Сегодня мы живем в эпоху двух взаимодополняющих процессов – с одной стороны – бум социальных сетей, а с другой – упадок газет. А ведь, казалось бы, не так давно традиционные СМИ выполняли обе функции. Посмотришь на старые газеты и найдешь там не только расследования и аналитику, но и «хайповые темы», вызывающие споры в обществе и даже несколько пикантную рекламу – чем не лента социальной сети? Сегодня мы расскажем о тех временах, когда газеты были не только СМИ и социальной сетью, но и единственным окном в мир. И порой даже роскошью – ведь значительная часть населения не умела ни читать, ни писать.
Листая старые пожухлые страницы газет «Туркестанские ведомости» и «Семиреченски областные ведомости», можно найти там много интересного. В том числе и того, что сегодня совершенно не вяжется с представлениями о газете. Начать хотя бы с того, что и «Туркестанские…» и «Семиреченские областные ведомости» официально делилилсь на официальную и неофициальную часть. Причем последняя по стилистике очень напоминает современные развлекательные сайты а-я ADME, где можно встретить и полезные советы, и разоблачение мифов об отношениях мужчин и женщин и т.п.
А уж объявления о поисках попутчиков в поездку в Пишпек, Джаркент, Семипалатинск и другие города просто являют собой предтечу приложений по вызову такси. А уж кто из нас в социальных сетях не писал посты о грядущем путешествии и прибытии в какой-нибудь город! Думаете это «фишка» исключительно твиттера, фейсбука или инстаграма? Как бы не так! Довольно долго такие функции исполняли именно газеты. В печатных изданиях того времени вы найдете массу объявлений о том, что в город пребывает тот или иной капитан, купец или архитектор.
Например, в 1909 году в «Семиреченских областных ведомостях» вы найдете информацию о прибытии в город архитектора Сергея Тропаревского. Казалось бы, гораздо проще сообщить в письме о своем визите. Но людей такой востребованной специальности, как у Тропаревского в городе желало видеть слишком много людей, чтобы обойтись одним только письмом. Напомним, что Тропаревский был архитектором, построившим в регионе массу дорог, мостов, домов и прочих инфраструктурных объектов. Однако потомкам он запомнился авторством двух культовых сооружений – а именно Вознесенского и Никольского соборов, по сей день стоящих в Алматы.
Вообще, листая газеты тех лет, можно обнаружить массу знакомых имен для тех, кто мало-мальски знаком с историей дореволюционной Алматы – Верного. Например, рекламу торгового дома купцов Шахворостовых – так, на одной из страниц «Семиреченских ведомостей» они предлагают горожанам свежие гиацинты. Для тех же, кто не знает этой фамилии скажу, что их особняк по сей день стоит на пересечении бывшей улицы Фурманова с улицей Айтеке би и алматинцам известен как «американское посольство».
В списке избранных в городскую думу также можно увидеть массу знакомых фамилий – среди них известный инженер и архитектор Андрей Зенков, купец Михаил Гаврилов и прочие.
назначение Самсонова
Тем не менее, неофициальная часть старых газет – это, конечно, своеобразный «гарнир» к описанию эпохи. Самые главные ценности для исследователей кроются, конечно же в части официальной. Например, в выпусках «Семиреченских ведомостей» за 1909 год можно найти массу статей, новостей и сообщений о людях, событиях и явлениях, ставших во многом олицетворением эпохи. Например, в одном из выпусков есть небольшая заметка о назначении нового генерал-губернатора Туркестанского края и одновременно наказного атамана Семиреченского казачьего войска – генерала Александра Васильевича Самсонова. Эта должность по сути окажется его последним назначением в мирное время. Отсюда, уже летом 1914 года он отправится на фронт Первой мировой войны, где будет командовать Второй полевой армией, которая потерпит первое крупное поражение в этой войне. К концу лета в Восточной Пруссии несколько корпусов из армии попадут в немецкое окружение и поначалу удачная наступательная операция обернется провалом, который и получит название «самсоновской катастрофы». Такого позора генерал пережить не мог и застрелился. И кто знал в 1909 году, что такое назначение для Самсонова станет его личным «концом прекрасной эпохи». На этой же странице можно увидеть новость и о назначении губернатором Семиречья Михаила Фольбаума, который печально прославиться жестоким подавлением восстания казахов в 1916 году.
