Началось все с почти анекдота. Прочитала я в одном из наших СМИ в статье про архитекторов города Верного, проектировавших Вознесенский собор, неизвестное мне имя: "Борис Глебский". Не сразу поняла, что журналист имел в виду архитектора БОРИСОГЛЕБСКОГО Константина Аркадьевича.
Я посмеялась. А потом задумалась – а что я сама знаю о Борисоглебском? Ну кроме того, что он был и работал в нашем городе когда-то давным-давно?
Оказалось, мало знаю. Пришлось копаться в интернете, звонить знакомым краеведам и складывать два и два.
Нашла немного. Надо б еще посидеть в архиве, но архивы сейчас работают в очень странном режиме, попасть в читальный зал почти невозможно – карантин. Но все равно делюсь найденным.
Краткая биография, состоящая из неточностей и неизвестных фактов
Константин Аркадьевич Борисоглебский.
Портрета не нашла.
Сведения о его детстве отсутствуют. Нет и информации о семье. Где-то проскальзывает, что его родители – польские дворяне.
Точно известно только то, что родился он где-то в Московской губернии в 1861-м году. Дата смерти тоже неизвестна, только в одном из материалов я нашла год – 1920. Тоже надо проверять.
Еще одна неточная информация: на сайте Русской энциклопедии прочитала, что Борисоглебский участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Если информация правдива, то он был совсем молод, почти школьник…
Учился Константин Борисоглебский в институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, окончил его в 1888-м году.
В 1888-1890 годах - сверхштатный техник строительного отделения Астраханского губернского правления. Но в интернете никакой информации о его архитектурных проектах в Астрахани нет. Скорее всего, потому что он был тогда "молодым специалистом", к тому же малоопытным, работал там, видимо, в проектах более известных архитекторов. Да и работал он там всего два года. И если есть в Астрахани информация о Борисоглебском, то где-то далеко и глубоко в архивах.
К нам в город он прибыл в 1890-м. Сначала служил младшим архитектором, а потом - просто архитектором Семиреченского строительного отделения. В каких он проектах участвовал и что проектировал с 1896 года по 1902 год – опять неизвестно. Есть только скупая информация в энциклопедии "Мой Курск", что, цитирую: "За 12 лет работы в Семиречье он строил мосты (автор первого металлического моста в Казахстане), обустраивал систему арыков, прокладывал магистральные каналы, спроектировал и построил немалое количество зданий и сооружений".
Подробности – что за мосты и магистральные каналы – опять -таки неизвестны. Наш краевед Нели Аубакировна БУКЕТОВА, к которой я обратилась за консультацией, сказала, что очень часто видела фамилию Борисоглебского в отчетах строительного отделения. Но не в качестве главного автора проектов, а в составе группы специалистов, работающих в этом направлении. Детали опять-таки неизвестны, поскольку никто из местных краеведов, похоже, серьезно и глубоко не занимался биографией Борисоглебского и подробностями его профессиональной деятельности в Семиречье.
А про сооружения "верненского" архитектурного периода Константина Аркадьевича нашла два упоминания:
1. За работы по сооружению памятника Пржевальскому А.А. БИЛДЕРЛИНГУ, И.И. ШРЕДЕРУ, К.А. Борисоглебскому были присуждены серебряные медали Общества и преподнесены Советом Общества на торжестве по случаю открытия памятника Пржевальскому в Санкт-Петербурге.
Борисоглебский получил малую серебряную медаль совета Императорского РГО "За отлично выполненные работы по сооружению памятника на могиле генерал-майора Н. М. Пржевальского" (1893).
