Что происходит с мозгом во время молитвы: мнение науки и духовенства | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Что происходит с мозгом во время молитвы: мнение науки и духовенства

25
6 минут
Что происходит с мозгом во время молитвы: мнение науки и духовенства
Во время молитвы человек замечает, как меняются его внутренние ощущения. Он испытывает некие чувства, которые даже не может описать. Изучающие функциональные состояния мозга ученые Санкт-Петербургского НИИ имени Бехтерева исследовали, что происходит во время молитвы, и описали это.

Науке были известны три состояния мозга – бодрствование и два вида сна – быстрый (человек видит сны) и медленный (не видит сны). Но, по научной логике, в биологии действует закон симметрии. И если есть два вида сна, то должно быть и два вида бодрствования. Однако энцефалограмма выдавала раз за разом обычные показатели бодрствования.

2. Борис Слезин.png
Валерий Борисович Слезин

Валерий Борисович Слезин, руководитель лаборатории нейропсихофизиологии Санкт-Петербургского НИИ имени Бехтерева, профессор (родился 1937 году в Ленинграде, умер в 2017 году в Санкт-Петербурге), рассказывал о работе своей лаборатории:

«Ко мне как-то зашел Кирилл Владимирович Копейкин – секретарь Совета Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Он предложил обследовать священников. Я в ту пору был человеком весьма далеким от религии. Но подумал: почему бы и нет…»

По словам ученого, во время исследования священнослужитель, участник эксперимента, читал стихи и решал математические задачи. Ритмы его биотоков учащались при этом:

«Затем мы попросили испытуемого помолиться. Когда он начал читать молитвы, мы увидели ряд стадий перехода от быстрых ритмов к медленным. И в какой-то момент у него появился ритм в три герца. А три герца – это когда у взрослого человека в здравом уме и твердой памяти происходит полное отключение коры головного мозга.

Восприятие информации идет напрямую, минуя мыслительный процесс и анализ. Такое возможно лишь у спящих взрослых и у двухмесячных детей. То есть с точки зрения нейрофизиологии испытуемый, молясь, в буквальном смысле превращается в младенца. Но что еще более удивительно, как выяснили датские психологи, во время молитвы отделы мозга, ответственные за общение, напротив резко активизируются. В обычном состоянии эти участки прифронтальной коры головного мозга работают активнее, когда человек начинает ждать от своего собеседника какой-либо реакции на все сказанное, обращенное к собеседнику. А это значит, что наше сознание ждет ответа во время молитвы от того, кому молится».

Между тем ученые выяснили, что четвертое состояние мозга, «молитвенное», как его назвали, также необходимо, как и все другие:

«Ведь отсутствие одного из состояний мозга нарушает гармоничное развитие человека, приводит к болезням и деградации психики. И это состояние, без сомнения, целебно. Потому что все патологические частоты, которые в процессе жизни у нас развиваются, уходят во время молитвы, исчезают. Остаются лишь эти изначальные три герца, как у младенца, а у младенца, как известно, грехов нет».

4. Ребенок в молитве.jpg
Ребенок на молитве

Исследователи считают, что о том же самом нам говорит и писание: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Евангелие от Марка, Глава 10, стих 15).

О чудодейственной силе молитвы известно давно. Протоиерей Николай Емельянов, заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

«Молитва оказывает благотворное влияние на человека. Не только на чисто душевное, внутреннее состояние в целом, но и на физическое состояние. И это знает любой священник».

По мнению ученых, молясь человек уходит от всех земных забот, признает их незначительность в сравнении с чем-то вечным и незыблемым. Как только человек забывает о реальности, его мозг нейтрализует накопившийся в сознании негатив – главный источник любых недугов. Тем самым человек способствует своему исцелению. Науке известны факты, когда посредством молитвы выздоравливали больные раком в неоперабельной стадии.

Профессор психиатрии Валерий Слезин подчеркивал:

«Молитва – это не медитация! Это два антагониста. При медитации происходит активация мозга, появляются быстрые ритмы. Это доминанта. А при молитве фиксируются медленные ритмы».

5. Епископ Каскеленский Геннадий.jpg
Епископ Каскеленский Геннадий

Епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии, высказывается скептически:

«Слышал о статье Слезина. К творчеству этого ученого отношусь с недоверием. Читал его статью в журнале «Вестник политической психологии» за 2008 год о культуре русского языка. На мой взгляд, она отражает верное направление мысли, но содержит совершенно недопустимые и я бы сказал, нелепые обобщения. Например: «Внедрение иностранных слов является одной из основных причин роста депрессии, агрессивности и самоубийств у подростков». Подозреваю, что исследование молитвенной практики имеет тот же недостаток.
Молитва бывает очень разной. Православное учение о молитве – очень глубокая и серьезная наука. Могу посоветовать классические труды св. Григория Синаита или монографию о нем митрополита Каллиста (Уэра). Вряд ли молитвы Серафима Саровского в лесном уединении и молитвы Георгия Гапона на манифестации 1905 года могут иметь одинаковое отражение на приборах. А если и будут иметь – то грош цена таким исследованиям».

Епископ Геннадий сослался также на «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским». Здесь можно прочесть о молитвенном состоянии старца:

«Случилось однажды, что когда сидел он, по обычаю внимая молитве, то почувствовал, как она становится лучше, потому внимательнее стал и с большим усилием понуждать себя, дабы еще и от себя приложить старание, и так весь умно простерся и распалился «Божественным желанием» к Самому Господу Богу, ибо недоумевал он, как наименовать действующую тогда любовь ко Господу, что была в сердце, и во внутренности, и во всем теле, из-за радости, сладости и утешения несказанного от нее.

И от такового ощущения до того восхищен был он ко Господу, что почувствовал всего себя измененным, светлым, и светом объятым, и будто исшедшим из тела, но как исшел из тела – изъяснить того не смог, ибо тогда от великой радости о Боге и сладости, всего его объемлющей, не чувствовал на себе своего тела, но видел себя вознесенным на воздух, сидящим без тела в совершенной памяти и бодрствовании».

Есть еще замечание о молитвенном состоянии старца-пустынножителя Василиска:

«Иногда понудит он себя вообразить в сердце Христа Господа Младенцем и тотчас весь сладостью исполняется».
Что также отсылает к Библии: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». И это о доверии Слову, а не о «полном отключении коры головного мозга».

Молитва, это, скорее, индивидуальный опыт. Кто-то остается в полной осознанности во время молитвы, а кому-то дано испытать неведомое состояние. Этих людей покидает способность видеть, они не слышат, не чувствуют боль и прикосновения. А когда выходят из молитвенного состояния, они рассказывают о своих ощущениях. О том, что теряют чувство времени и пространства, и переживают невероятный опыт – слияние с самой Вселенной. По словам саровского подвижника отца Серафима, молитве нужно учиться:

«Учись, учись умной молитве сердечной, как учат святые отцы, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к Нему».

Возможно, исследования ученых «четвертого состояния» головного мозга будут продолжены. И они найдут совершенно однозначный ответ на вопрос: что же именно происходит с мозгом человека во время молитвы?
  • Комментарии
Загрузка комментариев...