22 февраля на казахстанские киноэкраны вышел отечественный фильм «Адам и Алма». Удивительная история молодого мужчины, который, возвращаясь в прошлое своей семьи, обретает будущее и настоящую любовь.
Адам – бизнесмен, но не очень удачливый. Дела давно не идут в гору, и он решает продать яблоневый сад в Алматы, который он когда-то получил в наследство от своего отца, чтобы справиться с долгами и обязательствами.
Чтобы оценить наследство, Адам приезжает в яблоневое хозяйство и встречается с людьми, для которых сад – дело всей их жизни. И без того нелегкий моральный выбор усугубляют яркие чувства, которые пробудила у него Алма – девушка, на которой, по сути, и держится весь сад.
Зимние горы, спящая яблоневая роща, восхитительные пейзажи и неспешное повествование: «Адам и Алма» - атмосферное кино с национальным колоритом и вкусом алматинского апорта, которое еще можно успеть посмотреть на больших экранах.
Режиссером фильма выступил Аскар Узабаев, который снял комедию «Коктейль для звезды» (2010) и драму о домашнем насилии «Бакыт» (2022).
Сценарий писал Аскар Узабаев, Ауэз Ауэзов и Полина Качалина.
По роду деятельности Полина – журналистка. Она и рассказала нам, как создавалась эта история, в основе которой многие зрители увидели хорошо известный библейский сюжет, связанный с древом познания добра и зла, плод с которого вкусили первые люди – Адам и Ева, за что были изгнаны из Эдемского сада.
По словам Полины, фактуру для сценария ей помог собрать не только, а точнее, не столько библейский сюжет, который скорее метафорично отражается в канве фильма, сколько жизнь реального человека, посвятившего себя выращиванию знаменитого алматинского апорта.
«Я консультировалась с реальным владельцем яблоневого сада – бизнесменом Андреем Кимом. К моему удивлению, у него оказалась почти такая же история, как у нашего главного героя Адама: в наследство от отца ему достался сад апорта. Только Андрей не последовал примеру многих и не стал продавать землю, а сделал на этом участке маленький рай для алматинцев. Каждый год в августе он приглашает всех желающих собирать апорт в своем саду. Там же при желании можно забронировать домик и переночевать в окружении яблонь и гор. Андрей многое мне рассказал об особенностях выращивания апорта. Это очень капризный сорт. Он растет строго на определенной высоте: 850–1250 метров над уровнем моря. В противном случае плоды теряют свои вкусовые и другие характеристики. К слову, это идеальная высота и для жизни человека, вот почему наследие советского периода – алматинские яблоневые сады – безжалостно вырубались, а на их месте строили коттеджи», - рассказывает автор сценария.
Также, говорит Полина Качалина, в процессе написания текста она советовалась со своим родным дедом, который рассказал о нюансах ухода за яблонями: как лечить их от болезней, как их прививать, на какой почве они растут.
«Знания, полученные от дедушки, я передала одному из персонажей истории – селекционеру Александру Кольману. В целом же прототипом Кольмана стал знаменитый биолог Иван Мичурин», - поясняет Полина.
Производство фильма затянулось не на один год. Это повлияло на то, что пришлось менять сюжет. Например, переносить героев из лета в зиму.
«Вызовов было много, но это — специфика работы. Одной из особенностей можно назвать то, что съемки должны были стартовать в августе 2020 года, но сдвинулись на осень, а затем на декабрь, из-за чего приходилось ощутимо переделывать текст под время года. Это повлияло не только на отдельные сцены, но и на саму атмосферу фильма. Из драмеди на фоне цветущих яблоневых садов он превратился в медитативную драму с яблоками на снегу», - комментирует Полина Качалина.
И тем не менее, кино получилось душевным, живым и настоящим. Как могут быть настоящими чувства двух влюбленных друг в друга людей на фоне красивейших алматинских пейзажей.
Фото: kazakhcinema.kz