Разведчикам недр посвящается | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Разведчикам недр посвящается

723
14 минут
Разведчикам недр посвящается
Евгения Морозова


В первое воскресенье апреля страна отмечает День геолога

Предыстория

Рассматриваю семейные фотографии, на них мой покойный свёкр, Брулев Юрий Васильевич. Он был геофизиком, инженером, заместителем директора по новой технике завода Казгеофизприбор (даже не знаю, существует ли сейчас это предприятие?), человек очень образованным, грамотным, увлеченным профессией и своим делом… Разведочная геофизика – это важная составляющая геологоразведочного процесса, и День геолога геофизики тогда (сейчас не знаю, сейчас у меня нет знакомых геофизиков) тоже считали своим профессиональным праздником.  И не только геофизики, но и буровики, маркшейдеры, проходчики шахт, поисковики и добытчики полезных ископаемых, физические географы, геомеханики. 

news2802.jpg

 Полвека назад, когда они выбирали дело своей жизни, геология и все профессии, ее составляющие, были, пожалуй, самыми популярными и престижными. Ореол романтики овевал все, связанное с геологией, разведчикам недр посвящали стихи, фильмы, песни. В вузах на специальность «геология» был немыслимый конкурс, отбор был жесткий, «проходили» в студенты самые-самые: отличники, спортсмены, люди, умеющие учиться, развиваться, жить подолгу в походных условиях… И потому, наверное, и сам Юрий Васильевич, и его друзья-коллеги даже когда им лет было немало, оставались молодыми- молодыми… Они собирались в первое воскресенье апреля - когда-то СССР именно в начале апреля праздновал профессиональный праздник, День геолога. После развала СССР он некоторое время праздновался неофициально, и только в 2011 году его вернули в наши календари.

news2803.jpg

Время для празднования было выбрано не случайно, оно было связано с началом подготовки к летним работам и сборами – чуть позже начиналась горячая экспедиционная пора.  

Приходили поздравить и мы, члены семьи. И видели их - таких красивых, энергичных, бодрых. Они громко смеялись над своими «геологическими» шутками, пели под гитару бардовские песни, вспоминали геологические экспедиции, смешные и тяжелые случаи, своих учителей, поднимали по стопочке за память об ушедших, рассказывали потрясающие истории, случавшиеся с ними в экспедициях, на собраниях, рассказывали о корифеях геологии, легендах!..  Эх, была б я тогда умной, записывала б эти истории, такими они были невероятными, интересными! Запомнила, к сожалению, только несколько, а особенно врезалась в память: геологическо-геофизическая тусовка на кухне говорила с большим уважением об одном карагандинском геологе, и кто-то из присутствующих упомянул, что дед этого уважаемого геолога был лично знаком с поэтом Некрасовым Николаем Алексеевич. Это было так удивительно, и в голове моей это никак не укладывалось вместе: наш казахстанский геолог (пусть очень известный и героический) и великий Некрасов… А геологов это, может, и удивило, но обсуждать они принялись, к моему большому удивлению, не родственно-дружественные отношения, а поэзию. И обсуждали жарко, горячо, сыпали строчками из поэзии Некрасова, мне совершенно неизвестными. Ибо к стыду своему знакома с творчеством поэта я была исключительно в рамках школьной программы.

Геологи-геофизики же, не в пример мне, были людьми широко образованными, знали хорошо не только свои науки, но и литературу. 

А имя-фамилию геолога я тогда не запомнила. Но недавно подумала: можно ж его найти, «в интернетах есть все».  И начала действовать – искать документы, расспрашивать знакомых геологов. Не буду утомлять вас всех подробностями поисков, но имя этого человека я нашла, и история его жизни оказалась удивительной! 

news2804.jpg

А человеком этим оказался известный казахстанский геолог Иван Владимирович Орлов, открывший богатейшие месторождения полезных ископаемых в Казахстане. Человек поистине легендарный, можно даже сказать - героический, гений геологической науки. В 1951 году он был назначен главным геологом Карагандинского геологического управления (потом его переименовали в Центрально-Казахстанское геологического управление) и проработал на этой должности до 1985 года. 

Был он учеником великих геологов Сатпаева и Кассина (https://ratel.kz/outlook/alma_ata_i_almaty_geologija_dlinoju_v_zhizn - вот тут про кассина). Сейчас уже, наверное, и не осталось в живых тех, кто был с ним в геологических экспедициях, так давно это было…Но нашлись коллеги по работе в геологоуправлении. В те далекие времена они были молодыми специалистами, и Иван Владимирович был для них величиной недосягаемо-огромной. И таким они его и запомнили.

