Люблю Жаркент. Искренне считаю этот город интересным, и любая поездка туда для меня – настоящее путешествие. Считаю, что мы все недооцениваем потенциал этого города – туристический в первую очередь.
Большинство казахстанцев о Жаркенте вообще не знают, а большинство из тех, кто слышал об этом городе, из его достопримечательностей назовут только уникальную жаркентскую мечеть, памятник архитектуры 19 века. Она действительно поражает своей красотой и величием. Построенное из дерева в 1895 году по проекту китайского архитектора Хон Пике здание скорей похоже на иллюстрацию к восточной сказке, чем на мечеть. Сейчас здесь музей, и в него обязательно заезжают туристы, путешествующие по региону. Но достопримечательностей в городе гораздо больше и обусловлено это историй самого города.
Город Жаркент, в том виде, в котором мы сейчас его знаем, был основан в 1881 году, когда в результате Петербургского договора часть земель западной части Илийской долины осталась за Российской империей. До 1942 город назывался Джаркент, с 1942 по 1991 – Панфилов, честь генерала Ивана Панфилова. А Жаркентом он стал называться в 1991 году.
Но известен Жаркент был гораздо раньше – в десятом веке Великий шелковый путь, от тех времен остались «кусочки» крепостной стены, опоясывавшей когда-то город.
Город, кстати, хоть маленький (всего 33000 жителей) и малоэтажный, провинцией не выглядит, да и не является ею. Жизнь тут кипит – граница рядом, до карантина было много проезжих предпринимателей, которые мотались за товаром на Хоргос. Да и сейчас тут оживленно. Отели, отельчики, ресторанчики, кафе – всего этого тут как в большом городе. Улицы широкие, с высокими деревами-гигантами по обочинам.
Сохранилось много домов 19 века, не все они в хорошем состоянии, увы, но даже в таком потрепанном жизнью виде являются украшением города. Нам, приезжим, есть на что посмотреть и чем полюбоваться – красивые наличники, деревянные резные фасады, окна, двери... И за что попечалиться тоже есть.
Бывшая церковно-приходская школа (сейчас в одном крыле здесь швейный цех) – здание 1909 года, выглядит живописно, крепко, но ветхо. В советское время тут тоже была школа, учебно-производственный комбинат. А потом, в годы независимости – детский клуб, колледж… Сейчас в доме в одном крыле расположился швейный цех, остальные помещения пустуют… Жаль, что не находится предпринимателей, желающих сюда вселиться и привести фасад в порядок. А городу, видимо, не до этого.
Бывшая жаркентская тюрьма – это уже руины, увы. А ведь у здания 1901-го года постройки потрясающая история: в дореволюционное время тут отбывали вполне заслуженные тюремные сроки контрабандисты и нарушители границы. А в советское время к этому контингенту добавились политические заключенные, активисты казахской партии «Алаш» и даже видные общественные деятели. Позже в здании тюрьмы отдали под общежитие педучилища. Хотели тут сделать гостиницу, магазин и вроде бы даже бассейн рядом копали, но выкопали груду человеческих костей и забросили это дело. Но это неточно – со слов местных жителей. А про скотный двор, который тут был, - точная информация, и в это верится сразу, кругом рога, копыта, кости и даже шкуры убитых животных.
Но смотреть надо и это здание – скоро оно развалится окончательно, а вместе с ним уйдет в небытие целый кусок городской истории…
Тем радостнее видеть дома, устоявшие в буре времени, политических и экономических перемен.
В первую очередь, это художественная галерея имени Абылхана Кастеева, она расположилась с в старом деревянном доме. Еще одна достопримечательность Жаркента, мимо которой проехать нельзя – художественная галерея им. Абылхана Кастеева. А классик казахстанской живописи н родился и вырос в этих местах – в поселке Чижин. В галерее есть зал, посвященный Кастееву, его жизни и творчеству: его фото разных лет, дипломы, документы и две работы художника. Тут проходят выставки работ местных художников и действует художественная школа.
Неподалеку (впрочем, тут все рядом) стоит храм Илии Пророка, ровесник мечети-музея, очень красивое яркое здание, сохранившее особую атмосферу старой семиреченской церкви. Как рассказал местный священник Дмитрий Каплин, храм деревянный, построен на месте старой церквушки в 1892 году. Если так, то зданию в этом году 130 лет – и тут сохранились некоторые исторические детали – половицы, двери, а от более позднего времени тут печи. Этому зданию, можно сказать, повезло: с ним обращались почти бережно. В советское время в храме был спортзал, а потом туда вселилось общежитие педагогического техникума.
Ну и обязательно в Жаркенте надо зайти в кафе-ресторан – тут отлично кормят, тут свежие и, как сейчас говорят, экологические чистые продукты. Ну и люди душевные, просто посидеть за чаем и поговорить – радость и удовольствие.
Но вот это все вы можете найти в любом путеводителе.
