Нет ничего более временного, чем постоянное | Агентство православных новостей (АПН)

Нет ничего более временного, чем постоянное

44
3 минуты
Нет ничего более временного, чем постоянное
Константин КОЗЛОВ, Алматы

Популярный российский писатель, телеведущий и литературовед Александр Архангельский дал серию лекций в Алматы. На своих встречах с читателями Александр Николаевич поделился своими взглядами на происходящие в мире процессы. В частности, на то, как из современной сложной мировой ситуации видятся процессы, происходившие в культуре много лет назад.

Лекции были организованы Открытой Литературной Школой Алматы. За несколько дней Александр прочитал несколько лекций на разные темы.

Особый интерес у гостей творческих встреч вызвала тема развития литературы в эпоху гаджетов и всеобщей цифровизации.

Несколько лет назад многие исследователи и журналисты прогнозировали смерть или как минимум серьезный упадок литературы из-за появления гаджетов. Однако, Архангельский считает эти упаднические настроения преждевременными. И такими же беспочвенными, как предположения середины ХХ века о том, что в связи с появлением телевидения умрут кино, театр и радио. А они не умерли.

Одно ясно – литература в эпоху гаджетов изменится. Впрочем, она уже меняется. Она адаптируется под клиповое мышление современного писателя, становится более лаконичной с одной стороны, и менее подверженной условностям – с другой. Так, например, современные литературоведы всерьез рассуждают о том, чтобы выделить в отдельный литературный жанр посты в социальных сетях. Особому вниманию подвержен и жанр фанфиков – это литературное сочинение поклонника книги, фильма, телесериала по мотивам его любимого произведения. Уже несть числа фанфикам по популярным кинофраншизам, сериалам, аниме – а некоторые даже издаются отдельными книгами.

Отдельная тема лекций Александра Архангельского - перемена традиции. Многие консерваторы в наше непростое время советуют держаться за национальные традиции, как за нечто незыблемое, что хранится испокон веков. Однако даже при самом поверхностном рассмотрении становится понятно, что традиции, которые большинство считает пришедшими из глубины веков, на самом деле не такие уж и древние. Пример - русские частушки. Казалось бы – древний народный жанр. А ведь на самом деле этой традиции всего лишь больше ста лет – частушечный бум пришелся на конец XIX - начало ХХ века.

А уж насколько амбивалентны бывают произведения искусства и как они меняют свои первоначальные смыслы!.. Известна судьба картины Ильи Репина «Перед исповедью». Это небольшое, довольно темное полотно изображает арестанта-смертника, сидящего в камере на своей кровати. Перед ним, спиной к зрителю, стоит священник, сжимая в руке крест. А трактовка данной картины меняется в зависимости от того, какая деталь картины оказывается в центре на репродукции – крест или обреченное лицо революционера-смертника. В советское время, понятное дело, крест не мог быть в центре композиции и чаще высвечивали лицо революционера. Поэтому в советское время название картины даже поменяли на «Отказ от исповеди». Лишь уже в послесоветское время на картину вновь посмотрели под другим взглядом. Тем не менее, право на обе трактовки остается за тем, кто смотрит на картину.

 news4915.jpg

На встрече также была затронута весьма дискуссионная тема о влиянии религии на социально-экономическое развитие государств. Кто-то по сей день считает, что экономическому процветанию способствуют либерализм и протестантская этика. Но Александр Николаевич приводит примеры того, что далеко не всегда либерализм – залог процветания. Хотя многим на пути к успеху действительно приходится преодолевать сложившийся веками менталитет.

Рассказал он и о курьезных прецедентах из конфуцианских стран. В Южной Корее, где по этике не положено приказывать старшим. Однако в крупных корпорациях нередко старший по должности по возрасту младше подчиненного. Что делать? Выход нашли в общении на другом языке. И сейчас во многих крупных корейских фирмах, в частности, авиакомпаниях деловое общение ведется на английском языке, потому как традиционная этика в Корее не распространяется на другие языки.

Участники творческой встречи с Александром Архангельским сошлись во мнении, что нет ничего более переменчивого, чем традиции. Конечно, есть традиции незыблемые, которые не меняются веками. Но есть и другие, которые со временем видоизменяются, а порой и вовсе заменяются новыми правилами. И нельзя противодействовать переменам, прикрываясь традициями. Ибо традиции – тоже есть продукт перемен.


Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...