Обычная школа и особенные дети: как работает инклюзия в Казахстане | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Обычная школа и особенные дети: как работает инклюзия в Казахстане

886
7 минут
Обычная школа и особенные дети: как работает инклюзия в Казахстане
Галина Галкина, АПН


Родители детей с синдромом Дауна рассказали о своем непростом пути, взаимовыручке и надеждах на полноценное инклюзивное образование.

В этом году свое пятилетие отметило большое сообщество – Центр социальных инклюзивных программ. Возникла подобная организация из потребности родителей помочь своим детям с синдромом Дауна. Все мамы и папы были когда-то новичками в области воспитания особенного ребенка, но, объединившись, стали специалистами.

Салтанат Мурзалинова-Яковлева, мама шестерых детей, трое из которых – приемные, руководитель Центра социальных инклюзивных программ (ЦСИП):

Все эти пять лет мы последовательно идем к построению инклюзивного сообщества, - некоей открытой среды, где каждый бы мог учиться и дружить, участвовать в создании проектов, в развитии - без границ! Мы преодолеваем разнообразные барьеры, возникшие в обществе, прокладываем путь, выстраиваем социальный маршрут для тысяч детей и родителей.Салтанат Мурзалинова-Яковлева
Фонд объединил 250 семей и создал настоящую команду, сообщество единомышленников. «Мы сами с усами», - говорит об организации Салтанат Мурзалинова-Яковлева, подразумевая, что у Центра нет постоянных спонсоров.

news5315.jpg

Самое важное, о чем мы сейчас говорим и чем занимаемся – модель инклюзивной школы, которую мы стремимся создать. Нашему Центру нужно помещение и помощь в его оснащении. Нам часто приходится общаться с международными экспертами, которые приезжают в Казахстан, консультируют нас. Мы с ними постоянно сотрудничаем, приедут они и в августе нынешнего года.Салтанат Мурзалинова-Яковлева
И наши коллеги, западные эксперты, очень удивляются, что в нашем государстве дети делятся на категории. Так детьми первой и второй категории, имеющих инвалидность, занимаются специалисты, они получают инклюзивное образование. А детьми с психологическими особенностями никто особо и не занимается.

news5316.jpg

Основная проблема в том, что у нас нет институции, которая бы в целом развивала бы инклюзию. Поэтому мы хотим создать модель школы, и на базе нашего Центра социальных инклюзивных программ отрабатывались бы технологии, которые можно было бы применять в нашем учебном центре. Затем подобные опробованные технологии можно было бы имплементировать в школы и различные институции. И этот опыт признавался бы государством. В этом нам и нужна поддержка.


Инклюзия дает шанс на полноценную жизнь

Елена Пахомова - мама особенного ребенка Владислава. Когда Владик родился, и мама с папой были поставлены перед фактом, что у них ребенок с синдромом Дауна, они, как и большинство родителей в этих обстоятельствах, пережили сложные эмоции. Елена ярко помнит свои переживания:

И даже был вопрос к Богу – «За что?» Мучительный вопрос долго не оставлял меня.Елена Пахомова
Но потом мама особенного ребенка успокоилась, и возник новый вопрос - «Для чего?». Отвечая на этот вопрос, Елена Пахомова получила образование нейропсихолога, затем - логопеда. Стала учредителем Фонда «Кун бала» - «Солнечный ребенок». Владик заставил ее развиваться, искать решения проблем воспитания подростка.

news5317.jpg

Спустя год после того, как открылся Фонда «Кун бала», был создан собственный Коррекционный центр. Искали специалистов, которых просто не было, поэтому родители сами получали нужное образование, изучали все, что связано с синдромом Дауна. Приходило понимание, как именно нужно работать с такими детьми.

news5318.jpg

Сегодня Владиславу четырнадцать лет, он учится в шестом классе в обычной общеобразовательной школе №82 по программе инклюзивного образования - в сопровождении тьютора. Елена Пахомова отмечает, что отношение в классе к ее сыну хорошее:

И дети, и родители, и учителя приняли Владика таким, какой он есть, с пониманием и внимание. Во время уроков по какому-либо из сложных предметов, не включенных в программу Владислава, он отправляется в ресурсный кабинет. Здесь проходят индивидуальные занятия со специалистами. Владику нравится быть в ресурсном кабинете.Елена Пахомова
Готова ли сегодня школа к реализации программы инклюзии? По мнению Елены Пахомовой, школа, где шесть лет учится Владислав, несомненно, готова: имеется ресурсный кабинет, где с ее сыном работают специалисты - психолог, дефектолог, логопед. Владик учится по собственной программе. Отношение специалистов к ребенку достаточно теплое. В классе дети относятся к нему доброжелательно. Мальчик с удовольствием ходит на уроки физкультуры, ему нравятся все школьные мероприятия.

