И в этот день, 1 августа, 14 августа по новому стилю, святая церковь совершает празднование в честь Всемилостивейшего Спаса Господа нашего Иисуса Христа», – поясняет протоирей Валерий (Захаров), настоятель Никольского собора г. Алматы. В церковном календаре этот день называется «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Традиция отмечать его пришла из Константинополя. Примерно в IX веке там сложился обычай: каждый год в этот день выносить из царской сокровищницы часть Креста Господня и проходить с ним по улицам византийской столицы. Затем реликвию выставляли для всеобщего поклонения в соборе Святой Софии. Именно 14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. В это время нельзя есть мясные, рыбные, молочные продукты, нельзя курить, употреблять алкоголь, сладости. В постном меню присутствуют каши на воде, супы на овощном бульоне, черный хлеб, фрукты. И мед! Мед есть можно. Потому что мед – натуральный продукт растительного происхождения. Это солнце, пыльца медоносов, работа пчел. К тому же именно на Медовый Спас, с середины августа, в древности пчеловоды начинали сбор нового медового урожая. Свежесобранный мед первым делом освящали в церкви, и только после этого его разрешалось употреблять в пищу… «Впрочем, старинные традиции живы и сейчас. Многие любители меда начинают его есть только после Спаса. Мой отец так делает. До Спаса свежий мед не ест», – отмечает известный казахстанский пчеловод Павел Коновалов, Пал Палыч. Именно так называют его многочисленные друзья, коллеги, партнеры и просто знакомые.
Пал Палыч устроил нам настоящую экскурсию по своей пасеке, показал, как она устроена, как организована жизнь пчел в улье. Расположена пасека высоко в горах в Иле-Алатау в Карасайском районе. Великолепные виды, чудесный воздух, разнотравье... Пал Палыч и его супруга Елена Косинова занимаются пчеловодством с 2011 года. Начинали с 11 ульев, сначала просто хотели обеспечить себя, родных и близких натуральным экологически чистым медом. Но втянулись, дело оказалось очень интересным, перспективным. Сейчас у них огромное пчеловодческое хозяйство.
«Именно эта пасека укомплектована ульями типа «лежак», и буквально до 1 августа мы собирали здесь маточное молочко. Сейчас мы эти пчелиные семьи отпустили на сбор меда. Пчелы заготавливают для себя мед в качестве углеводного топлива. И параллельно, когда они собирают с цветка нектар, они приносят еще и пыльцу, это их грунтовый корм. Все это складируется в ульи, у них есть универсальное приспособление – пчелиная сота, они в ней растят деток, они в ней хранят мед и пергу. Удивительно, но все эти вещи делаются в одной-единственной ячейке – медовой соте», – поясняет пчеловод.
Пчелы – большие труженики. Улей можно сравнить с государством, жители которого подчиняются строгой иерархии. Здесь царит четкая организация производственного процесса и безукоризненное выполнение всеми пчелами своих функций. Что Пал Палыч нам и демонстрирует – приоткрывает улей, показывает, как устроен пчелиный быт. «В улье одна мама, до 50 тысяч рабочих пчелок, они женские особи, но лишены детородных функций. И есть несколько сотен мужских особей – это трутни. Единственная функция трутня – оплодотворение. И если ему повезет, то трутень в своей жизни может спариться один раз. Но это происходит обычно ранней весной, когда у пчелок появляются молодые мамы. Пчелы как размножаются? Они выводят молодую матку у себя в улье. Старая матка забирает половину улья и улетает. Видели рой пчел? Роение – это способ размножения пчел. В одном улье живет одна мама. Когда появляется вторая мама, у них начинается бойня за трон, и кто-то из них побеждает. А когда они входят в роевое состояние, они спокойно отпускают одну из мам, семья делится пополам, и вот таким способом пчелы поддерживают свою популяцию», – поясняет Пал Палыч.