2. В некоторых источниках, в частности в энциклопедии Лухтанова "Город Верный и Семиреченская область" есть упоминание о памятнике-обелиске на месте Узынагачского сражения работы Борисоглебского (1900 год). Но в других источниках про этот же обелиск пишут следующее: "5 октября 1904 г. началось сооружение гранитного обелиска по проекту архитекторов С. К. ТРОПАРЕВСКОГО и А. И. ГОГЕНА. Подрядчиком был верненский мещанин Ф. РАДЧЕНКО, непосредственно строительными работами занимался С. К. Тропаревский. Архитектурный надзор осуществлял сам областной инженер А. П. ЗЕНКОВ. 1 августа 1905 г. состоялось торжественное открытие памятника в честь Узунагачской битвы".
Удивительно, но самым главным проектом Борисоглебского в Верном все неказахстанские архитектурные и туристические источники дружно называют проект кафедрального Вознесенского собора (1899 - 1906). Там этот собор называют архитектурным чудом, им восхищаются, его ставят в пример.
Такого же мнения придерживаются и другие иностранные специалисты по истории архитектуры, которых я читала: архитектором Вознесенского является Борисоглебский. Андрей Зенков внес изменения и дополнения в уже готовый проект. Но Википедия и прочие популярные в народе источники информации называют только одного автора Вознесенского – Зенкова. Почему ж это происходит?
Мнение Валерия КОРЕНЧУКА, известного казахстанского фотографа, активно интересующегося городской историей:
"На самом деле Константин Аркадьевич Борисоглебский и создал эскизный проект собора (4 листа), отправленный в Санкт Петербург на утверждение Синода. Был ещё и второй проект младшего областного архитектора Сергея Константиновича Тропаревского (2 листа). Точку в спорах 10 лет назад поставила заведующая архивом Александро-Невской лавры Ольга Ивановна ХОДАКОВСКАЯ. Она нашла резолюцию канцлера Синода ПОБЕДОНОСЦЕВА, утвердившего проект Борисоглебского с несколькими замечаниями. Но пока несколько лет шло рассмотрение, Борисоглебский из Верного был переведен городским архитектором в Курск. Выполнять замечания и составлять детальные чертежи пришлось НАРАНОВИЧУ и строителю Андрею Павловичу Зенкову. Этих чертежей, естественно, было больше, чем у Борисоглебского. Часть из них хранилась в семье БАКУРЕВИЧА, внучатого племянника Зенкова. Он и отстаивал архитектурное авторство своего дяди. Ну, и легенда Юрия Осиповича ДОМБРОВСКОГО об архитекторе Зенкове перевешивала все споры"…
"В 1899г. архитектором Константином Аркадьевичем Борисоглебским был предоставлен на утверждение Строительному комитету и Епархии проект для здания собора. Рассматривая его в 1900 году, Строительное отделение Семиреченского областного правления отметило, что "величественный и поместительный Собор должен быть в нашем городе Верном как для поддержания престижа русского имени и православной веры сея представителем в мусульманском крае..." (ЦГИА РУз,ф.И-1,оп.10, д.18,стр.35). Этот документ дает возможность проследить, каков был первоначальный замысел Борисоглебского, как он изменялся на протяжении всех последующих лет, даже в разгаре строительства: "Ввиду местных землетрясений постройка проектирована деревянная со стенами в виде сруба, на каменном фундаменте и цоколе, под железной крышей, с деревянными полами, штукатуренными известью внутри и снаружи стенами и потолками, отопление печное. Церковь трехпредельная, рассчитана примерно на 2000 прихожан и в достаточной степени снабжена службами... План, вообще, вполне удобен. Фасад разработан довольно изящно, но массы неудовлетворительны в виду того, что главный купол мало доминирует над боковыми..." (ЦГИА РУз, ф.И-1, оп.10, д.18, стр.35).
Было много обсуждений и доработок. В конечном итоге, в 1903 г. в Санкт-Петербурге Святейший Синод утверждает скорректированный и дополненный инженером А.П. Зенковым проект К.А. Борисоглебского и новую к нему смету. Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904г., и, наконец, его возведение начинается.
Но Константин Аркадьевич в это время уже был в Курске…
Курские планы и проекты
В 1902 году Константина Борисоглебского назначают губернским архитектором строительного отделения Курского губернского правления. И он навсегда покидает Верный.