перевод на казахский
Стоит обратить внимание также и на то, что официальные сообщения в газетах от властей дублировались и на казахский язык. Тогда казахский язык использовал арабскую письменность и сегодня соседство на одной странице кириллицы и арабицы выглядит несколько экзотично.
Немало материалов и новостей, посвященных переселенцам. Где-то объявляют об их скором прибытии, где-то им разъясняют правила обустройства на новом месте. Кстати, в том же 1909 году есть объявление о том, что прием в Верненскую мужскую гимназию ограничен, поскольку спрос на обучение был настолько велик, что принять на учебу по стандартной схеме не получалось.
Среди прочего, можно увидеть и массу так называемых идеологических материалов. Эти статьи как никогда лучше характеризуют эпоху. Например, толкование очередных циркуляров МВД, где подробно рассказывается о вредоносности сочинений целого ряда авторов. Цензоры подробно рассказывают о том, как растлевающе на души читателей действуют сочинения Петра Кропоткина, Карла Каутского и поздние произведения Льва Толстого. Стоит отметить, что Лев Толстой – самый проблемный автор для царских властей времен императоров Александра III и Николая II. С одной стороны – он признанный живой классик, с другой – его религиозные, философские и общественно-политические воззрения никак не вяжутся с официальной идеологией православия, самодержавия и народности. При этом и на полноценное преследование писателя власть не решалась – слишком уж популярен был Толстой у интеллигенции и его арест мог спровоцировать политические волнения.
В выпуске от 23 мая 1909 года сообщается о прибытии в Туркестан правительственной комиссии во главе с графом Константином Паленом. Эта новость, казалось бы, будничная. Однако надо знать что за ней крылось – эта ревизия, проведенная посланником императора должна была показать все положение дел в Туркестанском генерал-губернаторстве. В своем докладе царю об итогах этой самой ревизии Пален доложил, что если переселенческая политика будет проводиться прежними методами, без учета интересов коренного населения, здесь неизбежно вспыхнет восстание. Правота Палена подтвердилась спустя 7 лет, когда во всем Туркестане вспыхнуло восстание.
Фото переселенцы
К слову, в прессе 1916 года о восстании по понятным причинам не сообщалось практически ничего. Что объяснимо – в стране действовала военная цензура, а львиная доля всех мировых новостей в тот год была посвящена событиям Первой мировой войны. Лишь в нескольких выпусках «Туркестанских ведомостей» читателей осторожно предупреждают об опасностях при перемещениях из города в город.
Периодически в печати можно было увидеть и статьи священника Михаила Колобова. Был он личностью легендарной для своего времени. Он служил одним из первых настоятелей Вознесенского собора и уже тогда в начале ХХ века рассуждал об отдельном Туркестанском экзархате внутри Русской православной церкви. На тот момент это были весьма вольнодумные мысли. Кстати, здесь же сообщается и о его переводе в Ашхабад. Там же следы Колобова и теряются. По сей день так и неизвестна его судьба. Даже не известно дожил ли священник до революции.
Вообще, вопросы религии, веры, судя по всему, в то время волновали массу людей. После принятия указа царя «О веротерпимости» у многих возникли вопросы касательно смены веры и отмены ограничений, связанных с вероисповеданием. Ведь до этого указа выход из православия считался уголовным преступлением и наказывался вплоть до тюремного срока. А вот для Семиречья, судя по публикациям в прессе, был актуален такой вопрос. Возможно ли снятие ограничений с евреев (а именно – выезд из черты оседлости, процентная норма в вузах) при переходе в ислам? Ответ министерства внутренних дел расписывал следующую ситуацию – снятие ограничений с евреев допускалось только при переходе их в христианстве (не обязательно в православие – ограничения снимались и при переходе в католичество и протестантство). При переходе в ислам такого не происходило. Евреев в Семиречье в то время насчитывалось лишь несколько сотен. И, как правило это были либо купцы первой гильдии, либо отслужившие в армии военврачи, либо люди с высшим образованием.
Согласитесь, темы очень похожие на те, что сегодня обсуждаются в социальных сетях. Конечно, у читателей старых газет не было возможности активно дискутировать и обсуждать публикации. Но сами темы весьма актуальные и весьма горячие. Причем настолько, что и спустя сто с лишним лет эти же темы: мировая политика, религия, национальный вопрос и куча бытовых моментов столь же страстно обсуждаются уже на просторах интернета.