Помимо школы Владислав Пахомов по инициативе родителей посещает дополнительные занятия, группового и индивидуального формата, в Коррекционном центре при Фонде «Кун бала».

Коррекционный центр посещают около ста детей в течение года. В Алматы это единственный центр, занимающийся детьми с синдромом Дауна.

Коррекционный центр – родительская организация – открылся семь лет назад. Мы изнутри знаем все нюансы, все проблемы, понимаем, что нужно нашим детям. Помещение под Центр (80 квадратных метров) при медицинском центре нам предоставил акимат. Здесь дети занимаются лечебной физкультурой, посещают кабинет дефектолога и, логопеда.Елена Пахомова
Массово дети с синдромом Дауна посещают инклюзивные и коррекционные школы. И самая меньшая часть из них находится на домашнем образовании.

О чем мечтает Владик? По словам мамы, он мечтает о путешествиях, хочет, чтобы в жизни было общение, дружба.

news5319.jpg

Елена понимает, что инклюзия позволит ее сыну в будущем получить профессию и работать, а не как это было раньше с людьми с синдромом Дауна – сидеть в квартире и никуда не выходить. В настоящее время Владик вместе с друзьями по Фонду посещает «Пекарню возможностей «Кун бала», где получает навыки выпечки хлеба, приготовления различных блюд. Здесь дети не только учатся быть пекарями, кондитерами и поварами, но и приобретают навыки самостоятельности.

Для родителей особенных деток «Пекарня» послужила толчком – они с надеждой смотрят в будущее, в котором дети смогут обрести профессию, и их можно будет трудоустроить – на полдня или через день. Елена Пахомова думает о том, что, скорее всего, родителям придется организовывать рабочее место для сына.

news5320.jpg

Время не стоит на месте. Еще десять лет назад я не могла представить, что Владик будет ходить в обычную школу и когда-нибудь будет кем-то работать. Может быть, в будущем он найдет подругу, жену, любовь, создаст самостоятельную ячейку общества. Мы будем находится поблизости, рядом. Но я понимаю, что самостоятельно, на 100%, Владик не сможет жить. Не сможет, к примеру, пользоваться банковской карточкой. Я говорю именно о Владике, потому что люди с синдромом Дауна совершенно разные, у кого-то интеллект выше, у кого-то – среднего уровня. Но иные из них на протяжении всей жизни нуждаются в поддержке.Елена Пахомова
Как интегрировать особенных детей в школы?

Виктория Левина – когнитивный психотерапевт, психолог-физиолог, приходский психолог Вознесенского собора:

С пониманием того, что все мы равные, все располагаем возможностями, все-таки подход к детям с особенностями нужен специальный – с определенными знаниями. Сегодня уже формируется некоторая толерантность, принятие. Мы воспринимаем детей с особенностями уже не в плане их инаковости. Это показатель осознанности общества в целом. Но образование у всех разное, культурный уровень разный, и все-таки некое реагирование на особенных людей будет.Виктория Левина

news5321.jpg

Мы не стоим на месте: в этом и заключается развитие – чтобы была возможность преодоления комплексов, возможность удовлетворения любопытства. На ребенка с синдромом Дауна не так сильно влияет воздействие среды. Ему достаточно интересно познавать мир, он вовлечен, увлечен. Он может контактировать с обычными ребятами. Такому ребенку это будет во благо, так как у него есть потенциал, возможность развития, приобретения определенных навыков общения, поведения и других функций.

Нужен специальный подход к особенным детям, определенная педагогика, которая направлена именно на этих детей. Есть школьные общеобразовательные предметы, доступные особенному ребенку. Именно на этом строится инклюзия: ребенок посещает общий класс, развивает навыки общения, поведения. Возможно, преподаватель в обычной школе, где учится ребенок с особенностями, должен повышать уровень квалификации до дефектолога. В этом кроется задача.

Я бы акцент сделала больше на принятие обществом, учениками средней школы и их родителями ребят с особенностями, которым очень нужна инклюзия для адаптации в обществе.

Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...