Очень люблю Шымкент – это город с особой харизмой. Хотя до недавних пор бывала здесь только по делам, и сам город толком не видела. Много ль увидишь из окна машины или отеля! А тут выдалась возможность побыть просто туристом в этом замечательном городе аж целых два дня (летела я на три дня, но один день планировала сделать «выездным» и посмотреть достопримечательности Туркестанской области, и это будет другая история).
Я ликовала, предвкушая радости путешествия по южному городу, славящемуся вкусной едой, теплом, гостеприимством и восточным колоритом. Стала составлять список обязательных к посещению шымкентских мест. Парочка заветных локаций у меня была, но на два дня путешествия этого мне показалось маловато. И стала я расспрашивать знакомых шымкентцев: что у вас посмотреть можно за два дня, куда сходить? Они мне тут же высылают список кафе, ресторанов, моллов и супермаркетов. Не спорю – это нужная информация. Поесть вкусно и недорого мы все любим. Но путешествующей мне хотелось и культурной программы… «Гугл мне в помощь», - подумала я. Но и гугл в этом направлении был не очень результативным: на запрос «достопримечательности Шымкента» он, оказывается, первым делом выдает список ресторанов. Проверьте, если не верите…
Помощь пришла, откуда не ждали: контактами интересных шымкентских галерей помогли из Алматы – Айжан Беккулова и журналист Ольга Зорина.
Я подумала – буду просто гулять по городу! А музеи и галереи буду вписывать в прогулочный маршрут.
Первым в моем списке обязательных к посещению туробъектов была цитадель «Старый город». О ней я мечтала давно – видела снимок города «сверху», там отчетливо видны контуры холма, у подножия которого расположился частный сектор. Так вот этот холм и был старым городом - «Иски Чимкент». Именно отсюда началась история Шымкента, которому сейчас, по мнению археологов, насчитывается 2200 лет. Это место является единственным в Казахстане городским образованием, сохранившим свое историческое ядро - городище с цитаделью в центре современной городской застройки. Сейчас на месте городища образован музей под открытым небом, где можно увидеть раскопки старых построек.
Читать про старый город – это, оказалось, дело одно, а вот увидеть – совсем другое. И я бы даже сказала, не очень простое дело.
Таксист о таком месте не слышал даже, а карта меня привела к стройке, на которой никто ни о каком старом городе не знал. Спасибо таксисту, он был очень мил и любезен. Он не бросил меня на произвол судьбы, а включился в поиски городища. Он расспрашивал местных, а я лихорадочно рылась в интернете, пытаясь раздобыть хоть какую-то зацепку. И нашла! Один из иностранных путешественников, описывая свои поиски цитадели, обмолвился, что она возвышается над строительным базаром! Ура-ура!
Базар нашелся гораздо быстрее, чем музей. А над ним действительно возвышается глиняный холм с постройками на нем. Дальше просто - я пошла по строящейся дороге и минут через десять была у закрытых ворот в музей. А еще через десять – у открытых. Купила билет, заказала экскурсию и отправилась в путешествие вглубь веков.
С помощью гида, конечно же. Без помощи экскурсовода тут не разобраться. Бродила часа два, и то обошли не все. Площадь огромна – сегодня это около 4,5 гектаров. Археологические исследования здесь проходят с середины прошлого века.
Были найдены артефакты, которые указывали, что 2000 лет тому назад в этом месте было поселение. Культурные слои тут в общей сложности - 14 метров. В самом нижнем слое археологи обнаружили фрагменты керамики конца третьего века до нашей эры и остатки построек эпохи караханидов. Большой зал культового объекта с толстыми стенами и костехранилище, в котором обнаружились около 30 хумов с костями. Во втором веке люди ушли из города. А позже здесь появились тимуриды, у них были свои постройки...
В 19 веке кокандцы устроили тут цитадель, которую в 1864 году захватили войска русской армии под предводительством генерала Чернова. Город даже потом носил его имя некоторое время. В музейных помещениях цитадели хранятся картины художника-баталиста Василия Верещагина и старые фотографии, на которых запечатлен город прошлого. К тому же не прекращаются археологические раскопки в районе цитадели, и музей пополняется новыми старинными экспонатами. Тут все кишит историей. Даже во время строительства дороги строители постоянно находят артефакты - пушечные ядра середины 19 века.
