Научиться игнорировать обидные слова". Как вести себя с тяжелобольными родственниками | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Научиться игнорировать обидные слова". Как вести себя с тяжелобольными родственниками

668
12 минут
Научиться игнорировать обидные слова". Как вести себя с тяжелобольными родственниками

Как справиться с психологической нагрузкой в ситуации, когда твой близкий человек тяжело болен, а ты бессилен ему помочь

В Казахстане, как и во всём мире, в последнее время увеличились темпы заболеваемости коронавирусом. Как следствие, растёт и смертность: от вызванной коронавирусом атипичной пневмонии, от других хронических заболеваний, течение которых утяжеляет Covid-19.

В 2020 году многим пришлось столкнуться с тяжёлой болезнью или смертью близких родственников. Коронавирус – само собой, но и другие болезни никто не отменял. Можно и нужно ли быть морально готовым к тяжёлой болезни и возможной смерти близких людей? Ответы искал автор Агентства православных новостей Константин Козлов.

Летом в день отпевать приходилось по 3-5 человек

Особо тяжёлая пора для казахстанцев началась летом, когда страну поразила атипичная пневмония. Новая напасть ужасала тем, что заражённые особо опасным видом коронавируса больные буквально сгорали в считанные дни. Священники рассказывали, что количество умерших, которых им приходилось отпевать (онлайн либо задним числом, после снятия карантина) значительно возросло. До пандемии отпевание усопших проводилось не каждый день, а если и бывало ежедневно, то количество таких служб не превышало одной-двух в день. Однако в горячий июньско-июльский период в день приходилось отпевать по 3-5 человек.

Летом в день отпевать приходилось по 3-5 человек / Фото Агентства православных новостей

Судя по количеству заражённых в последнее время, вероятность того, что эти времена могут вернуться, довольно высока. Для близких такие переживания особенно тяжелы. Одно дело, когда в силу хронических или затяжных заболеваний человек долгое время находится на попечении родных. Уход за лежачим больным хоть и эмоционально выматывает близких родственников, но позволяет им морально подготовиться к его возможному уходу и, если позволяет состояние больного, поговорить "за жизнь", сказать всё недосказанное, разрешить накопившиеся конфликты.

В эти сложные периоды люди чаще начинают обращаться за помощью и восстановлением сил либо к психологам, либо к священнослужителям. В зависимости от веры и убеждений. Сегодня священники делятся своими наблюдениями и дают советы, как себя вести в сложный период ухода за больными родственниками и друзьями.

Вера в чудо сохраняется до последнего

Первое, на чём настаивают и психологи, и священники, – быть честным. Директор фонда "Казахстан без наркотиков", врач-нарколог, протоиерей Анатолий Измеров рассказывает, что до сих пор немало врачей, чтобы (по старой советской традиции) не волновать пациента, скрывают от больного подлинное состояние его здоровья. Человек искренне хочет выздороветь и считает, что это просто. А на деле оказывается, что шансов победить болезнь намного меньше, чем он думает.

Когда же близкие заговаривают с ним о смерти, нередки ответы в духе: "Что ты меня хоронишь раньше времени?". Здесь нелишне напомнить человеку о том, что все мы смертны. Священники отмечают, что как бы серьёзно и долго ни болел близкий родственник, всерьёз морально подготовиться к драматической развязке мало кому удаётся. Вера в чудо сохраняется до последнего.

"По моим наблюдениям, как правило, люди не готовы к уходу близкого человека, – говорит Анатолий Измеров. – Даже если врачи не дают никаких надежд, люди до последнего верят в то, что их родной человек выживет. Но когда смерть наступает стремительно – это гораздо тяжелее. Часто люди винят себя в том, что человек ушёл. Или обвиняют других (зачастую врачей) в преждевременной кончине близкого. Это всё от неверия. Мы порой слишком самонадеянны, склонны преувеличивать своё значение, своё влияние на события, часто всё списываем на роковые случайности. Между тем нужно просто помнить, что случайностей в этом мире нет".

news161.jpg

Анатолий Измеров / Фото Агентства православных новостей

Возникает другой вопрос: нормально ли готовить себя к расставанию навсегда? Не притягиваем ли мы тем самым беду?

"Для христиан смерть – понятие относительное. Это разлучение души человека с его телом, – поясняет Анатолий Измеров. – К этому готовым нужно быть всегда и всем. Даже тогда, когда мы здоровы. Конечно, необходимо всегда помнить об этом переходе. Когда человек заболевает, ему хорошо бы обратиться к священнику. Мы проводим причащение, исповедание, соборование. При этом не нужно их бояться. Многие несправедливо считают эти таинства чуть ли ни репетицией отпевания. А ведь они предназначены в первую очередь для душевного оздоровления. Всё в руках Божьих".

