В переводе с казахского Узынагаш – «высокое дерево». Высоких деревьев тут хватает – село зеленое, уютное.
От Алматы его отделяет 43 км дорог. Добраться до Узунагаша можно либо по автомагистрали Алматы - Бишкек, либо по живописной «верхней» дороге, проложенной вдоль гор.
Мы выбрали верхнюю – не столь оживленную, как нижняя трасса, очень красивую.
Прямо перед селом увидели новую мечеть. Величественную, с огромным синим-синим куполом. Очень похожа на столичную мечеть Хазрет Султан. Местные жители рассказали, что это одна из самых больших мечетей Алматинской области. Построена менее чем за год на средства благотворителя.
В селе нас первым встретил великий Жамбыл со своей неизменной спутницей - домброй. Он всех встречает: монумент установлен на границе села недалеко от трассы. Этот памятник работы архитектора Казбека Жарылгапова, одного из авторов монумента Независимости в Нур-Султане. Бронзовый десятиметровый памятник сооружен на деньги меценатов и благотворителей. В этом списке более 300 трудовых коллективов, компаний и частных лиц. Под памятник и расположенный вокруг него сквер было отведено 0,23 га, а общие собранные финансовые средства составили более 85 млн тенге. Стоит Жамбыл Жабаев здесь не просто так – неподалеку от Узынагаша находится село Жамбыл, где расположен дом, в котором жил поэт. Теперь – музейный комплекс.
Узынагаш лежит на землях Жамбылского района и является его центром. Сейчас здесь проживает 34 500 человек. Село многонациональное – казахи, русские, уйгуры, турки, немцы, украинцы, татары, курды. Оно славится своими знаменитыми жителями, список которых тоже многонационален.
Уроженец села Дадаш Бабажанов, командуя отделением роты автоматчиков 1369-го стрелкового полка в боях за город Севастополь, 7-9 мая 1944 года первым в полку вывел вверенное ему подразделение на вершину Сапун-горы, расположенной юго-восточнее Севастополя, и водрузил там красный флаг. Гора в тактическом плане была ключевой позицией на подступах к городу. За проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками мужество и героизм красноармейцу Бабажанову Дадашу Бабажановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Александр Ермаков, тоже родом отсюда, более 40 лет является директором Музея-усадьбы Сергея Рахманинова в Тамбовской области. Три года назад был удостоен российской национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Хранитель». Его считают настоящим подвижником и просветителем. Именно его усилиями «Ивановка» стала примером создания крупного центра музыкальной культуры в российской провинции. Ежегодно Музей-усадьба привлекает тысячи ценителей искусства.
Футболист Жамбыл Кукеев тоже из этих мест. Он самый молодой игрок, дебютировавший в составе национальной сборной в возрасте 17 лет 4 месяцев и 25 дней. Свой первый гол забил сборной Англии на «Уэмбли». И стал первым футболистом из СНГ, забившим гол на «Уэмбли» сборной команде хозяйки чемпионата.
Еще родом из этого села участник олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро, борец вольного стиля Аслан Кахидзе. Он - серебряный призёр чемпионата Германии 2013-го года, серебряный призёр чемпионата Азии (Казахстан, 2014), бронзовый призёр чемпионата Азии (Таиланд, 2016). И хотя олимпийской медали у него пока нет, односельчане очень гордятся успехами земляка.
Чуть дальше по трассе внимание привлекло роскошное мозаичное панно из смальты. Шедевр - уцелевшее наследие советского прошлого - расположено на стене пожарной части. Остановились узнать подробности и попали на учения пожарной части.
Пожарная команда в Узунагаше появилась в марте 1958 года. Сначала в арсенале профессиональной команды и добровольной пожарной дружины имелось всего три пожарных насоса - при Каргалинском суконном комбинате, Узынагашском заготзерно и Прудковском маслозаводе. Здание было построено в 1985 году, сейчас здесь располагается Пожарная часть №7 «Службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по Чрезвычайным ситуациям Алматинской области МЧС РУ.
Рядом со зданием стоит скромный обелиск с именами погибших в самой масштабной техногенной катастрофе в истории Алматы. 20 мая 1989 года взорвались цистерны с газом на железнодорожной станции Алма-Аты -2. Тогда при ликвидации аварии погибли 9 пожарных.
Что сразу бросается в глаза – тут широкие улицы, почти проспекты. И дома солидные, серьезные, крепкие. Даже если им по сто лет. А может быть, именно поэтому.
