Сколько в мире кладбищ? Нет такой статистики. Да и быть не может, они множатся в геометрической прогрессии, по большому счету, вся наша планета – одно большое кладбище…
Они окружают город, а город, расширяясь, подминает под себя кладбища. И чем больше город, тем меньше «свободных» мест на кладбищах. И тем эти места дороже. Вот такая связь…
Ну и периодически в разных концах мира вспыхивают «кладбищенские» скандалы. То в российском городе Тольятти женщина притащила гроб с усопшим мужем к мэрии – не нашлось на городском кладбище места для покойника, то сотрудники крупнейшего в мире американского похоронного бюро были пойманы на осквернении могил - они вскрывали захоронения и выбрасывали останки, освобождая места для продажи «новым» клиентам, то в Италии в семейный склеп «прикопали» постороннего покойника… И все из-за мест, которые стоят дорого, порой безумно дорого… Потому сейчас все чаще прибегают (по завещанию усопшего, в основном) к «альтернативным» способам похорон. Во всем мире сейчас придумывают новые способы избавиться от тел – многоэтажные захоронения, компостирование, как бы цинично это ни звучало. Лидирует в похоронных новациях кремация. Но тут тоже засада – где-то ж прах хранить надо. На комод урну не поставишь – неуютно как-то гулять по такой комнате, да и законы некоторых стран (к примеру, Германии) это делать запрещают. Хотя в других – в Японии, к примеру – урны хранят в домах, разговаривая с ушедшими, и ничего, нормально… А еще, как мы все помним из фильмов, можно развеять прах усопшего над морем. Но это только в кино так здорово, а на деле так просто не сделаешь. Не везде разрешено. В Европе развеять прах можно только в Швейцарии, Австрии и Франции. Про Америку не в курсе. А вот у нас можно, законом не возбраняется, но с прахом проблемы – кремировать негде.
А еще сейчас в моду входит (правда, среди состоятельных людей) особо изысканный вид похорон - превращение праха после кремации в искусственный бриллиант. Процесс занимает почти две недели, в результате получается грубый камень, который надо еще отшлифовать, чтобы получился бриллиант. Он получается синий, почти черный – эффектно! Можно приспособить на подставку и определить на полку буфета, можно украсить генеалогическое древо (у кого оно есть), можно вставить в рамку и повесить на стену или в конце концов сделать перстень, и любимый человек всегда будет рядом…
Но это все лирическое вступление. Ведь для казахстанцев такие инновации – дело далекого будущего. Хотя проблема нехватки мест на кладбищах в крупных городах уже ощущается. Нееет, кладбища есть, но родственникам покойного, да и самому покойному (пока он еще жив) хочется лежать не абы где. А на самом лучшем месте. А все лучшие места уже заняты. И что же делать? Правильно, «уплотнять» старые захоронения или вообще убирать их, особенно те, которые вроде бы как уже заброшены…
И старое кладбище обретает новый вид. И это хорошо, наверное. Но вместе со старыми могилами исчезает и кусок истории, что однозначно плохо…
Потому, видимо, сейчас так популярны сейчас экскурсии по кладбищам. Есть у людей желание запечатлеть в своей памяти уходящие моменты истории.
Мы тоже посредством серии репортажей прогуляемся по кладбищам Алматы и других городов Казахстана, вспомним тех людей, кто на них упокоился. И вспомним дела и события, с этими людьми связанные.
Начнем с Центрального кладбища города Алматы. Это самое большое кладбище в Казахстане. Его общая площадь 200 гектаров. А возможно и больше – оно стремительно растет и уследить за этим ростом почти невозможно. По документам основано кладбище было в 1932 году. Но фактически в этом месте хоронили и раньше – сохранились в тихих кладбищенских закоулках могилки начала 20-го века.
- По архивным документам «старая» часть кладбища в 1936 году официально уже была закрыта и мест для захоронений не было. Но хоронят тут до сих пор. Когда-то кладбище имело упорядоченный вид, который сейчас неисправимо утрачен. Новые могилы сначала "встраивали" между старыми, а потом стали хоронить даже на дорожках. А ведь это место смело можно назвать историческим - здесь нашли последний приют многие известные казахстанцы: люди искусства, герои, писатели, преподаватели, ученые. Этих людей уже давно нет, но мы вспоминаем их дела и творения, а значит они обретают вторую жизнь в нашей памяти, - рассказывает некрополист Георгий Афонин, благодаря деятельности которого найдены могилы многих знаменитых людей.
Именно он и помог мне, автору этого материала, научиться понимать (немного, я еще учусь!) ценность Центрального кладбища как мемориального объекта.