А Жаркент еще больше, его история глубже и многограннее. В прошлое свое жаркентское путешествие, а это было 30 апреля, я неожиданно оказалась там на … кладбище. Хотя чего тут неожиданного? Мои знакомые, коллеги и уж тем более друзья знают – я увлечена некрополистикой (с легкой руки Афонина Георгия Алексеевича, известного и, наверное, единственного казахстанского некрополиста), историю кладбищ считаю неотъемлемой частью истории города, страны, мира. И когда я услышала от местного жителя: «А вы были на нашем кладбище? Видели могилу 1887 года?», я тут же отправилась на это самое кладбище искать эту могилу. Не одна отправилась, конечно, а с единомышленницей и товарищем по многим своим путешествиям и гостем многих наших городских экскурсий Ольгой Мартыновой. У нас с ней был час на поиск могилы, изучение самого кладбища и фотографирование надгробий – потом нас ждали неотложные дела.
Мы выехали из гостиницы в 7 утра. Водитель, местный житель по имени Руслан, не только довез нас до кладбища, но и принял самое деятельное участие в поисках. Надо сказать, что в этот ранний субботний час на кладбище было многолюдно – народ прибывал на машинах и пешком, с лопатами, метлами… Оказалось, уже знакомый нам отец Дмитрий организовал в этот день субботник – и все эти люди собрались на уборку кладбища, чтобы привести в порядок могилки близких и совсем незнакомых людей, почистить дорожки, вынести мусор. Так что спросить о старых могилах было кого. И люди старались помочь. Общими усилиями могила была найдена.
У нее две могильные плиты. Старая с уже почти нечитаемой надписью, новая (кто поставил? Неизвестно) – на ней полностью повторена надпись с оригинальной плиты: «Здесь покоится тело Раба Божия Штабс Капитана Николая Семеновича Колмогорова. Родившегося 26 сентября 1830 г. Умершего 24 ноября 1887 г.»
Кто он такой, этот Николай Семенович? 57 лет – не такой уж преклонный возраст, чтобы умереть от старости и немощности…. Впрочем, тут, на границе с Китаем, в конце 19 века было тревожно, постоянные стычки с китайцами не давали спокойной жизни всем округе. Так что он мог умереть даже не от болезней, а от пули, и скорей всего именно это и произошло… Времени на размышления не было, нас ждали дела.
…Но история жаркентского кладбища и людей, там упокоенных, не давали мне покою. Я разглядывала фотографии захоронений, читала фамилии усопших, искала эти фамилии в интернете – нет, ничего не находилось. Зато во время поисков натолкнулась на аккаунт в инстаграмм – ВЖаркенте. Описание странички гласило: жизнь и новости города. Я связалась с администратором страницы, попросила опубликовать мою просьбу, коротко она звучала так: «Помогите собрать информацию о кладбище города Жаркента: когда оно было образовано, какие известные жаркентцы там похоронены». Объявление опубликовали, жаркентцы отозвались, звонят, пишут, отправляют фотографии и скрины документов уже несколько дней, за что им огромное спасибо. Я сейчас собираю, проверяю, анализирую информацию, которой со мной щедро делятся местные краеведы, историки, занимающиеся историей края, неравнодушные жители. А я постепенно этой информацией буду с вами, дорогие друзья. Так что продолжение будет – много «серий» про историю этого города, про людей, тут живших и живущих. Потому что история – это люди, их дела и поступки. Отдельным этапом будет история средневековья от историка и
А сегодня только про кладбище. И только то, что удалось узнать.
Первой мне дозвонилась Светлана Лутовинова, краевед, любитель истории. Мы говорили с ней долго – час. За это время я утвердилась в мысли – надо ехать в Жаркент знакомиться с жителями, разговарвиать, смотреть семейные фото, заходить в старые дома.
На кладбище этом похоронены многие известные жаркентцы:
- Герой Советского Союза Николай Семёнович Иванов: помощник командира взвода 246-го гвардейского стрелкового полка 82-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, гвардии сержант. На фронт ушел 19-летним мальчишкой, героически воевал, был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». После войны вернулся на родину. Работал техником-лесоводом в Панфиловском лесхозе. Умер 4 февраля 1972 года.
- Даниил Евграфович Важнин, учитель географии, организатор краеведческого школьного кружка, основатель историко-краеведческого музея в школе-интернате № 6. Начинался этот музей с обычного стенда в школьном коридоре, а полвека тому назад – 22 апреля 1970 года – открылся официально. В 1978 году музей был признан лучшим школьным музеем в республике… С развалом Союза развалился и музей. Что с ним сейчас? Говорят, восстановили, но в очень упрощенном варианте – школа смогла выделить под реликвии, фотографии, документы одну комнату. Хочу зайти в эту школу, посмотреть на музей, познакомиться с учителями и директором – большое дело делают люди!
- Николай Никитич Головацкий. Легендарный хозяйственник - в советское время по всей обширной территории Советского Союза гремела слава агрофирмы «40 лет Октября», которую он возглавлял. Бессменный председатель, дважды Герой Социалистического Труда, «академик полей». Академия била все советские рекорды по финансовым доходам, объему и производству высококачественной сельскохозяйственной продукции. Николай Никитич был награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями СССР.
Источник - Ratel.kz