Из цитадели шли пешком – хотелось увидеть родник Кошкарата. Кружила долго, все-таки тяжело ориентироваться в Шымкенте алматинцам: гор нет… Ориентиром мне служил вокзал: родник, как нам объяснили, находится недалеко от него.
На вокзал тоже зашли. Здание городского вокзала построено, скорей всего, в 50-е годы прошлого века, судя по виду. И была надежда, что там сохранились архитектурные детали, присущие тому времени. Но как выяснилось, здание хоть и старое, но увы, уже не историческое: старые стены красивенько зашиты современными материалами. От вокзала пошла, как мне и сказали - налево, и дошла до памятника Капал-батыру. Жил этот полководец в 16 веке, защищал восточные рубежи Казахского ханства от набегов джунгар.
От памятника пришлось возвращаться назад в сторону вокзала – мы не заметили проход между домами в сторону реки.
Легенд о происхождении родника тут рассказывают несколько. Но все они о человеке, именем которого родник и река названы. По одной из легенд Кошкар-ата был учеником Ходжи Ахмеда Ясави. Был он человеком умным, праведным, справедливым. Люди его уважали, и потому избрали бием. А по другой – это был мудрец, умеющий исцелять людей. Он и указал людям это место с чистой холодной водой. Вода из родника помогает от множества болезней – ее надо пить, ею надо умываться. И люди верят в это и приходят сюда с бутылями – набирают воду, несут домой. Правда, долгое время русло реки было в жутком состоянии – мусор, сточные воды, заросшее дно. А в 2010 году река Кошкарата (не вся, только несколько км. побережья) получила статус особо охраняемой природной зоны. Местные власти навели здесь порядок. На набережной организовано постоянное полицейское патрулирование, а вдоль реки установлены спортивные площадки, скамейки. Тишина и покой…
Вот так, вдоль реки, я и гуляла до моста. А потом и дальше – мимо базара, гордо именуемого «Торговый дом», мимо инсталляции «венский стул и провода» (понимаю, что получился этот арт-объект случайно, но гляньте - какая красота), мимо мурала, посвященного легенде Шымкента Бахытжану Аширбаеву. Он был главным архитектором Южно-Казахстанской области, заместителем акима региона. Увлекался фотографией, занимался теле- и киносъемками, участвовал в издании журнала, писал стихи, прекрасно пел… Он уже ушел из жизни, а память о нем живет.
А еще увидела через дорогу Театр сатиры и юмора. Подходить не стала – я читала, что здание театра было построено в 1949 году. А то, что я увидела через дорогу, чудовищным оформлением скорее было похоже не на театр, а на киоск. Вот даже не знаю, как можно было так изуродовать дом. Хотя… Это ж здание театра сатиры и юмора. Возможно, всем своим видом театр сатиру и юмор так навязчиво и пропагандирует.
Еще я прочитала, что театр был образован в 2008 году, и поначалу труппа делила сцену с кукольным театром. А где в Шымкенте кукольный театр, я знала точно, бывала там в предыдущих поездках.
Пробежала, не останавливаясь, мимо здания филармонии – из протеста. Мне рассказывали, что когда -то тут стояло старинное здание - церковь Сергея Радонежского, строили ее в 1886 году по проекту архитектора Гейнцельмана. После революции купола церкви демонтировали, а в здании разместили филармонию. В 2010 году в рамках «реконструкции» здание филармонии снесли, построив на его месте дом «точь-в-точь» как старый. Но совершенно новый. Ох уж эти реконструкции… А ведь именно в старом здании филармонии композитор Шамши Калдаяков написал песню «Мой Казахстан», которая впоследствии стала гимном современного Казахстана.
Зато уцелело здание бывшего Никольского собора – вот в нем-то и располагается сейчас Шымкентский городской театр кукол. В прошлый мой приезд я его обошла снаружи и все архитектурные детали внимательно разглядела. А внутрь не попала - по случаю пандемии здание было закрыто на все замки.