Современная история села началась в 1860 году и связана напрямую с Узун-Агачским сражением, произошедшим в ходе русско-кокандской войны. В той битве 21 октября малочисленный отряд подполковника Герасима Колпаковского, сформированный из казаков и легкой казахской конницы, в неравной схватке нанес поражение 20-тысячному войску кокандского хана. Численность русского отряда составляла около одной тысячи человек. Во главе казахских воинов стоял знаменитый Сураншы батыр вместе со своими братьями (Шынасыл, Жалдыбай, Жантелi, Қаратай Ақынбекұлдары), который возглавил восстание против кокандского хана Кудияра еще в 1858 году. В 60 км от Верного при укреплении Кастек (30 км от Узынагаша) завязался трехдневный бой, в ходе которого натиск кокандцев был отбит.
В память об этом сражении на холме близ села был установлен памятник. В архивных документах пишут, что первый памятник был в виде часовни. Возможно, вот эта часовня, которая была разрушена землетрясением 1887 года. Позже была установлена стела. Ее автором называют архитектора Сергея Тропаревского. Того самого, по проекту которого был построен Никольский собор в Алматы.
В советский период с памятника были сняты таблички с именами участников сражения, но сам обелиск устоял. Он и сейчас стоит, и его видно почти с любой точки села. В планах местного акимата, кстати, отремонтировать памятник и вернуть на место таблички с именами воинов. Это нам рассказали местные жители, акимат на наши звонки не отозвался…
В 1870 году здесь образовалось село - Казанско-Богородское. «Селение», как его называют в старых газетах.
А в одном из номеров Епархиальный ведомостей за 1910 год сохранилось описание праздника, состоявшегося в селе в честь 50-летия победы:
«Ещё 19 октября начали съезжаться участники юбилея. Администрация размещала гостей на квартирах и в юртах. Войска расположились западнее села в юртах. Погода была пасмурная, а дорога грязная и тяжёлая. К середине дня прибыл епископ Димитрий, а к 6 часам вечера – Военный Губернатор М.А. Фольбаум с супругой. В среду 20 октября утром начался благовест к Литургии. Церковь была полна молящимися…»
Церковь та не сохранилась. Сейчас здесь новая церковь, возведенная в 1990-е годы. Мы в нее заходили, там тихо, спокойно…
А первая узунагашская церковь, точнее – молитвенный дом, был разрушен во время землетрясения 1887 года.
Фото из фонда Русского географического общества предоставил иеромонах Иаков (Воронцов)
Но остался кирпичный фундамент, и для восстановления здания были выделены деньги. Новый храм был освящен 21 ноября 1892 года. Но в 1910 опять случилось землетрясение. Есть старое фото – так выглядел храм после катастрофы. Осыпался, но устоял…
А в 1930-е годы церковь закрыли, в 1970-е разрушили… Сейчас на месте церкви стоит школа. От того здания остался только старый кирпичный забор.
Буквально через дести метров от церкви – центральная площадь. На ней, конечно, акимат. Но главный тут не он, да простят меня сотрудники этого уважаемого заведения, а Карасай батыр, памятник которому возвышается в центре площади.
Карасай (1589-1671) – известный герой, батыр, командир, родился на территории нынешнего Жамбылского района. Был героическим воином, погиб в битве с джунгарами. Есть легенда о красном барсе, в которого воплощался дух Карасай-батыра и который приходил к казахам на подмогу в трудную минуту…
Этот памятник Карасай батыру был установлен в 1998 году к 400-летию народного героя. К сожалению, ни на самом монументе, ни в интернете не нашли информации о скульпторе, который создал этот величественный монумент.
Тут же рядом Дом культуры. Его сразу можно узнать и без всяких названий – именно так выглядят дома культуры в наших (и не только наших) селах и городках. Двухэтажное здание в стиле советского монументального классицизма. Это типичный образец домов культуры 50-х годов прошлого века: крепкое, мощное «сталинское» великолепие. Сто лет простоит…
Не забывают здесь и погибших в разных войнах земляков. Два памятника неподалеку свидетельствуют о горьких страницах истории.
Мемориал славы в честь воинов погибших в Великой Отечественной Войне и памятник воинам-«афганцам» - «Черные тюльпаны». Так назывался самолет, возвращавший домой тела погибших солдат.
На площади красиво и пустынно, а буквально через 200-300 метров – столпотворение машин и людей, шум и мусор.
Вносит долю хаоса и круговая развязка на перекрестке. Не все водители могут сразу сориентироваться – как и куда им надо ехать. В центре развязки не очень оригинальная конструкция: земной шар в ладонях. И хотя в сетях уверяют, что проект объекта чистый плагиат, и постоянно устраивают дебаты, кто ж на самом деле является его автором, - смотрится он тут хорошо и явно украшает местность.
