Казахстанцы, имеющие инвалидность, постоянно сталкиваются с проблемами. Им приходится преодолевать не только внутренние страхи, но и недружелюбное отношение со стороны тех, кто по идее должен помогать людям с особенными потребностями.
Жаслан Керей, будучи прикованным к коляске, прошел путь борьбы за свои права и продолжает бороться. Теперь он помогает таким же людям, как и он, - имеющим ограничения. Он создал собственный проект – «За равный доступ».
Жаслан Керей - борец за права людей с инвалидностью
Сегодня на повестке у Жаслана Керея – попытки помочь людям с инвалидностью и пенсионерам, отдыхающим в реабилитационном центре «Шипагер» в городе Ақтау – бывшем «Шагала», где они столкнулись с ненадлежащим уровнем услуг. Гостям центра «Шипагер» не обеспечили доступную среду: имеющим ограничения людям подчас невозможно передвигаться.
Жаслан провел свое расследование в санатории «Шипагер». Он выписал себе путевку, чтобы все испытать на себе.
Трудности начались с самого порога. Жаслан на своей коляске не смог воспользоваться лифтом, так как коляска попросту не входит в кабину:
«На портале Реабилитационного центра было четко написано, что он адаптирован для людей с ограничениями возможностей. Входная группа не обустроена. Моя коляска подскакивала, когда я пытался въехать. Можно и перевернуться. Пока я перемещался, коляска ходуном ходила. Пандус сооружен небрежно – приходиться дополнительно страховаться, поднимаешься с риском опрокинуться. Пандус очень крутой, заезд на пандус разбит. Здесь нет даже лавок для отдыхающих».
Когда Жаслан оказался внутри реабилитационного центра, ему препятствовала охрана – сотрудники не пускали, закрывали камеру, вели себя грубо. При этом перевернули свои бэйджи, чтобы не видно было имен. Жаслан отмечает негостеприимный прием:
«Было заметно, что нам здесь не рады. Следовало бы сотрудникам пройти тренинг по общению с клиентами, чтобы быть стрессоустойчивыми. А в работе с людьми с инвалидностью, возможно, необходимо пройти определенные курсы».
По правилам реабилитационного центра, чтобы получить услуги в «Шипагере» клиент с инвалидностью должен внести деньги в залог. Жаслан Керей недоумевает:
«У людей нашей категории нет денег, чтобы внести требуемую сумму».
Жаслан в "Шипагере"
По словам Жаслана, спортгородок тоже недоступен для людей с инвалидностью. Они не могут использовать тренажеры, так как оборудование сооружено без учета особенных потребностей. В детский городок, где имеются качели и горки, тоже не попасть – там не создан пандус. Дети с инвалидностью, с ДЦП не смогут спуститься на площадку городка.
Внутри корпуса реабилитационного центра лестничные пролеты не оборудованы пандусами:
«В лифт невозможно въехать на коляске, как и подняться по ступенькам – без пандусов. А как посещать процедуры, столовую и другие помещения? Меня с коляской с трудом запихнул в кабину лифта брат, но ноги не помещались в лифт, двери не закрывались. И сопровождающий не сможет влезть в лифт. Но мы с братом все же утрамбовались, приложив неимоверные усилия, чтобы подняться на лифте на нужный этаж. Однако не все люди с инвалидностью имеют физическую подготовку, какая есть у меня. Потом еще и с большим трудом мы выбирались из кабины лифта».
В комнате, куда вселяются пациенты «Шипагера», тоже множество неудобств: колясочник не сможет выехать на балкон, так как не получится преодолеть порог, дверь на балкон открывается не полностью, утверждает наш собеседник. Жаслан обнаружил, что в его комнате электропроводка протянута по поверхности стен, к которым приклеена пластырями:
«Не соблюдены условия пожарной безопасности. В любой момент может случиться замыкание и возгорание. Кондиционер в номере не работает. Стол, стоящий в номере, неудобный, колясочник не сможет им воспользоваться. Кровати с тонкими матрасами, белье несвежее, матрасы с желтыми разводами. Подушки рваные. Я испытывал брезгливость – как пользоваться подобными вещами?».
