Точки пересечения: пандемия, волонтерство, ЭКО | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Точки пересечения: пандемия, волонтерство, ЭКО

784
8 минут
Точки пересечения: пандемия, волонтерство, ЭКО
Асыл Аязбаева

В середине апреля в Москве прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Многие светские СМИ активно обсуждают темы заседания. 

Вопросы, которые обсуждал Синод, волнуют не только верующих людей. Это общечеловеческие проблемы, от решения которых зависит качество нашей жизни, а иногда – и сама жизнь. 

Чаще всего светское и церковное общества пересекаются, дополняя и обогащая друг друга, в трех областях: здоровье, культура и зарождение жизни. На заседании Синода главной темой стала коронавирусная инфекция и проблемы, связанные с пандемией. 

Святейший Патриарх Кирилл отметил опасность коронавирусной инфекции и необходимость строгого исполнения всех мер профилактики ее распространения. 

«И когда нам говорят, в том числе некоторые люди, облаченные в священные одежды, что никакой эпидемии не существует, что это вымысел, что все это специально привнесено в нашу жизнь, чтобы ограничить посещение храмов или перемещения людей, — то ответом на эту ложь является тяжелейшая правда о наших почивших отцах и братьях», - сказал он.

news898.jpeg

Была озвучена и статистика заболевших и умерших от COVID-19 священнослужителей. А с первых дней пандемии церковь создала телеграмм-канал, где можно отслеживать оперативную информацию о заболевших и скончавшихся клириках и священнослужителях. 

С начала пандемии в большинстве российских епархий была организована дополнительная продуктовая и вещевая помощь тем, кто в ней нуждался - более 23 тысяч продуктовых наборов людям, оказавшимся в это время в тяжелой жизненной ситуации. 72 православные епархии в разных странах мира, в том числе и в Казахстане, организовывали сбор продуктов и денег. Только в Социально-гуманитарный отдел Украинской Церкви вместе с епархиями оказал финансовую и материальную помощь медицинским учреждениям и населению на сумму свыше 2,5 миллиона гривен (38,5 миллионов казахстанских тенге), передано нуждающимся 413 тонн продуктов, 62 тонны вещей.

Кроме того, во время эпидемии стали особенно востребованы созданные церковью приюты для мам, центры гуманитарной помощи, проекты для бездомных. Увеличилось количество обращений в патронажные службы и сестричества милосердия по вопросам ухода за тяжелобольными людьми.

Многие епархии передавали больницам медицинское оборудование и лекарства. В конце 2020 года Одесская епархия подарила медикам 2 машины скорой помощи. А Бишкекская епархия по согласованию с местными органами власти развернула в своем здании COVID-стационар — он принимал до 40 человек в день. 

В Алматы во время весеннего карантина прошлого года активисты раздали около 5000 продуктовых наборов. К празднику Пасхи в 2020 году на средства благотворителей – частных лиц – было приобретено и распределено более 50 тонн продуктов. Продуктовые пакеты включали в себя самое необходимое – набор круп (гречка, перловка, манка, рис ит.ж.), сахар, соль, подсолнечное масло. Их примерная стоимость от 2500 до 3000 тенге. Всего с конца марта по начало сентября таких пакетов было роздано более 3500 шт. Таким образом, волонтерской помощи было оказано как минимум на 8,7 миллионов тенге.

news903.jpg

Митрополит Александр особо отметил социально значимые проекты службы «Милосердие». Среди них - работу алматинского кризисного центра для беременных и женщин с детьми, оказавшихся в тяжелой ситуации – «Дом для мамы», проведение на регулярной основе акций «Собери ребенка в школу» и «Белый цветок». В общей сложности за 2020 год в епархии проведено 18 благотворительных акций. Труды волонтеров были отмечены церковными и государственными знаками внимания. 

На официальном сайте Митрополичьего округа РПЦ Казахстана после начала пандемии были размещены номера телефонов горячей линии, для духовного окромления людей, пребывавших в вынужденной самоизоляции, и координации действий волонтерских служб.

И такие примеры милосердия и благотворительности многочисленны, в связи с чем  на заседании Синода поблагодарили всех священнослужителей, монашествующих и мирян, «усердно потрудившихся и трудящихся на ниве помощи людям, оказавшимся в особенно сложной жизненной ситуации в связи с распространением болезни». 

За год пандемии церковь неоднократно награждала медиков, ученых и волонтеров, проявивших мужество в борьбе с коронавирусной инфекцией. Получили церковные награды и казахстанские врачи – отоларингологи, хирурги, терапевты, гинекологи. 

news900.jpg

Отдельнм решением Синод учредил орден святого благоверного великого князя Александра Невского в ряду высших орденов Русской Православной Церкви. 

