однако это не останавливает коллективы и солистов:

«Надо с чего-то надо начинать. Мы подумали, что пора. Конечно, риски большие, возможно, с первого раза не будет того резонанса, который хотелось бы получить. Но мы настроены по-боевому».



 


Справка

Стиль искусства, известный как барокко, возник около 1600 года в Риме и распространился по большей части Европы. Его популярности и успеху способствовала католическая церковь, которая решила на Тридентском соборе в ответ на протестантскую реформацию, что искусство должно напрямую передавать и вовлекать религиозные темы.

Интересно, что культура барокко была глубоко усвоена православной церковью. Сегодня это основной культурный стиль богослужения, этикета и внутренней жизни православной церкви.

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...