А в этот раз – зашла. Не на спектакль – театр все-таки детский, взрослым тетям-дядям там делать нечего, а вот по зданию прошлась. Оно крепкое, надежное, сразу ясно – строили на века. Театр вселился сюда в 80-е годы прошлого века, до него тут был Дом пионеров, а еще раньше – библиотека. Ну а строилось здание по проекту И. Маркевича. Никольский собор – это одна из первых его работ в качестве архитектора в Туркестанском крае. Выполнена она была при участии инженера Н. Ботвинкина.
Маркевич был из семьи бессарабских крестьян, но личные таланты, упорство и престижное образование – он окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, позволили ему осуществить множество архитектурных проектов в Туркестанском крае. И даже стать городским архитектором в Ташкенте (для понимания: это должность, и немаленькая. Например, в г. Верном городским архитектором был Павел Гурдэ).
В 1908 году он получил письмо из Сыр-Дарьинского областного правления, в котором военный губернатор поручил ему «в месячный срок со дня получения сего составить... проект и смету на постройку церкви в Чимкенте на 600 человек...». И. Маркевич разработал архитектурно-художественную часть проекта, уложившись в предложенные сроки. Проект был оригинальным и не повторил ни один из уже построенных в Туркестанском крае храмов. Хотя строили туркестанские церкви в основном по типовым проектам. Правда, столичное руководство потребовало внести ряд доработок в проект - для удешевления проекта и повышения сейсмостойкости здания надо было использовать железобетонные конструкции. Маркевич отказался. Проект дорабатывал Николай Ботвинкин – он разработал конструкции фундаментов, перекрытий, барабана купола из железобетона. Николай Николаевич лишь немного изменил проект И. Маркевича - убрал часовню и галерею, которая соединяла часовню, колокольню и собор. В конце 1911 года была произведена закладка собора, на постройку которого назначили по земской смете 60000 рублей. После революции он был закрыт, купола сняли, церковную утварь «изъяли». Правда, документов об изъятии найти пока не удалось.
Вот и вся информация о соборе. Больше ничего о нем в интернете нет. Спасибо за эту информацию историку Юрию Андреевичу Ёлгину - именно его подробная статья и помогла узнать о старом здании. И спасибо шымкентцам, что сохранили этот дом.
Потому что в целом, да простят меня шымкентцы, оригинальных зданий, притягивающих взгляд и надолго запоминающихся, тут мало. Городские пейзажи скорее удручают, чем радуют. Особенно ранней весной, когда еще нет зелени. Но есть и исключения – вот это трехцветное здание я щелкнула прямо из машины. Красота!
Впрочем, шымкентский креатив проявляется самым неожиданным образом. Галерею с Монами Лизами разных форм и настроений мы увидели в торговом центре. Они прятались за торговыми прилавками, выглядывали из окна, болтали по мобильным телефонам… Кто так «увидел» Мону Лизу и зачем поместил ее в непривычные обстоятельства, мы так и не узнали. Шымкентцы молчали как партизаны, в интернете информации - ноль. Или я не там искала.
Вот что рекомендовали шымкентцы (кроме еды и ресторанов, конечно) – так это прогуляться по Арбату. Я там гуляла не раз, но место действительно замечательное. Арбатом местные жители называют прогулочную зону в центре города. Открыли ее 1 декабря 2018 года, и с той поры это любимое место променада и шымкентцев, и гостей города. Длина уникальной прогулочной зоны почти полкилометра, ширина – 35 метров. Почему уникальной? Здесь установлены 7 фонтанов, 90 скамеек, 26 больших и 76 малых светильников, ну и велодорожка, конечно, тоже есть. Правда, я велосипедистов в Шымкенте не видела вообще. Ни одного. Я гуляла тут вечерами, потому больше обращала внимание не на скамейки и велодорожки, а на световые инсталляции. Они очень милы – 12 ангелов, которые словно воспарили над Арбатом. И есть маленькая зона душевной инсталляции в виде сотни светящихся зонтиков. При виде этого чуда все начинают глупо улыбаться и бездумно радоваться. Я даже попрыгала немного, пытаясь поймать светящийся зонтик за ручку. Но не дотянулась.