А далее, как в сказке: «Налево пойдешь - богатым будешь, направо пойдешь - смерть свою сыщешь…». Так вот, справа от развязки находится удивительной красоты старое здание, которое постепенно умирает, разрушается. Говорят, тут когда-то был музей. А до музея, еще в дореволюционные времена, была школа. А сейчас здесь тлен и мусорная яма… А ведь этот объект явно интересен проезжающим мимо туристам, многие – как мы, к примеру – останавливаются здесь минут на 20, исследуя полуразрушенное здание… Даже странно, что никто не догадался сделать в нем гостиницу или ресторан. В такое место с историей люди приезжали бы издалека.
Слева от развязки - главный городской рынок. Сюда приезжают покупатели сельхопродукции даже из Алматы.
Сельское хозяйство в регионе активно стало развиваться в 30-е годы. Тогда в сельском округе появились молочно-товарные и животноводческие фермы и крестьянские хозяйства. Они и обеспечивали продукцией весь район. Вместе с сельским хозяйством развивался поселок. Он строился и перестраивался: появились школа, детский сад, больница, магазин, библиотека, уже знакомый Дом культуры, сельскохозяйственный техникум (одно из старейших учебных заведений Алматинской области – 1935 год), различные предприятия - авторемонтные и перерабатывающие. На предприятия нужны были специалисты. В основном, это были агрономы, животноводы и учителя. Они приезжали на год-два. И оставались здесь навсегда.
В 1990-е Узун-Агач, как, впрочем, и другие поселки Казахстана, пришел в упадок. Работы не было, сельское хозяйство едва выживало, перерабатывающие предприятия закрывались. Жители перебивались случайными заработками, «челночили», таксовали.
Сейчас жизнь села, особенно по сравнению с голодными 1990-ми, вполне налажена. Восстанавливаются сельскохозяйственные предприятия. Развиты овощеводство, тепличные хозяйства, животноводство, в окрестностях села есть мясоперерабатывающий завод, кирпичный завод, птицефабрика, молочно-товарные фермы. В самом селе очень хорошо развивается ресторанный бизнес – тут много кафе, столовых, ресторанчиков, кормят вкусно и недорого. Мы знаем, мы ели.
Несколько лет назад в селе построили современный спортивный комплекс с плавательным бассейном и различными секциями. Есть два государственных детских сада и около двадцати частных. Есть несколько школ – 8, 9 или даже 10, не удалось выяснить точную цифру. Два колледжа – медицинский и многопрофильный. И это очень хорошо – дети здесь получают образование, а для взрослых это работа.
Но рабочих мест все равно не хватает, многие узунагашцы так и ездят на заработки в Алматы, преодолевая ежедневно 40 км в одну сторону на попутках и маршрутках.
У этого места - явно выраженный туристический потенциал: через поселок проезжают автобусы с туристами. Жетысуский край для туристов рай. Они едут в ущелье Кастек, чтобы увидеть городище, в заповедник-музей «Танбалы», краеведческий музей им. Суюнбая Аронулы (село Каракастек), музейный комплекс прославленного акына Жамбыла Жабаева, на Унгуртас, взглянуть на «Пуп Земли». Или в другие интересные места края. Странно, что эту возможность местные власти никак не используют. Она дала бы новое развитие селу и новые рабочие места его жителям.
По дороге мимо базара, достаточно ухоженной и с красивыми видами на горы и поля, мы буквально минут за 20 добрались до села Жамбыл. Музей поэта Жамбыла Жабаева находится в поселке, названном в его честь, в 70 км от Алматы. В этом красивом доме с прекрасным садом поэт прожил последние семь лет жизни и умер, не дожив всего несколько месяцев до своего столетнего юбилея. Здесь хранятся его личные вещи, книги и картины. А рядом с домом-музеем стоит гараж с личным автомобилем, предыдущий дом поэта и мавзолей, в котором он похоронен.
Мавзолей спроектирован архитектором Иваном Белоцерковским по эскизам народного художника Казахстана Абылхана Кастеева. Мавзолей выполнен из белого мрамора.
Здесь же похоронен еще один славный сын казахского народа – композитор, дирижер, домбрист Нургиса Тлендиев. Умер он в 1998 году. И это была просьба композитора - похоронить его вблизи мавзолея Жамбыла.
Возвращались домой в темноте, разглядывая уже знакомые достопримечательности Жамбылского края через окно автомобиля, обсуждая увиденное. И удивлялись ему – сколько всего интересного на нашей земле.
По материалам АПНИсточник - dknews.kz