Туалет, говорит Жаслан, тоже не оборудован под потребности человека-колясочника. Ванна маленькая: даже Жаслан с его ростом 174 сантиметра утверждает, что не смог в нее поместиться. По мнению мужчины, условия в Центре далеки от комфортных:
«Здесь старое электрооборудование – допотопный, ободранный холодильник Snaige-27E – один на весь этаж, в нем не регулируется температура. Продукты в холодильнике испортились».
Смутило пациента «Шипагера» и то обстоятельство, что на процедурах мужчины и женщины вынуждены пользоваться общим туалетом. Но и туалет не приспособлен для людей с инвалидностью – коляска Жаслана туда не проходит, поручней нет.
Когда Жаслан Керей, столкнувшись с нарушением своих прав, попросил телефон руководителя реабилитационного центра Гульмиры Ибрагимовны Жаксимбетовой, в администрации центра отказали в его просьбе.
Между тем, на портале Электронного правительства уже имеются решения за 2016-2018 гг. по реабилитационному центру «Шипагер» – о нарушении прав людей с инвалидностью. Но с тех пор ничего не изменилось. И вот уже новое поколение пациентов «Шипагер» включились в борьбу за свои права, Жаслан Керей отправил жалобу в Министерство труда РК по поводу плохого отношения к отдыхающим с инвалидностью и пенсионерам в центре, а также в связи с ненадлежащими условиями.
Вскоре Жаслан получил ответ от Управления занятости по Мангыстауской области на его жалобу в минтруда.
«Специально созданная комиссия Управления занятости по Мангистауской области провела внеплановую проверку и наложила штраф на реабилитационный центр "Шипагер" (бывший “Шагала”) – за нарушение прав людей с инвалидностью, необеспечение доступной среды и создание конфликтной ситуации работниками санатория против отдыхающих», – говорится в сообщении.
Комиссия составила акт, на основании которого «с работниками ТОО РЦ «Шипагер» была проведена разъяснительная работа о недопущении подобных конфликтных ситуаций».
В результате внеплановой проверки комиссия внесла предложение «об освобождении от внесения залога в виде денежных средств получателей услуг, прибывающих по Порталу».
Также комиссия дала «рекомендации по устранению выявленных нарушений с предупреждением о том, что в случае повтора похожих фактов в дальнейшем, с поступлением жалоб от лиц с инвалидностью комиссией будет рассмотрен вопрос о снятии ТОО РЦ «Шипагер» с Портала социальных услуг…».
Законом РК от 20 февраля 2015 года в Казахстане ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. В соответствии с Конвенцией, государства-участники обязаны предпринимать все надлежащие меры для создания эффективных правовых механизмов, обеспечивающих права лиц с ограниченными возможностями, в том числе законодательные, для обеспечения достаточного жизненного уровня людей с инвалидностью.
Ратификация в июне 2023 года Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов предоставляет возможность людям с инвалидностью обращаться с жалобами в Комитет по правам инвалидов ООН.
Жаслан Керей с друзьями
Жаслан Керей не слишком верит в действенность рекомендаций комиссии управления занятости по Мангистауской области, выданных работникам ТОО РЦ «Шипагер». С учетом того, что диалог пациентов Реабилитационного центра с администрацией «Шипагера» продолжается уже около десяти лет, а результата нет, Жаслан Керей принял решение ускорить процесс. Он сообщает:
«В настоящее время мы готовим пакет материалов, чтобы подать их в суд – за дискриминацию представителей маломобильной группы населения РК. Ответчиком будет выступать реабилитационный центр «Шипагер» города Актау!».
О жизни людей с инвалидностью в нашей стране, о трудностях, с которыми они сталкиваются, читайте также в материале.