Вопросы священнику, которые мы стесняемся задать лично | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Вопросы священнику, которые мы стесняемся задать лично

2355
8 минут
Вопросы священнику, которые мы стесняемся задать лично


Священник о тату, матах и наркотиках: 11 неудобных вопросов

Иерей Георгией Рублинский из Казанского собора в Алматы ответил на вопросы, которые люди обычно стесняются задать священнику лично. 

Порой у каждого из нас возникает мысль: грех ли ругаться матом? Считается ли передозировка наркотиками самоубийством? И что сделает священник, если вы признаетесь ему в преступлении на исповеди? Хотя на первый взгляд вопросы могут показаться простыми и поверхностными, под ними скрыт целый мировоззренческий и богословский пласт.

Священник о тату, матах и наркотиках: 11 неудобных вопросов
Иерей Георгий Рублинский

№1 Если мы созданы по образу и подобию Бога, то по подобию кого Бог создал животных?

Отец Георгий: «Вопрос о том, что значит, что мы созданы по образу и подобию Божьему, крайне важнен для понимания каждого христианина. Если мы ответим на него, то вопрос про животных отпадает.

Образ Божий в человеке – его бессмертие, способность творить, любить и быть свободным. Человек создан абсолютно свободным, он волен поступать как пожелает: избрать зло или добро.

Подобие Божье было утеряно человеком в результате грехопадения. Богоподобие – то, к чему мы должны стремиться. В православие есть святые, принявшие монашество, мы их называем преподобные, они при жизни стали наиболее подобные Богу по своим духовным качествам. Настолько они взрастили в себе это, что уподобились Богу.

Понимание этого дает понимание того, что животные не созданы по образу и подобию Божьему, у них нет бессмертия, способности творить и свободы. По крайней мере не в той степени, в которой на это способен человек. Человек — венец творения. В человеке есть небесное начало, а в животных – только жизненная сила. Бог создал все прекрасным.

Бессмертие человека проявляется в вечной жизни после смерти. Мы знаем, что за порогом этой жизни есть жизнь иная. После смерти у души человека сохраняется понимание, кто он есть, он мыслит, чувствует. Поэтому мы и говорим, что смысл человеческой жизни, как бы парадоксально ни звучало – максимально подготовить себя к смерти в этой жизни для достойного перехода в жизнь иную».

№2 Нужно ли закрывать зеркала в доме во время похорон?

Отец Георгий: «Нет, не нужно, это все суеверия».

№3 Почему женщинам нельзя заходить в алтарь?

Отец Георгий: «Дело в том, что мужчина и женщина созданы разными. Сейчас модно говорить о равноправии и это правда, мы равноправны, но не одинаковы. Каждый создан по-своему: при всем желании мужчины, к примеру, родить он не может. Так уж было установлено, что священниками могут служить мужчины, потому что задача женщин совершенно иная. В современном мире это трудно понять, особенно в свете активного феминистского движения. Ничего против него не имею.

Важно отметить, что в алтарь заходить не разрешено никому, только тем, кто благословлен на это. Ни мужчины, ни женщины с улицы попасть туда не могут, только священнослужители. Мальчиков заводят в алтар, как потенциальных священников, девочек просят встать перед Царскими вратами, благословляют и все. Именно потому, что мы разные и каждый создан для своего».

№4 Татуировки куполов, икон на теле – грех или преданность Богу?

Отец Георгий: «Всегда важно спрашивать себя, а зачем я то или иное делаю? Сомневаюсь, что люди, набивающие татуировки, делают их для того, чтобы показать свою преданность. Прежде всего это предмет превознесения себя, желания как-то показаться людям, такие мотивы – недостойны. Мы знаем, что Господь говорит: если кто постится, пусть помажет свою голову елеем (раньше им мыли голову), запрется в свою клеть, так, чтобы никто не видел, и помолится. Вера на показ – иногда она неплоха, когда это в целях воспитания и примера для детей, но в целом, наверное, это не очень правильно».

А в целом татуировки – грех? И верно ли высказывание: «Тело нам не принадлежит, и мы не имеем права с ним что-то делать»?

Отец Георгий: «Тело – оно наше. Человек волен поступать так, как он хочет. В Ветхом завете есть цитата против наколок. Однако это не современная практика, а давняя. Современная Церковь к татуировкам относится не критично, но возникает вопрос: зачем это делается? Чаще всего мотивы греховные, чтобы выделиться, показать себя, превознести. Однозначно сказать, что это грех и все, мы не можем. Важно понимать, что есть разная степень греха. Церковь в первую очередь призывает человека к борьбе с самим собой, ко внутренним изменениям. Когда это происходит, то и желание делать татуировки у человека не возникает».

