«Особята» и «нормики» | Агентство православных новостей (АПН)

«Особята» и «нормики»

298
7 минут
«Особята» и «нормики»
Светлана Шестернёва

Дети разные – а программа обучения одна. Необычная школа работает в предгорьях Алматы у подножья Кок-Тюбе. С 1 сентября 2021 года педагоги Wunder Academy обучают ребят с обычными и особенными возможностями с нулевого по 11 класс. 

Инициаторы и активисты проекта, или, как они себя называют, «люди с горящими глазами», подчеркивают, что обучение детей с разным уровнем развития должно быть совместным. При этом важно, чтобы 70% ребят были нормотипичными, то есть безо всяких отклонений в развитии (административный состав школы называет их «нормиками»), а остальные 30% - инклюзивными (или «особятами»). Это непременное условие такой системы образования. 

В настоящее время в школе учатся 163 ребенка, из которых 40 – на бесплатной основе. В целом же заполняемость школы рассчитана на 216 учеников. 

news2485.jpg

- Существует школа на вклады, которые вносят люди, неравнодушные к судьбам необычных детей. Среди них Олжас Утыбаев – бизнесмен, который поддержал идею создания школы мечты финансами в период запуска проекта и планировал оказывать финансовую поддержку до достижения проектом устойчивости. К сожалению, не все его благие намерения удалось воплотить: 1 октября 2021 года Олжас Кинжебаевич ушел из жизни, - рассказала журналистам административный и финансовый директор Wunder Academy Елизавета Воробьева.

Атмосфера здесь отличается искренней теплотой, семейственностью. Взгляните на эти фотографии. Между взрослыми и детьми действительно не существует никаких барьеров – ни возрастных, ни статусных. Едва группа журналистов вошла в холл, как наших экскурсоводов из числа педсостава со всех сторон облепили ребятишки. В их глазах светилась неподдельная любовь к своим наставникам. 

На всех этажах, практически в каждом закоулке лабиринтов коридоров и классов, висят написанные детской рукой объявления: «Stop Bullying!» (буллинг — постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей). Педагоги говорят: они напоминают о пресечении в коллективе любой нетерпимости. 

- Здоровый ребенок может бросить мячик ребенку, сидящему в инвалидном кресле не потому, что хочет его обидеть. Ему интересно, каким образом отреагирует на этот жест столь непохожий на него человек, - подчеркивает Елизавета Воробьева, административный и финансовый директор Wunder Academy. 

По словам ее коллеги, психолога и одного из руководителей Центра социальных программ Русланы Писаренко, стигма из СССР, когда родители грозились неуспевающим по общеобразовательным предметам отдать их в «спецшколы для недоумков», до сих пор актуальна. 

- На самом же деле спецшколы необходимы для того, чтобы особенные дети могли получить хорошее образование. Все дело в том, что там к ученикам другой подход, - объясняет Писаренко. 

В Wunder Academy есть свои кумиры. Живут они не только в нашей стране, как, например, Майра Сулеева (руководит центром комплексной реабилитации «Кенес», где оказывают помощь «особым» детям) или Алмаз Ержан, который управляет ОФ социальных инновационных проектов «Elaman», но и далеко за рубежом. Один из них – Башир Керруми. 63-летний алжирец эмигрировал во Францию, где потерял зрение. Однако не прошло и двух лет после трагедии, как его жизнь изменилась. Башир решил бороться с предрассудками в отношении тех, кто волей судьбы лишился привычным возможностей. Вскоре он получил три черных пояса по дзюдо, защитил докторскую диссертацию в CNAM, стал консультантом крупных международных групп и возглавил собственную специализированную компьютерную компанию. Девиз Башира Керруми: «Жить надо полной жизнью - или не жить вовсе. Никакие полумеры тут не работают». 

Подробно о необычной школе рассказала инициатор ее образования, директор ОФ «Центр Социальных инклюзивных программ» Салтанат Мурзалинова-Яковлева. Она отметила, что Wunder Аcademy – это первая инклюзивная школа в Казахстане, где вместе обучаются особенные и обычные дети. 

news2486.jpg

- Команда профессиональных педагогов, прошедших специальную инклюзивную подготовку, выстраивает индивидуальную траекторию обучения. Они разрабатывают мастерские успеха, где каждый ребенок смог бы раскрыть свой потенциал. Наше учебное заведение призвано вывести на новый уровень социально-эмоциональный интеллект школьников и позиционирует себя как школа, которая создает эффективные коммуникации среди неравнодушных к сфере образования и инклюзии родителей, педагогов и просто людей и компаний, которым важна социальная самореализация, - сказала Мурзалинова-Яковлева.