По его словам, есть случаи, которые напрочь опровергают представление о причащении как о репетиции отпевания:

"Мне известен случай, когда родственники одного тяжелобольного позвали священника, для того чтобы исповедовать и причастить его. Все уже морально были готовы к тому, что этот человек уйдёт из жизни. Священник провёл все таинства, но, к счастью, больной не умер. Более того, через некоторое время он окончательно выздоровел и прожил несколько десятков лет. Это ещё раз говорит о том, что своей судьбы мы не можем знать даже тогда, когда всё, казалось, предрешено".

Жажда к жизни и вера в то, что всё будет хорошо, нормальны для человека. Впрочем, одно дело – просто вера, совсем другое – вера в высшие силы. Здесь у Анатолия Измерова во врачебной практике тоже есть немало примеров:

"Помню и другой случай, когда у женщины диагностировали рак почек, и уже пошли метастазы. Она обратилась к Богу, легла на операцию… и сумела побороть болезнь. Более того, она посвятила свою жизнь Богу, полностью изменив свою жизнь. Женщина до сих пор жива, после операции прошло почти 20 лет. Недавно я встречался с её лечащим врачом – он очень удивился, что она жива. Тогда врач не давал никаких шансов".

Есть немало примеров отрицания собственной болезни, когда люди живут, не желая лечиться, и предпочитают обманывать себя. Это психологическая защита организма. Она довольно часто распространена у алкоголиков, наркоманов и людей с прочими зависимостями.

"Здесь я могу рассуждать и как священник, и как врач. Могу заверить, что я видел случаи, когда игнорирование болезни неожиданно приводило к выздоровлению. Действительно, можно говорить, что свершилось чудо, – рассказывает Анатолий Измеров. – При этом как врач я бы крайне не советовал брать эти случаи в качестве примеров. Это лишь исключения, которые подтверждают правило. Нужно лечиться, и очень серьёзно. В подавляющем большинстве случаев игнорирование проблемы приводит только к осложнениям и потере времени".

Важно не подчёркивать беспомощность больного

Специалисты советуют: в тяжёлый период болезни близких также не нужно зацикливаться на теме смерти. Даже тем, у кого родственники серьёзно больны продолжительное время. Анатолий Измеров советует тем, кто ухаживает за больными, в свободное время отдыхать и максимально переключать своё внимание.

"Совершенно не нужно быть сосредоточенным на проблеме постоянно. Это не поможет решению и сильно истощит самого человека. В свободное время можно почитать книги, отвлечься. Ничего предосудительного не будет, если вы посмотрите какой-нибудь лёгкий кинофильм. Все мы люди, и всем нам нужно мысленно расслабляться, тем более в такие непростые периоды. Разумеется, в рамках этики. Бросаться во все тяжкие было бы, мягко говоря, неуместно", – рассуждает Анатолий Измеров.

Есть ещё одно явление, которое, на первый взгляд, может показаться проявлением помощи и милосердия, а на самом деле несёт болеющим людям больше вреда, чем пользы.

"В уходе за больным важно максимально поддерживать его самостоятельность. Не делать за него того, что он может делать сам. Даже если больной может только держать ложку, ни в коем случае не нужно кормить его с ложки. Да, нужно максимально облегчать его страдания, и в то же время не подчёркивать его беспомощность", – добавляет Анатолий Измеров.

Беспомощность больного часто становится причиной эмоциональных срывов его близких. Как бы общество ни напирало на готовность к трудностям и невозмутимость ухаживающих, нередки нервные выплески. Всё-таки далеко не у всех психика выдерживает "бытовуху" ухода за лежачим больными: от выноса утки до процесса мытья.

Нельзя забывать и об изменениях в характере заболевших людей: они становятся капризными, раздражительными, зачастую закрываются даже от родных и вместо благодарности переходят на обвинения. Многие оказываются к этому не готовы. Начинаются ссоры, споры, перебранки и отношения расстраиваются. А бывают случаи, когда после подобной ссоры больной умирает и родственники, не помирившись ранее, прощаются с ним с тяжестью на сердце.

"Наверное, главный совет в этой ситуации – научиться игнорировать обидные слова от больных родственников, – говорит врач Измеров. – Ни в коем случае не множить конфликтные ситуации, а гасить их сразу. Научиться прощать. Причинить вред больному очень легко. А в данной ситуации – это вредить ещё и себе. Я бы напомнил всем о простом правиле: миритесь до захода солнца. Никогда не оставайтесь в состоянии ссоры продолжительное время. Если бы люди следовали этому правилу, то многих тяжёлых конфликтов можно было бы избежать".

