Чтобы войти в роль, актер шел на самые нестандартные решения, порой противоречившие духу его времени
Когда из жизни уходит человек в весьма преклонном возрасте, казахи говорят: "Той!". Любимец казахстанцев, известнейший актер театра и кино, Юрий Борисович ПОМЕРАНЦЕВ ушел из жизни в 99 лет - 23 марта 2022 года.
А накануне наш "милый доктор" воплотился в памятник. И всеми узнаваемый образ будет теперь присутствовать рядом с его любимым Национальным русским театром драмы имени М. Лермонтова в Алматы.
Светлый и печальный той, тризну отмечали алматинцы - актеры, театралы, поклонники таланта Юрия Борисовича Померанцева.
И вновь вспоминали историю жизни казахстанской легенды театрального искусства. На долю этого человека в полной мерой выпали испытания и события - участник Великой Отечественной войны, имевший ранение, общественный деятель (был депутатом Верховного Совета Казахской ССР).
Награжден медалью "За отвагу", орденом Отечественной войны II степени. Очень дорожил званием "Қазақстанның Еңбек Ері" - Герой Труда Казахстана. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами "Знак Почета", высшим орденом Республики Казахстан "Отан".
Играл на сцене театра без малого 80 лет, начав выступать в 1943 году. Пел в хоре Театра оперы и балета имени Абая, потом был принят в качестве актера в ТЮЗ, а с 1954 года утвердился в Русском театре драмы имени Лермонтова, где сыграл более 300 ролей. Снимался в фильмах, составивших золотой фонд советского кинематографа, сумел реализовать свой режиссерский дар.
И как бы ни была изучена биография легендарного актера и режиссера, есть и малоизвестные страницы. Дитя атеистического времени, Юрий Борисович, однажды вплотную соприкоснулся с темой Бога. Есть свидетельства об этом в воспоминаниях, посвященных Митрополиту Алма-Атинскому и Казахстанскому Иосифу (в миру - Ивану Михайловичу ЧЕРНОВУ), написанных архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Наумом (БАЙБОРОДИНЫМ). И там отрывок – свидетельство Юрия Борисовича.
Народный артист РК вспоминал о том, что в конце 60-х годов театр драмы имени Лермонтова взял к постановке в пьесу Николая Островского "Василиса Мелентьева". Юрию Борисовичу предстояло играть роль Ивана Грозного.
"Поскольку формальный подход к любой пьесе и любой роли для меня неприемлем, мне необходимо было узнать психологию человека той эпохи, христианские обряды, как бы понюхать дух того времени", - вспоминал артист.
Творческая группа задалась вопросом, кто мог бы выступить экскурсоводом в историческую эпоху? Было принято решение встретиться с тогдашним главой казахстанской православной церкви - митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Иосифом. Артистов смущал большой сан священника – митрополит: как он примет, согласится ли? На деле митрополит сразу же назначил встречу.
Представители творческой группы отправились к нему втроем: режиссер Ирина ДОЛИНЕНКО, заведующий музыкальной частью Михаил ЛИВШИЦ и Юрий Померанцев.
"Беседовали с митрополитом часа два с половиной. Он очень интересно рассказывал нам об истории того времени и отвечал на вопросы, которые мы задавали. Иногда с юмором отвечал. Он прекрасно знал эпоху Ивана Грозного и историю вообще. Несмотря на то, что много веков отделяло нас от того времени, Владыка настолько интересно и живо все преподносил, как будто он сам был свидетелем тех событий. И, что главное, он передал в своих рассказах атмосферу, дух того времени, что для нас было неоценимой помощью при создании тех или иных сцен", - отмечал Померанцев.
Театральные деятели увидели высокообразованного, начитанного человека, прекрасного собеседника. Особенно их тронуло то, что митрополит хорошо знал не только историю. Его интересовала современная жизнь и, в том числе, искусство и театральная культура. Священник с улыбкой сказал: "Я с удовольствием смотрю по телевизору Аркадия РАЙКИНА". Митрополит Иосиф произвел на гостей колоссальное впечатление.