«Иван Владимирович был одним из прославленных геологов своего времени, открывших богатейшие месторождения полезных ископаемых. Очень авторитетный геолог, человек с потрясающей харизмой. Это был потрясающий человек, все, что вы о нем можете прочитать, все, что вам расскажут об Орлове как о выдающемся геологе, очень умном, интеллигентном человеке, смело умножайте на сто, потому что никакими словами невозможно описать его достоинства. Это человек-подвижник, беспредельно преданный геологии, человек-творец, первооткрыватель многих месторождений полезных ископаемых, душевно щедрый, обаятельный человек высокой культуры, энциклопедических знаний, феноменальной памяти и фантастической работоспособности. День геолога у нас всегда был праздником особенным, и в этот день Иван Владимирович сам обходил все кабинеты управления, лично поздравлял сотрудников, а уже потом мы собирались в актовом зале, и уже там была торжественная часть – поздравления, раздача грамот, благодарностей, а потом уже и неофициальная часть», - рассказал Алексей Никанорович Топоев, заслуженный геолог. Алексею Никаноровичу уже перевалило за 85 – солидный возраст! – но он по-прежнему в геологии, является руководителем одного из геологических предприятий. Обещал рассказать больше и подробнее: «но не сегодня, уже готовимся к празднику, простите, совсем нет времени»… 

Родился Иван Орлов в селе Гаврилов Ям Ярославской губернии в семье земского врача Владимира Львовича, земского врача, и Надежды Ивановны Орловых. Родители были людьми очень образованными: отец был земским врачом, в качестве военного хирурга участвовал сначала в Первой мировой войне, в Гражданской войне, а потом, уже пожилым человеком, и во Второй Мировой. А мама получила диплом инженера-химика, что по тем временам было случаем не совсем рядовым. Но из семьи она была необыкновенной, ее отец (дед геолога Орлова) был человеком очень просвещенным. Он был священником, жил в Ярославле, и действительно дружил с поэтом Некрасовым. И часто бывал у поэта в гостях в селе Грешнево Ярославской губернии. Николай Александрович (я про поэта) про «сельцо Грешнево» и про барский дом, который был родовым гнездом Некрасовых с 18 века, писал в своих «Автобиографических заметках»:

«Если переехать в Ярославле Волгу и пройти через Тверицы, то очутишься на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 вёрст по песчаному грунту, где справа и слева песок, песок, мелкий кустарник и вереск (зайцев и куропаток там несть числа), то увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: «Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых». Проехав длинную бревенчатую деревню, увидишь садовый деревянный забор, начинающийся от последней деревенской избы и из-за которого выглядывают высокие деревья: это барский сад. Тотчас за садом большой серый неуклюжий дом». 

Церковь 

Из построек некрасовских времен и имеющих к поэту и его другу священнику отношение, в интернете нашла фото церкви села Абакумцева. Некрасовы, живя в Грешневе, были прихожанами абакумцевской церкви Петра и Павла, построенной аж в 1791 году. Возле неё похоронены не только дед поэта, но и его мать и отец, его дядюшки, его братья – усыпальница на фотографии справа. Этот храм описывается в стихотворении «Рыцарь на час»:

«В стороне от больших городов,

Посреди бесконечных лугов,

За селом, на горе невысокой,

Вся бела, вся видна при луне,

Церковь старая чудится мне…»

Наверное, особым отношением Некрасова к православию – у него есть пронзительные стихи на церковно-религиозную тематику (их мы по вполне понятным идеологическим причинам в советской школе не изучали, но они есть, есть!) можно и объяснить дружбу поэта со священником… 

Как сложилась жизнь поэта Некрасова я хорошо знаю из школьной программы, а вот как сложилась жизнь священника, дружившего с поэтом, деда геолога Орлова, мне неизвестно… 

А семья Вани Орлова в тридцатые переехала в Калугу. Иван после окончания школы-семилетки поступил в фабрично-заводское училище. И в 1932-м начал свой геологический трудовой путь: стал рабочим по ручному бурению скважин в геологоразведочной партии Московского геологоразведочного треста «Госгеолкомитет». Потом он стал лаборантом, потом коллектором. А в 1933 Иван Орлов в составе геологической партии участвовал в инженерно-геологических изысканиях берегов Москвы-реки для облицовки её набережных. И параллельно поступил на географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Настоящим геологом стал еще в студенчестве: на лето уезжал в экспедиции, работал в  Байкальской экспедиции Института географии Академии наук СССР, в Кавказском заповеднике, в отряде Бодайбинской экспедиции института «НИГРИЗолото». А в экспедиции Нижне-Бодайбинского отряда был уже начальником отряда.