Одного желания помочь больным недостаточно

Всё это необходимо помнить также тем, кто собирается посвятить себя волонтёрской деятельности по уходу за больными. Волонтёрское движение сейчас ширится и в какой-то степени становится модным. С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, многие не в полной мере отдают себе отчёт в том, через что им придётся пройти в период ухода за больным.

news162.jpg

Волонтёры / Фото Агентства православных новостей

Что необходимо помнить в этом случае? Клирик подворья Астанайской и Казахстанской митрополии (Москва, РФ), протоиерей Павел Вишневский, который патронирует работу волонтёров, даёт практические советы. Самый важный: к волонтёрскому служению надо готовиться. Это работа не для слабонервных. Одного желания помочь больным недостаточно. Нужно знать, как себя вести с больными, что говорить, быть готовым к сложностям в общении с ними.


"При этом никакого отсева волонтёров производить не надо. Не нужно требовать геройства ото всех желающих. Это относится к тем, кто набирает волонтёров и организует их работу, – подчёркивает Павел Вишневский. – В этом вопросе важно помнить, что работа всем найдётся. Даже если человек не готов непосредственно к работе с тяжелобольными, нельзя пренебрегать его желанием помочь. Каждый найдёт своё место. Не забывайте, что волонтёрство предполагает много бумажной и телефонной работы: составлять списки нуждающихся в помощи, привести в систему контакты их родных. Кто хорошо владеет словом, может написать инструкции на доступном языке. Если у кого-то есть автомобиль, это уже может стать огромным вкладом".

news163.jpg

Павел Вишневский / Фото Агентства православных новостей

Для волонтёрских групп Казахстана отдельную программу подготовки желающих помогать больным проводит группа "Милосердие". Главный принцип, который они исповедуют в работе с волонтёрами – от каждого по способности.

Всем нам отпущен свой срок

Сталкиваясь с болезнью близких, в особенности пожилых людей, многие в последнее время решаются на шаг, который негативно воспринимает значительная часть общества. Речь идёт о помещении пожилых немощных родственников в больницы сестринского ухода, хосписы и другие учреждения, которые собирательно называют домами престарелых. Врачи и священнослужители советуют не осуждать подобного рода решения.

"Я бы выделил три категории людей, которые прибегают к услугам подобного рода учреждений, – рассказывает Павел Вишневский. – Первые – те, у кого сильно возрастные родители, свыше 90 лет. Чаще всего дети этих людей сами пожилые и не вполне здоровые люди. Внуков либо нет, либо они живут в других городах, либо слишком заняты. Вторая категория – работающие граждане, которым некогда непрерывно находиться возле больных родственников. В моей практике был случай, когда папа моего прихожанина страдал деменцией и всё время хотел выйти в окно. Сын работал, и отцу это, в конце концов, удалось. К счастью, он остался жив и почти не пострадал (упал в сугроб). Как можно осуждать таких людей? Далеко не у всех есть деньги на сиделок. Ну и третья категория – просто жестокосердные люди, которые таким образом избавляются от обузы. В каждом конкретном случае у людей имеется своя причина сдавать родственников на попечение другим людям. Осуждать всех скопом, конечно, нельзя".

Несмотря на то что людям не свойственно думать о чём-то страшном, периодически подумать о смерти не мешает никому.

"Мы говорим о политике, диетах, экономике, погоде. Как только речь заходит о смерти, мы сразу же переводим разговор на другую тему. И вообще хотим поскорее отвлечься от этой темы, – подчёркивает Анатолий Измеров. – А зря. Череда огромного количества скоропостижных смертей, вызванных коронавирусом, наверняка встряхнёт общество и заставит чаще думать о том, что все мы не вечны, и ценить своих близких, отношения с ними".

"Напоследок я хотел бы рассказать историю о своем знакомом священнике. – заключает Анатолий Измеров. – Он заболел раком. Во время болезни лечился методами традиционной медицины и применял духовные практики. Спустя некоторое время болезнь отступила, ремиссия приобрела стойкий характер. Мой знакомый радовался своему выздоровлению и в то же время не боялся того, что болезнь вернётся. Как он сказал: "Если Бог решит, что мне пора вернуться "домой", то я к этому готов". В какой-то момент ремиссия действительно закончилась, и священник умер, не дожив до преклонных лет. Мне кажется, это очень показательно. Такое поведение можно было бы взять за пример всем: с одной стороны, следить за здоровьем и держаться за жизнь, с другой, не бояться того, что тебе придётся отправиться в вечность. Важно помнить, что всем нам отпущен свой срок".

Источник -  informburo.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...