А еще в Шымкенте я ходила в гости. К незнакомым людям. Ну теперь-то уже знакомым, конечно… Побывала в доме у Болатбека Бейсбекова. У него не дом, а настоящая художественная галерея. Но мои удивления начались еще у ворот дома. Прямо у входа я увидела люк с новым для себя дизайном – я такие видела только в Шымкенте!
Болатбек люку удивился – не обращал он внимание на «эти железяки». Но воодушевился и пообещал, что теперь экскурсии будет проводить прямо от люка. А экскурсии по своему дому он проводит часто. Семья Бейсбековых хорошо известна казахстанцам, особенно тем, кто занимается творчеством или ценит его.
Все члены семьи Бейсбековых - творческие люди. У каждого свой путь в искусстве и свой индивидуальный стиль. А основа основ – художественные традиции предков-ремесленников. Болатбек и его супруга Куляш Айдарбекова – живописцы. Сын Берик изготавливает изделия из натуральных кожи и меха. Старшая дочь Венера работает с гобеленом, Акбота – дизайнер одежды, Арайлым – дизайнер интерьера. Внуки тоже включены в семейное дело: кто прядет, кто демонстрирует гостям (а среди них много иностранцев) национальные игры – лянга, асыки… Впрочем, деление на прикладные направления весьма условны. Все члены этой большой и дружной семьи могут в прикладном творчестве все! Шить. Ткать. Валять. Вышивать. Вырезать кожаные детали, клепать, расписывать.
И в результате получаются очень интересные, яркие, самобытные вещи. И самое радостное – они делятся своими умениями с другими. Тут проходят мастер-классы и любой желающий может попробовать себя в росписи шелка, к примеру. Или в каком-то другом творчестве. Так что время летит незаметно. Ну а в магазине галереи вообще зависаешь надолго. Нереально уйти без покупки – столько всего замечательного, самобытного, оригинального! Вот и я не ушла – накупила валеночки, шелковые платки, кожаные ремни на сувениры в подарок и себе лично.
Кстати, члены большой творческой династии Бейсбековых являются членами Союза художников Казахстана. Пятеро из них – члены Союза ремесленников, а сама галерея – представительство Союза ремесленников РК в Шымкенте, центр ремесленничества в регионе.
Уходить не хотелось. Но надо. Меня уже ждали в другом интересном месте. А надо было еще успеть собрать вещи, так как прямо оттуда я планировала ехать в аэропорт.
И я поехала в этномузей «Кылует» к керамисту Кендебаю Карабдалову. Это потрясающее место, без всяких натяжек и преувеличений. Музей очень своеобразный. Он состоит из собственно мастерской – очень скромного здания, которое отапливается самой обычной печкой, и подземного храма. Храм этот не относится ни к одной из религий. Это своеобразный храм мира, где рады каждому хорошему человеку. Здесь бывали послы разных стран, ремесленники, школьники, путешественники. И я тоже спустилась под землю, чтобы подумать о жизни и мире. А построил этот храм, точнее выкопал, так как глубина этого сооружения 7 метров, сам Кендебай. Дело всей его жизни - популяризация культуры и истории Отрарской цивилизации.
Керамика у него очень необычная для глаза современного человека – никакого блеска и шика, все просто и благородно. Как и столетия назад, все керамические работы Кендебая созданы по средневековым рецептам мастеров Отрара. А еще он создает музыкальные инструменты и печки. Вот такой энтузиаст, сподвижник и хранитель культуры и истории. Ну и очень, очень хороший человек, говорить с которым хочется бесконечно о людях, истории, мире, этнографии. В своем музее он не просто проводит экскурсии, он устраивает настоящие шоу – играет на музыкальных инструментах, демонстрирует свои работы живо и ярко.
Я чуть не опоздала на свой рейс – время в творческом пространстве Кылует идет по своим законам. Уезжала слегка ошалевшая от увиденного. Шымкент и его удивительные люди меня немного изменили. Город открылся с другой, неизвестной до этого стороны… Не только душевной, а духовной.
Источник - Ratel.kz