"Этот человек был огромной эрудиции, просто кладезь мудрости и, в то же время, очень простой. Он был так прост, как будто не был облечен в такой высокий сан. И такой простой, такой земной! Я думаю, что сейчас таких, наверное, нету. Необычайная простота. Вот такой простой, земной человек, но вокруг него была такая атмосфера, которая просто завораживала. Для нас это было неожиданностью", - говорится в воспоминаниях Померанцева.
По признанию Юрия Померанцева, он и его коллеги, собираясь на встречу, ожидали совсем другого.
"Мы ожидали, что он будет таким, как в литературе обычно изображают святош-иезуитов. И вдруг мы увидели такого человека, который всех нас буквально поразил своим обаянием! Этого не сыграешь. Это ощущение я хорошо запомнил", - отмечал артист.
Померанцев внимательно изучил комнату, в которой принимал посетителей Иосиф Чернов, - невысокие потолки, книжные стеллажи с томиками Ленина и Маркса. На стенах висели картины на религиозные сюжеты, написанные просто. Потом хозяин повел их в маленькую домовую церковь.
"И в его доме все было тоже чрезвычайно просто, и, вместе с тем, это было очень значительно. И вот, эти два с половиной часа пролетели для нас, как одна минута. Мы вышли от него – а сколько времени? Ой-ей! Это так быстро время пролетело!?" - удивлялся Померанцев.
По признанию Юрия Борисовича, встреча с таким человеком дала представителям театра большой психологический импульс:
"Он зажег нашу творческую фантазию. Мы восторгались им. Ну, а уходя, мы ему сказали: "Когда мы порепетируем, выпустим спектакль, мы уж просим Вас на премьеру". Сказали, не надеясь, что он придет. Он согласился, как мы посчитали, из вежливости. И что вы думаете? На премьеру он со своей свитой пришел, а режиссер у центрального входа его встречала.
Он был одет в рясу, с посохом в руке. Публика на него смотрела, а он сидел в первых рядах. Все это было очень торжественно. Мы подтянулись, воодушевились, и спектакль прошел очень хорошо. После спектакля мы его проводили, он сказал, что спектакль ему понравился. Возможно, это были слова вежливости, но одно то, что он пришел, уже было для нас приятно".
Спектакль, в котором Юрий Померанцев играл Ивана Грозного, с успехом шел много лет. Его возили в Москву на гастроли, и на многочисленных творческих конференциях артисты рассказывали об этой консультации, о том, что беседа с митрополитом повлияла на глубину спектакля.
Возможно, эта встреча в чем-то пошатнула атеистические установки артиста, ведь он был "продуктом советской эпохи". И уже в последнее время люди в окружении Юрия Борисовича все чаще слышали от него напутствие: "С Богом!"
Открытый в Алматы памятник народному артисту создал известный скульптор Нурлан ДАЛБАЙ. Перед тем, как приступить к работе, он изучал записи спектаклей, фильмов, фотографий Юрия Борисовича, чтобы передать его пластику и мимику
По замыслу скульптора, артист держит в руках томик "Дон Кихота" Мигеля де СЕРВАНТЕСА. Померанцев неоднократно воплощал образ хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского.
И, как и литературный персонаж, сам Юрий Борисович мог бы сказать о себе, что подвиги самоотверженных рыцарей перешли из книг в его сердце. А все поступки рыцаря - проявление христианской добродетели, кротости, любви к ближнему.
Скульптура легенды отечественного театра стала четвертой в коллекции работ, созданных в честь известных алматинцев.
В 2019 году была установлена статуя режиссера Шакена АЙМАНОВА, в 2021 - литератора Герольда БЕЛЬГЕРА, в начале 2023 года - альпиниста Анатолия БУКРЕЕВА.
Фото из открытых источников.
Источник - Ratel.kz