Свободные от школьной программы часы дети проводят с пользой, обучаясь в творческих мастерских. Здесь они лепят из пластилина планеты Солнечной системы, плетут украшения из бисера, рисуют и вырезают из бумаги сердечки ко дню Святого Валентина. Есть в этой школе и гончарная, и столовая, где дети учатся готовить самостоятельно. Преподаватели говорят, что мастерская еды – самая популярная среди учеников благодаря дразнящему запаху готовых блюд. 

Пока дети занимаются развитием своего потенциала, их наставники регулярно повышают свою квалификацию в сфере инклюзии и расширяют международные профессиональные связи. Они совместно работают над организацией бизнес-моделей, в которых школьники могли бы найти свою роль, привлекают для профориентации подростков специалистов из разных областей. Кроме того, школа регулярно возит своих воспитанников на экскурсии, в краеведческие поездки и настоящие экспедиции.

«Особятам» уделяют внимание не только в этой школе. Руководитель Фонда Ержана Татишева Дана Жарикова рассказала, что гранты для детей с инвалидностью выделяются с 2008 года. При этом она уточнила, что для выпускников, заканчивающих спецшколы, существуют отдельные гранты. Их обладатели смогут получить среднее специальное образование. 

- В 2008 году мы посоветовались с представителями НПО – Ляззат Калтаевой и ныне покойным Кайратом Иманалиевым: на какое образование лучше выделять средства, чтобы оно было не ради диплома, а приносило реальный доход? Они сказали, что лучше выдавать гранты для среднеспециального образования.

И вот почему. Не секрет, сказала Жарикова, что в школе качество обучения детей с особенностями в развитии оставляет желать лучшего. Оно довольно низкое, и вряд ли позволит набрать необходимые баллы для поступления в вуз. Это вовсе не означает, что среди выпускников с инвалидностью нет умных, говорит Жанна и продолжает: 

- Но их очень мало. Поэтому мы и решили сосредоточиться на среднеспециальном образовании – исходя из того, чтобы выпускники получали профессию по своим возможностям и впоследствии могли зарабатывать.

Фонд Татишева выдает гранты маломобильным юношам и девушкам. На выделенные средства они осваивают информационные технологии, бухгалтерию. Те, у кого есть проблемы со слухом или зрением, поступают в медицинские колледжи, чтобы выучиться на массажистов. А одна девочка, поделилась Дана Жарикова, очень любит печь. Ей выдали грант на обучение профессии кондитера в колледже при технологическом университете.

Ежегодно фонд Татишева выдает инклюзивным подросткам шесть-семь грантов. Будущие студенты проходят несколько этапов отбора. На первом пишут мотивационное эссе, где рассказывают о себе, кем хотят стать и почему. На этом же этапе требуется приложить табель успеваемости и рекомендации педагогов, сообщить о любых своих достижениях, будь то музыка или спорт. Ежегодно сотрудники фонда изучают до 20 историй. Авторов самых достойных ждет второй этап. 

- Мы проводим интервью с детьми и родителями – либо при личной встрече, либо онлайн. Цель этой беседы – узнать о ребенке более подробно, его мотивацию, готовность учиться. Мы должны понимать, для чего ему образование. 

Как только цель становится ясна, будущему обладателю гранта предстоит собрать множество подтверждающих документов. Но и это не все.

- Фонд выдает гранты на все годы обучения плюс стипендию только тем, кто хорошо учится, кому образование действительно необходимо для полноценной жизни, а не ради наличия диплома. В среднем год обучения стоит 300-400 тысяч тенге. Стипендия составляет 180 тысяч тенге в год.

Если будущий специалист едет учиться в другой город, то фонд может оплатить проживание, но такие случаи – редкость. Как правило, родители выбирают ребенку колледж в своем городе либо там, где есть родные или друзья.

news2487.jpg

Заботятся об «особятах» и в частной инновационной школе High Tech Academy (HTA).  

- Мы, сотрудники Центра социальных инклюзивных программ и Wunder Academy, с ними дружим – ездим в гости, перенимаем у них какие-то педагогические технологии, а когда им интересно, консультируем их по «особятам». Иногда с соучредителем и директором High Tech Academy Татьяной Магамбетовой пьем кофе и обсуждаем новые идеи... Они действительно берут особых детей, но ведь это же очень дорогая школа. Здесь немножко другой акцент: они экспериментируют, для этого у них есть отличная экспериментальная площадка. Но они очень лояльны, добры и стараются организовать индивидуальный подход.  Вообще, каждая школа потихоньку берет особенных детей, пусть и не в большом масштабе, - отметила Салтанат Мурзалинова-Яковлева. 

Инклюзивное образование – это относительно новое направление в Казахстане. Однако энтузиасты, «люди с горящими глазами», готовы не жалеть ни сил, ни времени, чтобы детям с особыми потребностями, «особята», не нуждались ни в чем. 

Источник -  time.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...