Первое упоминание об Борисоглебском и его проектах в Курске я нашла на сайте Российской энциклопедии, цитирую: "Казённая палата (1880–1903, арх. К. А. Борисоглебский; ныне Монтажный техникум)".
Дальше было проще.
Монтажный техникум нашелся сразу же: ул. Советская, 14. Бывшая ул. Ртищевская. Описание: здание построено в стиле итальянского Ренессанса. С 1903 по 1918 г. в здании работали Курская казенная палата и Курское губернское казначейство. В годы гражданской войны в здании работал госпиталь. После войны здесь разместились губернский финансовый отдел и советская партийная школа. В 1934 году здание занял аппарат исполнительного комитета Курского областного совета народных депутатов. С 1944 года здесь размещается Курский строительный техникум, переименованный в 1958 году в Курский монтажный техникум. Среди знаменитых выпускников техникума, известных не только жителям Курска: народный артист России Владимир ВИНОКУР и скульптор Вячеслав КЛЫКОВ, тот самый, что сделал памятник маршалу ЖУКОВУ и памятник Кириллу и Мефодию в Москве.
Краткая заметка о начале его строительства была размещена в одном из ведущих архитектно-строительных изданий империи - журнале "Зодчий". Это архитектурный и художественно-технический орган Императорского Спб. общества архитекторов. - 1902. - 7 июля (№ 27). - С. 314.
Пишут там и про автора проекта. Цитата:
"Это первое здание автора в Курске, куда он приехал в этом же году на должность губернского архитектора строительного отделения Курского губернского правления (до этого Борисоглебский К.А. работал на этой же должности в Семиреченском областном правлении (Туркестан).
По стилистике здание Казенной палаты было выполнено в стиле своего времени - эклектике (историзм), точнее в неоренессансе. Борисоглебский К.А., взяв за основу флорентийский дворец Строцци, переосмыслил решение оконных проемов первого этажа и отказался от применения двойных арок в окнах второго и третьего этажей, увеличил размер и глубину рустовки, увеличил и усложнил карнизы, сохранив симметрию здания и рациональное членение фасада. На крыше также были добавлены парапетные столбики с решетками.
Наличие средств у застройщика позволило внедрить при строительстве техническую новинку для Курска - систему кондиционирования воздуха, позволившую полностью охлаждать летом и обогревать зимой сразу все помещения здания. Строительство нового здания Казенной палаты закончилось уже в 1903 г.
Для реализации кондиционирования в стенах здания было сделано большое количество вентиляционных каналов. В советское время достаточно быстро стерлась память об историко-технической особенности постройки, а наличие большого количества пустот в стенах положило основу местному мифу, что в них казначеи прятали деньги".
Остается только добавить, что здание Курского монтажного техникума является объектом культурного наследия города Курска.
Участвовал Борисоглебский и в создании проекта здания больницы для Курского медицинского участка (1902 - 1905, соавтор инж. Бурхановский).
Фотографию здания не нашла, есть только упоминание о нем в городской энциклопедии.
Еще там же, на сайте курской городской энциклопедии, увидела фамилию "нашего" архитектора в списках участников конкурса. А порывшись на профессиональных архитектурно-исторических порталах, обнаружила и детали этого мероприятия: в 1906 году Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс женского епархиального училища для города Курска по поручению строительной комиссии Курского епархиального женского училища.
Представлено на конкурс было 32 проекта.
Проект Борисоглебского и его соавтора с Б. АЛЬБЕРТИ не выиграл. Он так и остался на бумаге. Но он занял четвертое место, а его авторы получили поощрительную премию 500 рублей, что по тем временам было очень даже неплохо.
