Педагоги в четырех развивающих центрах Алматы и Астаны поделились мнением, как провести год с максимальной пользой, не отбирая у ребенка детство. Объединяет эти центры то, что в основе их образовательных систем лежит любимое занятие каждого ребенка — игра.
«Не слишком много, не слишком мало — в самый раз»
Альбина Ибраимова и Асия Белеуханова основали в Алматы центр детского развития, выбрав для него необычную концепцию — lagom. Это шведское слово означает умеренность во всем.
«Мы делаем ставку на качественное образование, на серьезную академическую программу, но при этом переживаем за перегруженных детей. У каждого ребенка должно быть свободное время для творчества, самопознания», — считает Асия.
По ее мнению, в этом и состоит баланс развития: «Не слишком много академической программы, не слишком мало занятий и требований — в самый раз».
В дополнение к чтению, счету, письму и английскому в центре обязательно идут арт-техники. Творчество превращает скучный урок в приключение: «Вот мы плывем сквозь шторм в далекую страну, вот помогаем сыщику Холмсу распутать таинственное преступление. На математике работаем по авторской программе, которая интересна детям и при этом показывает отличный результат. А на занятиях по сказкотерапии вместе читаем, обсуждаем истории, делаем выводы и фантазируем», — рассказывает Альбина.
По словам педагогов, подготовка к школе — это не только обучение чтению, письму и счету. Этот процесс включает развитие мышления, речи, фантазии и эмоционального интеллекта. Он начинается с самого рождения и не останавливается, даже когда ребенок возвращается из центра домой.
«Дети обладают невероятной способностью осветить своим присутствием любое место в любой ситуации. Именно это притягивает нас в центр. Мы заряжаемся от детей и чувствуем, что делаем нечто действительно важное», — говорят Альбина и Асия.
«Старших нужно уважать, малышей не обижать»
Детский реабилитолог, логопед-дефектолог и основательница детского центра в Алматы Наталья Вараксина считает: самое главное, чтобы дети приходили на занятия по подготовке к школе, как к себе домой. Создать такую атмосферу помогают правильно подобранный персонал, продуманная программа и соблюдение режима дня.
«Девиз нашего садика: старших нужно уважать, малышей не обижать. Важно не нагружать детей, — уверена Наталья, поэтому вместе со своим коллективом старается «дать детям детство, а учебные процессы разбавить спортом, праздниками, перерывами на еду, сон и игру».
Любого ребенка с 6 до 7 лет можно полностью подготовить к школе, даже с нуля. «Самое главное, чтобы это большое дело не превратилось только лишь в зарабатывание денег. Если это просто бизнес, упускаются из виду особенности детской психологии. А когда действительно любишь детей, то все это так легко! Просто относишься ко всем малышам, как к своим собственным. И делаешь то, что сделал бы для своих детей», — отмечает Наталья.
«Усвоить новые знания помогает смех»
Мария Зырянова, завуч детского центра при Вознесенском храме в Алматы считает, что усвоить новые знания помогает смех. Посмеялся — значит, лучше запомнил.
«Детям тяжело понимать абстрактные понятия, такие как «время», «четное-нечетное» «гласные-согласные». Поэтому их мы изучаем в игре. Когда ты стоишь один — это нечетное число, встал в пару — значит, четное. Про гласные звуки поем песни, про согласные придумываем и ставим сценки: «А — аист длинноногий, покажи дорогу». А на математике разгадываем ребусы», — поясняет Мария.
В центре достаточно много уроков: математика, грамота, музыка, физкультура, рисование, окружающий мир, развитие речи, психология, казахский язык и слово Божие (по желанию родителей). Но дети бегут на занятия с удовольствием. «Особенно на казахский. Ведь на уроках они играют, рисуют, раскрашивают прописи. За прошлый учебный год дети выучили больше казахских слов, чем знают ученики в первом классе», — говорит воспитатель.
Самое сложное, с чем пришлось столкнуться Марии — заинтересовать воспитанников чтением. «Дети мне говорят: “Зачем нам читать, ведь есть «Алиса!»” На помощь приходят сказки. Вместе читаем по ролям, а после — устраиваем кукольный театр», – заключает завуч детского центра.
«Догонять поезд сложно»
«Рынок наполнен развивающими игрушками, но от этого большая часть детей не становится умнее, — отмечает Елена Мухамадеева, основавшая в Астане детский клуб для «малышей-карандашей», как она с любовью зовет своих воспитанников. — С детьми нужно играть, нужно заниматься. И все игрушки, сколько бы ты их ни скупал, не будут работать, если их правильно не преподнести. Поэтому сейчас цель и главное удовольствие моей работы в том, что я, как паззл, собираю из кучи разных пособий, методик и подходов то, что будет давать результат».
Родителей, которые упустили «золотой возраст», когда ребенок, словно губка, через игру впитывает концентрированные знания, специалист успокаивает тем, что есть еще курс подготовки к школе. И уж его упускать нельзя.
«Сейчас это самый важный курс, потому что современная школьная программа не предполагает, что дети приходят учиться «с нуля». Ребенок должен идти в первый класс, умея очень много всего, иначе окажется в числе отстающих. Догонять поезд сложно. Нужно быть сразу «в деле», — считает Елена.
Специалист напоминает, что помимо самих уроков детям нужно также привыкать к новым правилам, к новому графику, к 30-ти новым детям. «Если у ребенка на фоне стресса от таких перемен уже будет какая-то база, полученная заранее в комфортной обстановке, — адаптироваться к школьной жизни ему будет гораздо легче», — заключает Елена Мухамадеева.
Полина Чихичина, АПН
Фото: АПН