Орден Александра Невского существует с 1725 года. До 1917 года он был одной из высших наград Российской Империи. Задуман был ещё Петром I за военные заслуги. Однако учреждённый уже после его смерти 21 мая (1 июня) 1725 года Екатериной I орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц. В 1917 его упразднили как государственную награду, но в 1942 г. он вернулся. Был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР для награждения командиров дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов, «умелым командованием обеспечивших успешные действия своих частей».  На постсоветском пространстве орден сохранился в наградной системе России - им награждаются российские государственные служащие, а также зарубежные политические и общественные деятели. А РПЦ намерена награждать этим орденом священнослужителей и мирян, которые внесли выдающийся вклад в защиту и процветание отечества, в укрепление мира и согласия между народами, в развитие межгосударственных отношений, а также тех, кто внес выдающийся личный вклад в дело увековечения подвига благоверного князя Александра Невского, и в том числе в строительство и реставрацию храмов и иных памятных мест, связанных с его именем.

Одна из остросоциальных тем, которую обсудили на заседании Синода, - «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения». Еще в начале февраля 2021 года РПЦ опубликовала проект одноименного документа, подготовленного комиссией Межсоборного присутствия. Документ содержит краткое описание проблемы и предлагает определенные ограничения для применения одного из видов вспомогательных репродуктивных технологий - экстракорпорального оплодотворения. Авторы документа предложили считать допустимым те процедуры экстракорпорального оплодотворения, при которых исключены получение «избыточных» эмбрионов, их заморозка, редукция плодов, донорство половых клеток, предимплантационная диагностика. 

«Поскольку человеческая жизнь начинается в момент зачатия и с этого времени «всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно», главной этической проблемой, связанной с ЭКО, является применение методик, предполагающих уничтожение части эмбрионов. Эти методики предполагают внематочное оплодотворение большого числа яйцеклеток, полученных от будущей матери. Другими словами — образование большого количества эмбрионов, из которых лишь один или два переносятся в утробу матери. Эмбрионы, не перенесенные в утробу, подвергаются замораживанию с целью возможного дальнейшего использования в случае неудачи первого ЭКО. Однако, поскольку помещение эмбрионов в крио-камеру может привести к их гибели, Церковь не считает такой метод допустимым. Тем более неприемлемо последующее уничтожение замороженных эмбрионов или их использование в научных экспериментах», - говорится в документе.

Отзывы и комментарии на документ собирались до 29 марта, однако к единому знаменателю участники дискуссии не пришли, поскольку тема имеет огромную социальную важность.

Вопрос этичности экстракорпорального оплодотворения бурно обсуждает уже несколько десятков лет не только церковь, но и светские институты и сообщества. Среди последних тоже нет единства в этом вопросе. Противоречия в светских спорах про ЭКО касаются и возможности зарождения человеческой жизни искусственным путем, и дальнейшего развития и существования ребенка, рожденного при помощи ЭКО. 

«Этично ли давать начало новой жизни путем ЭКО?», - этот вопрос волнует и ученых, и обывателей, и политиков. Так что Синод рассматривал весьма актуальную для человечества проблему. С одной стороны, право каждой женщины – родить ребенка, а право каждой семьи – воспитывать этого ребенка и быть счастливыми. Создание новой жизни – это важно, и в целом общество не столь щепетильно относится к тому, каким путем эта жизнь создана. 

Аборт, стерилизация или контрацепция порицаются в любом случае больше. То есть борьба не против человеческой жизни, а борьба за возможность ее возникновения. Это аргумент ЗА.

Но есть и аргумент ПРОТИВ: последствие процедуры ЭКО. Развитие получает лишь один эмбрион, остальные же подвергаются криоконсервации. Замороженные эмбрионы сохраняются на срок от 5 до 10 лет условия в разных странах разные. А по истечении «срока хранения» «лишние» эмбрионы уничтожают, и это, увы, обычная практика. На сегодняшний день принято прекращать развитие эмбриона на 14 дне.

Почему именно 14й? И тут появляются новые причины для научных и этических споров. 

Некоторые ученые считают, что до 14 дней развития эмбрион можно и не считать человеком, а вот после, когда у него появляются элементы нервной системы, - он уже человек. Другие ученые уверены, что эмбрион является человеком с самого первого этапа его развития: от момента оплодотворения.

Спор этот в научном мире продолжается много лет, однако до сих пор нет единого мнения относительно всех аспектов процедуры ЭКО. 

Нет в этом вопросе единства и в церковном сообществе. Так, против опубликованного документа выступил Церковно-общественный совет по биомедицинской этике, который на заседании Синода было решено упразднить и создать вместо него синодальную комиссию по биоэтике. В задачи комиссии входит сформировать на базе академии центр исследований в области биоэтики, в том числе для развития взаимодействия в этой области со светским научным миром.

Так что эта тема будет иметь продолжение.

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...