Центральная аллея Центрального кладбища – это почти музей. И дело не только в том, что тут расположены могилы великих людей. Здесь и памятники надгробные особенные – очень часто это произведения искусства. К примеру, скульптуры на могилах писателя Мухтара Ауэзова и композитора Ахмета Жубанова изготовил известнейший скульптор-монументалист Евгений Вучетич. Он автор статуй «Родины-матери» в Киеве и Волгограде, «Воина-освободителя» в Трептов-парк в Берлине, «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке, Усть-каменогорске и Москве и многих других.
Неподалеку могила Куляш Байсеитовой. Это человек-легенда. Не только для Казахстана, для всего Советского Союза. Ее лирико-колоратурное сопрано специалисты оценивали как уникальное. Первая оперная певица-казашка, она была лауреатом двух Сталинских премий, кавалером ордена Ленина. Одна из первых и самых молодых обладательниц звания «Народный артист СССР» - получила его в 24-летнем возрасте в 1936 году. Это был невероятный успех. Умерла Куляш Жасыновна в 1957 году, похоронена на Центральном кладбище тогда еще Алма-Аты.
- Памятник на ее могиле создан московским скульптором Алексеем Андроповым. Очень интересная работа. Но, к сожалению, несколько лет назад вандалы разбили «лицо» скульптуре. Позже разбитая часть ценной скульптуры была восстановлена, а сам мемориал был дополнен гранитной книгой с религиозными текстами, что нарушило задумку автора памятника и архитектурную целостность комплекса, - отмечает Афонин.
Впечатляет размерами и талантливым исполнением надгробный памятник Дине Нурпеисовой. Он точно выражает суть ее великого таланта – он монументальный, очень величественный, какой и была сама кюйши. По свидетельству современников она была высокой, статной и очень сильной женщиной. И необыкновенно, невероятно талантливой. Всю свою жизнь она совершенствовала свое мастерство игры на домбре, достигнув потрясающей виртуозности. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки: кюи — «Булбул», «Коген туп», «Байжума», «16 жыл», «Асемконыр», «Той бастар», «Наказ матери», «Сауыншы», «8 Марта» знакомы, пожалуй, каждому казахстанцу. Умерла великая исполнительница кюев 31 января 1955 года в Алма-Ате.
Надгробный памятник на могиле кюйши делал Хакимжан Исмаханович Наурызбаев, первый профессиональный скульптор-казах, первый скульптор-монументалист Казахстана, народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств Казахстана.
Почему-то некоторое время считалось, что у этого памятника другой автор, и даже в толстых солидных книгах по истории архитектуры была ошибка. Но Георгий Алексеевич вернул памятнику его автора, а автору - его авторство.
К сожалению, разглядеть этот памятник можно только в холодное время года, когда нет листвы. В другие сезоны памятник не виден с аллеи, а ближе подобраться к могиле легендарной домбристки очень сложно - очень плотно установлены оградки, меж ними не протиснуться даже самому стройному человеку.
Внушительна гранитная фигура академика Дмитрия Сокольского - это советский ученый-химик, работавший в области органического катализа, первый директор Алма-Атинского института органического катализа и электрохимии. В Алма-Ату он прибыл в 1937 году после окончания МГУ после защиты диссертации. Молодого кандидата химических наук на работу в только созданный КазГУ направил Народный комиссариат просвещения. И именно в нашем городе он сделал блестящую карьеру ученого, став основоположником химической науки в Казахстане и создателем каталитической школы с оригинальным направлением.
И неподалеку, на границе старого кладбища с более новым, буквально у дороги есть скромное захоронение. Архимандрит Павлин, а в миру Кочетов Павел (Павлин) Васильевич. Удивительный человек, о котором мало информации в интернете, но людей сюда приходит много - могила ухоженная, цветы, иконки. Сотрудник кладбища сказал, что человек он очень почитаемый у православных христиан, монах. В Казахстан попал по обвинению в статье 58–10,58–11 УК РСФСР - как участник Ленинградского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации.
Родился в сели Карпели, Моршанского уезда, Тамбовской губернии, служил в Ленинграде в Александро-Невской лавре. 17 февраля 1932 года его арестовали. Осужден он был выездной сессией Коллегии ОГПУ 22 марта 1932 года. Приговор: 3 года высылки в Казахстан. Умер он на 66 году жизни 30 сентября 1936 года – похоже, ссылка затянулась. Реабилитирован прокуратурой г. Ленинграда 14 июля 1989 года – через полвека…
Здесь же, на аллее, находятся могилы Дважды Героя Советского Союза летчика Сергея Луганского, одного из основателей казахского профессионального театрального искусства, Народного артиста СССР Калибека Куанышбаева, архитектора Андрея Зенкова, геолога, основоположника школы металлогении в Казахстане академика Каныша Сатпаева, режиссера, сценариста, актера Шакена Айманова. И многих других великих и знаменитых казахстанцев. Гулять по кладбищу можно долго – много известных имен на памятниках, много красивых надгробий, много удивительных историй...
Так что продолжение следует.
Источник - KP.KZ