Ну а в 1939 году по окончании института Орлов выбрал не академическую науку, а работу в геологической партии. Его направили в Южно-Уральское (Башкирское) геологическое управление Мингео РСФСР, где до войны он возглавлял геологосъемочные и поисковые отряды, которые занимались поиском угля. 

Когда ж началась война, потребность в новых угольных месторождениях возросла многократно. Донбасс был оккупирован фашистами, а прочих месторождений не хватало покрыть потребности страны. Пред геологами поставили важнейшую задачу - найти и разведать новые угольные месторождения. Геологи управления в сжатые сроки с задачей справились: было открыто около пятидесяти буроугольных месторождений, которые и составили новый Южно-Уральский буроугольный бассейн. В 1950 году за этот труд коллективу геологов, в числе которых был и Иван Орлов, была присуждена Сталинская премия.

В эти же годы Орловым было открыто были открыты два железорудных и три угольных месторождения в Тургайском прогибе. Одно из месторождений угля в честь первооткрывателя было названо Орловским.

news2805.jpg

С именем И. В. Орлова и его ближайших соратников и друзей – Л.Ф. Думлера, У.Е. Есентаева, Ц. М. Фишмана и других, связано создание и становление геологической службы Центрального Казахстана, которой подготовлена крупнейшая сырьевая база региона, не имеющая аналогов в мире по запасам и разнообразию видов минерального сырья. 

О каждом из этих людей можно романы – их жизни насыщены интересными событиями и делами.  К сожалению, их имена известны, в основном, в профессиональной среде, а обыватели вроде меня могут узнать об их героической (не побоюсь этого слова) деятельности только по воле случая. Я очень рада, что такой случай у меня появился.  Я читала скупые строки биографий и поражалась талантам и энергии людей. И удивлялась, почему до сих пор не написаны книги и не сняты фильмы про их трудовые подвиги. Я не про научную литературу и документальное кино – это-то как раз есть, я про художественное 

Профессор Леопольд Федорович Думлер. Карагандинской области, да и в целом всему Центральному   Казахстану, одному из богатейших мировых кладовых полезных ископаемых, он отдал почти 50 лет трудовой жизни. Он прошел путь от рядового горного инженера-геолога до генерального директора объединения «Центрказгеология». Первооткрыватель ряда крупных месторождений полезных ископаемых. Профессионал высочайшего уровня. Дважды лауреат Государственной премии СССР, доктор геолого-минералогических наук. 

Уалиолла Есентаев. Лауреат Государственной премии СССР, Почетный разведчик недр республики Казахстан, бывший Генеральный директор Центрально-Казахстанского производственного геологического объединения, главный эксперт по использованию недр, один из тех, кто всю трудовую жизнь активно способствовал росту сырьевого потенциала страны. Его многолетний плодотворный труд отмечен орденом Трудового Красного Знамени, медалями, Почётной грамотой Президиума Верховного Совета КазССР. Ему присвоены звания «Почётный разведчик недр СССР» и «Почётный разведчик недр Республики Казахстан».

Фишман Цезарь Маркович (Меерович). Основатель и первый руководитель Центрально-Казахстанского геологического управления (ЦКГУ). В Караганду он был направлен в 1948 года по приказу Министерства геологии СССР, чтобы возглавить Казахстанскую (Карагандинскую) угольную геологическую экспедицию Главуглегеологии. Было ему тогда 38 лет, он уже был известен в профессиональном мире как талантливый геолог-угольщик и опытный организатор. В ноябре 1948 года на базе этой экспедиции для поисков и разведки угольных месторождений в Казахстане был организован геологоразведочный трест по поискам и разведке угольных месторождений в Казахстане «Казахуглегеология», подчиненный тресту Главуглегеология» Мингео СССР. Начальником треста «Казахуглегеология» был назначен Цезарь Фишман. За первые два года работы треста объем геологоразведочных работ возрос более, чем в 3 раза – это только маленький штришок к портрету руководителя, который всю свою жизнь отдал геологии. Пишут, что его трудолюбие, самоотдача работе и энтузиазм «зажигали» всех работающих с ним. Он умер в 1964 году, работал практически до последнего дня жизни. 