В 2010 году был создан Национальный союз пчеловодов «Бал-Ара». Это был мощный стимул для подъема и развития отрасли. «Сделано очень много, и в плане подготовки кадров, и в плане обучения пчеловодов. Потому что мы понимаем, как появляются у нас пчеловоды: занимался дедушка, занимался папа, сосед, они передают друг другу то, что знают. Я называю это «передача незнаний». Потому что образования пчеловодческого после развала Советского Союза не было. Благодаря усилиям Союза пчеловодов разработан ряд программ для возрождения пчеловодства, в том числе в сфере образования. Сейчас пчеловоды могут получать специальное образование, работает институт научно-исследовательский, при нем есть отдел в Шымкенте. Есть своя селекция, производство маточного молочка, искусственное осеменение. Каждый год наши пчеловоды ездят в колледжи Польши и Словакии, получают диплом техника-пчеловода. Сейчас наши вузы начинают готовить специалистов. Создана кафедра при Национальном аграрном университете. Там также есть отдел, который занимается образованием специалистов-пчеловодов», – говорит Павел Коновалов.
Все это работает на развитие пчеловодства в Казахстане. Появилось больше грамотных специалистов, организованы площадки для обмена опытом, увеличилось количество пчеловодов в стране. Казахстан вступил во все международные организации пчеловодов. Казахстанский мед уже поставляют в другие страны, в частности в Китай. Однако на внутреннем рынке потребление меда катастрофически мало: примерно 40 граммов меда в год на человека. Для сравнения, в Германии и Турции это 1,5 килограмма. И ситуация меняется в лучшую сторону. «В 2009 году в стране производилось 800 тонн меда, в 2019-м уже 15 000 тонн. Пчеловодов в 2019-м было примерно 12 000, а через десять лет их стало больше – 16 000 человек. А количество пчелосемей увеличилось примерно вдвое, с 450 тысяч до 700 тысяч. Цифры эти примерные, потому очень много неучтенных пасек, не каждый пчеловод делает ветеринарный паспорт пасеки и потому просто не попадает в статистику. Часто это происходит потому, что предприниматели при регистрации просто не знают, как определить этот вид деятельности в ОКЭД (это общий классификатор экономической деятельности). В нем пчеловодство относится к графе «Животноводство и пчеловодство», но не все это знают», – отмечает пчеловод, вице-президент Союза пчеловодов по организационной работе Нурадил Габит Нурадилулы. Карантин сильно ограничил работу незарегистрированных пасек. Особенность производства меда в том, что пасека – кочевое хозяйство. Пасеки должны перемещаться с место на место за цветущими медоносами. Однако в этом году незарегистрированные производства не смогли получить разрешений на перемещение, пропустили цветение медоносов и, как следствие, недополучили мед.
«Этот год, конечно же, не так эффективен для казахстанского пчеловодства, как предыдущие. Мы не можем работать в полную меру, нет возможности проводить очень важные для пчеловодов мероприятия – праздничные ярмарки, спасы, инициаторами которых мы являемся и ежегодно (но не в этом году!) проводим во всех крупных городах и областных центрах страны. Есть и положительные моменты. Увеличилось потребление продуктов пчеловодства. Потому что люди поняли: в борьбе с болезнью важен иммунитет. Поддержка иммунитета – не разовая акция, это надо делать постоянно. Для укрепления иммунитета нужно потреблять продукты пчеловодства на системной основе. Это мед, пыльца, подмор, маточное молочко, перга, трутневый гамогенат, медовые напитки, прополис, соты, забрус, восковая моль. Вот все это и дает здоровье, хорошее самочувствие и долголетие. А будем здоровы мы – будут у нас и ярмарки, и спасы, и прочие мероприятия», – заключил Габит Нурадил. Традиционно на Медовый Спас пасечники угощают медом нового урожая, в храмах проходят торжественные богослужения, повсеместно работают ярмарки. В этот год службы пройдут в закрытом режиме, без посетителей.
Источник - inbusiness.kz