Участвовал Борисоглебский и в создании проекта здания женской гимназии им. Д. К. Кромского в городе Короче (1905 - 1907). Но, скорее всего, как инженер, потому что это здание строилось по особым условиям мецената, выделившего деньги на строительство. История такова. Купец первой гильдии, почетный гражданин Корочи Дмитрий Константинович КРОМСКИЙ под строительство гимназии выделил свою усадьбу с фруктовым садом и полностью оплатил все строительные материалы, а это 150 000 рублей. Кроме местного красного жженого кирпича, все необходимое для строительства доставлялось из Курска, Харькова, Смоленска и других городов.
А условия его были таковы:
- План меценат предоставлял сам (потому я и думаю, что Борисоглебский был здесь скорее инженером строительства).
- Гимназия должна быть названа именем дарителя - Д.К. Кромского.
- "Усадьба и постройки на вечные времена должны служить учебным целям для города Корочи и ни в коем случае их назначение не изменялось"
Следующий этап профессиональной деятельности Борисоглебского: в 1908 году его переводят в Бакинскую городскую управу. Об этом его периоде я больше всего знаю. Точнее, знаю мало, но построенные Борисоглебским бакинские здания видела "живьем", правда, лет 15 тому назад. Я была там проездом и попала на экскурсию "Польские следы в истории Баку". Местный гид рассказывал о польской диаспоре в Азербайджане, о поляках, вписавших свое имя в историю страны, о неоценимом вкладе польских архитекторов в градостроительство города. И вот тогда-то я и увидела здания, которые проектировал здесь Константин Борисоглебский. Но, признаюсь, ничего во мне не ёкнуло, никак не отозвалась в моем алматинском сердце фамилия польского архитектора, творившего в азербайджанской столице. А гид в подробности не вдавался, не упоминал, что Борисоглебский когда-то работал и жил в Верном. Но здания я запомнила. И при поиске информации про эти годы жизни Борисоглебского в моей голове быстро сложилось два и два.
Итак. На азербайджанском сайте Polonia Baku читаю: "четыре года (1909-1913) главным архитектором Баку был поляк Константин Борисоглебский… Постройки Борисоглебского и других поляков-архитекторов по праву считаются великими достижениями архитектуры и архитектурным наследием Азербайджана, а масштабы, в которых они творили, позволяют говорить о построенном ими "польском Баку".
В Баку сохранились два монументальных сооружения архитектора: "Ольгинские ряды" и мужская гимназия, которые в градостроительной структуре центра города того времени занимали доминирующее место. Да и сейчас вполне актуальны.
Над проектом "Ольгинские ряды" на ул. Ольгинской (сейчас Расулзаде) Борисоглебский начал работать в 1909 году. Это был очень важный городской проект: здание с магазинами на первом этаже. Планировалось, что сверху будут размещены зрелищные или общественные учреждения. Но потом городские власти решили здание целиком отдать под торговые и конторские помещения, более выгодные для городской казны.
"При обсуждении проекта особое внимание было обращено на фасад: на организацию широких остекленных витрин, расположение парадных входов, облицовку фасада белым бадамдарским камнем. Архитектура фасада, построенного в классических формах с некоторым налетом стилизации, - естественная дань эпохе. "Ольгинские ряды" с зеркальными витринами и конторами наверху наряду с двумя пассажами составили основное ядро торгового и делового центра Баку европейского характера", - это цитата из путеводителя по Баку.
Вторая известная бакинская работа архитектора – Мужская гимназия. Строилась она в 1911-1913 годах на улице Балаханской, 61 (сейчас Физули) - угол Красноводской (сейчас Самеда Вургуна). Монументальное солидное здание с классическими формами и ярко выполненными деталями фасадов. Портик, колонны, карнизы – все выглядит торжественно и парадно. Сейчас в этом здании больница.
После 1913-го года о Борисоглебском ничего не слышно. Из Баку он уехал, но это не точно – информация из интернета без ссылок на документы. Если принять дату смерти – 1920-й год, то совершенно непонятно, чем он занимался и где жил целых семь лет.
Нет никаких сведений о его личной жизни – был ли он женат, влюблен, были ли у него дети.
Надо искать…
Источник - Ratel.kz