Иван Владимирович Орлов тоже работал до последнего дня своей жизни. Вот цитата из доклада к его столетию: «За 34 года его деятельности в должности главного геолога, была создана крупнейшая сырьевая база республики. Были выявлены и разведаны крупнейшие месторождения редких металлов, барита, полиметаллов, выявлена новая металлогеническая провинция марганца, укреплена медно-рудная база Джезказгана, разведаны глубокие горизонты Карагандинского угольного бассейна, открыто уникальное месторождение угля Шубарколя, разведаны Экибастузский и Майкубенский угольные бассейны». 

Цитата короткая, а описания его трудовых заслуг гораздо длиннее – много сделано, очень много… 

У него более двухсот опубликованных научных работ. Он - один из авторов и ответственный редактор двух капитальных монографий «Геология месторождений угля и горючих сланцев СССР», том 5 (Центральный Казахстан).

Даже выйдя на пенсию (казалось бы – заслуженный отдых!) в 1985 году он продолжал работать - был старшим геологом опытно-методической экспедиции ПГО «Центрказгеология»,занимался научной деятельность, работал над завершением 20 тома «Геологии СССР» (Центральный Казахстан), осуществлял методическое руководство партией ТЭД и оценкой прогнозных ресурсов, а также редактированием сводных карт, подготавливаемых к изданию.

Я нашла в интернете этот самый 20 том «Геологии СССР» - это фундаментальный труд посвященный полезным ископаемым Центрального Казахстана. Издана книга в 1989 году, сейчас уже является библиографической редкостью… 

Читаю длинный перечень наград Орлова: за заслуги в разведке недр Иван Владимирович был награжден орденом Трудового Красного Знамени, семью медалями СССР, почетными грамотами, ему присвоены звания «Заслуженный геологоразведчик Казахской ССР», «Почетный разведчик недр». За каждой такой наградой – кропотливый, а иногда и просто тяжелый физически труд.

История жизни Орлова и всех его соратников - это история геологических исследований в Центральном Казахстане, открытия и разведки многих месторождений Центрального Казахстана, история создания уникальной центрально-казахстанской школы геологов. 

… В казахстанских геологических музеях (а таких музеев несколько в стране: есть в  Нур-Султане, Караганде, Алматы, это я точно знаю, и, возможно, в других городах)  есть  портреты наших известных геологов, разведчиков недр и описания жизни. Я же в своей жизни (стыдно!) была только один раз в геологическом музее - в Алматы на проспекте Достык. Было это примерно в 2000 году, и музей меня сильно впечатлил, был он тогда совершенно новеньким, очень красивым, располагался на цокольном этаже здания Министерства геологии.  Много красивых минералов, роскошная коллекция казахстанских агатов, куски пород, добываемых в разных регионах страны, фотографии шахт и геологоразведовательных экспедиций. Была там, помню, и огромная рельефная карта Казахстана с обозначением основных мест добычи полезных ископаемых.  

Потом много раз хотела туда зайти, да не получалось: расписание работы музеев всегда совпадает с расписанием стандартной рабочей недели. Иными словами – музеи работают в те дни и часы, когда работает и большинство казахстанцев. И отдыхают музеи тогда, когда отдыхаем мы. Шансов попасть у нас почти не бывает, ну разве что в отпуск. 

Хотя наверняка было бы интересно побывать в таком музее всей семьей, особенно если в семье есть дети-школьники, выбирающие будущую профессию. Не все дети пойдут в геологи после знакомства с историей геологии, конечно, но польза от услышанного и увиденного будет однозначно – именно на примерах вот таких людей-тружеников и воспитывается патриотизм и любовь к родине. Извините за патетику. 

В последние десятилетия казахстанская геология переживала не лучшие времена. Запасы разведанных месторождений не вечны. И если не вести поиски, через несколько лет добывать будет нечего. Так что профессии, связанные с геологией, востребованы. Уверена, что и сейчас романтический ореол вокруг этих специальностей не убавился. Наверное, как и полвека назад, геологи остаются такими же одержимыми в любви к природе и к преодолению трудностей.

С праздником! 


Источник -  Ratel.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...