№5 Что должен сделать священник, если на исповеди слышит признание в совершении преступления? К примеру, наркоман, рассказывающий об употреблении наркотиков или более тяжелые преступления, такие, как убийство.  

Отец Георгий: «Есть одно правило, которое никак не может нарушаться – тайна исповеди. Все, что человек рассказывает на исповеди, остается между ним и священником. Священник должен призвать к его совести, постараться убедить признаться в содеянном и понести наказание, но рассказывать об этом кому-то не имеет права.

То, что касается людей, зависимых от каких-либо страстей, начнем с того, что мы все очень страстные люди. У кого-то воспалена больше одна страсть, у кого-то другая, и мы приходим в церковь как в место, где нас излечат. Задача священника – помочь, подсказать, вместе с человеком найти какое-то решение, как отказаться от того или иного греха, как освободиться от той или иной страсти, которая его толкает ко греху».

№6 Грех ли упоминать Бога в речи, когда это неуместно.

Отец Георгий: «Я думаю, что от этой привычки хорошо бы отказаться. Третья заповедь Моисеева говорит: не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Если действительно есть какое-то обращение к Богу, то упоминать его – приемлемо, а если это просто как присказка, от этого стоит избавляться. Чтобы действительно призвание имени Божьего у нас было благоговением».

№7 Можно ли писать в записках на литургию неправославные имена?

Отец Георгий: «Именно на литургию – нет. Можно написать на молебен.

Молитва за кого-то – жертва временем, проявление любви и заботы. Встать, подумать, обратиться к Богу за этого человека можно как за крещеных, так и не крещеных, за всех, за кого у нас болит душа.

На церковную молитву писать имена некрещеных людей – просто нет смысла. Во время литургии из просфоры (церковный хлеб) вынимаются частицы о здравии, об упокое, поминаются те или иные имена, которые люди в иконной лавке предварительно написали. Затем священник молится: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих», и опускает все эти частицы в чащу. Что происходит в этот момент? Единение с Богом, которое возможно только если человек крещеный».

№8 Считается ли смерть от передозировки самоубийством?

Отец Георгий: «Каждый случай разбирается по отдельности. К примеру, если человек заболел циррозом печени в результате пьянства, перед смертью покаялся, но цирроз печени уже никуда не денешь, и болезнь привела к смерти – это не считается самоубийством. То же самое и с наркотиками, очень важны мотивы.  

Если он зависим, находится не в себе и не хотел изначально себя убивать, но вот его тянет и случилась передозировка, то не считается самоубийцей, потому что человек это сделал не сознательно. Он зависимый, который не контролирует свои действия.

Помимо физических недугов, психически нездоровый человек, который наложил на себя руки находясь не в своем уме – также не считается самоубийцей, потому что он был болен. Поэтому важно каждый случай рассматривать индивидуально».

№9 Грех ли ругаться матом?

Отец Георгий: «Опять же – вопрос мотивов. Можем ли мы отказаться от мата? В принципе, можем. Заменить эти слова другими. Другое дело, когда некоторые люди считают, что без ругательств рассказ будет не такой смешной, но ведь можно проявить смекалку и пошутить достойно.

Почти все матерные слова – «ниже пояса» и несут в себе негативный посыл. Большинство ведь осознает, что в приличном обществе вы едва ли будете общаться на матах, а сказав их, в глубине души чувствуете, что что-то не так. В конечном итоге, это является грехом». 

№10 Можно ли сидеть на скамейке во время службы или нужно от начала до конца стоять на ногах?

Отец Георгий: «Можно, конечно, садиться. Особенно во время вечерних служб, они очень долгие. Есть чтения, название которых переводится как «сидение», например – кафизм. То, что касается литургии, утренних служб, есть кульминационные моменты, когда православные христиане, находясь в храме, либо стоят, либо делают земной поклон.

Важно помнить слова святителя Феофана Затворника, который говорил, что лучше сидя думать о Боге, нежели стоя думать о ногах. Наше стояние от и до может, конечно, восприниматься как некое благоговение или жертва, что тоже неплохо. Однако важнее, чтобы ум был сосредоточен на молитве, а не теле».

№11 Отвечаем ли мы за грехи наших родителей?

Отец Георгий: «В священном писании есть несколько мест, где написано, что сын не в ответе за отца.

Несомненно, человека формирует наследственность, воспитание, окружение и среда, в которой он растет. Дети не отвечают за грех, сделанный родителем, они просто несут его последствия в себе и им приходится бороться с этим. Детям как правило передаются наклонности к страстям, либо наклонность к добродетели. Не случайно ведь говорят, что у него отец пил и он пьет, или у нее бабушка набожная и дочка такая же. В этом контексте мы можем сказать, что житие родителей отражается на детях».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...