Каждый год 8 января мы с друзьями ходим… нет, не в баню.
Мы ходим на экскурсию, которую сами же и проводим. Эту экскурсию традиционно мы посвящаем памяти городского архитектора Павла Васильевича Гурдэ. Он родился 8 января 1846 года, 35 лет прожил в Семиречье и 20 лет (с 1883 по 1903) был городским архитектором Верного. То есть для нас он человек не чужой. И люди, которые в этот день приходят на экскурсию, тоже не чужие нам – многие из них на наших экскурсиях постоянные гости, они интересуются историей города, его жизнью, некоторые из них и сами проводят исторические исследования, имя Гурдэ им хорошо знакомо.
А в этом году, в 2022-м, экскурсию провести очень, очень хотелось. Дело в том, что год ушедший был для Гурдэ юбилейным – 175 лет со дня рождения! И мы мечтали о массовых интересных мероприятиях в его честь.
Неля Аубакировна Букетова (это алматинский краевед, благодаря ее исследованиям, кропотливой архивной работе, расследованиям имя Гурдэ вернулось в наш город) предлагала провести конференцию в городском архиве, пригласить на нее историков, городских активистов, акиматовских сотрудников. Мне же очень хотелось народного праздника – это могли быть и выставка фоторабот, посвященная сохранившемся в городе зданиям по проектам Гурдэ, архитектурной премии имени Гурдэ, новой экспозиции в городском музее (хотя о чем это я, там и старой-то нет), литературного конкурса, открытия памятника (я даже место под него нашла), серию «исторических чаепитий» (это у нас существовал такой формат нескучных лекций за чашкой чая). В общем, я мечтала о пышных гуляниях городского масштаба, но согласилась бы, конечно, и на скромное собрание архитекторов, архивных работников и прочей научной интеллигенции, для которых имя Гурдэ – не пустой звук. И даже разговаривала с акиматовскими сотрудниками об этом, и они даже привычно соглашались: да-да, нужно сделать. Но то ли пандемия помешала (сейчас модно все несостоявшееся списывать на пандемию), то ли обычная человеческая забывчивость, то ли простая неблагодарность, но никаких, ну совсем никаких мероприятий, посвященных Гурдэ, в городе в прошлом году не случилось. Не считая нашей прошлогодней экскурсии и небольшого застолья в его честь (Неля Аубакировна и я выпили по бокалу вина за память этого человека в маленьком кафе). И мы с Нелей Аубакировной очень переживали по этому поводу, особенно она – Гурдэ для нее как родной человек. Да и мне уже почти как родственник. И мы подумали: пусть будет хотя бы экскурсия.
Экскурсию намеревались провести по уже привычному плану. Встречаемся на улице Валиханова. Почему именно там? Эта улица до революции носила имя Гурдэ. «В благодарность за энергичные труды почетного гражданина г. Верного, статского советника Павла Васильевича Гурдэ по земельным исковым делам с обществом казаков станицы Больше-Алматинской… назвать улицу Училищную, на которой он живет около 25 лет, «улицей Гурдэ» - это из постановления городской думы от 15 июня 1906 года. Представляете, он был жив-здоров, когда это переименование случилось. Так что с переименованием улицы Фурманова в улицу имени живого человека вовсе не первый в нашем городе. К тому же Гурдэ еще и жил на улице своего имени вплоть до отъезда из города - до 1910 года.
Кстати, фотографий Гурдэ найдено всего две. И есть еще вот такое панно. Спасибо тем, кто его создал.
Улицу в советское время переименовали в Красина. Сейчас улица носит имя Чокана Валиханова.
А улица имени Гурдэ в городе вновь появилась в 2019 году – Неля Аубакировна пять лет ходила по акиматам да всяким организациям, чтобы это произошло. Небольшая улочка в Наурызбайском районе. И на том спасибо.
… Я опять отвлеклась, я ж про экскурсию.
Мы объезжаем здания, которые Гурдэ создал, и которые дожили до наших дней. Рассказываем истории про Гурдэ, смотрим старые фото, планы, карты. А потом пьем чай в душевном алматинском кафе. И разговариваем. Людей на такую экскурсию собирается немного – несколько лет назад мы проводили ее для пяти человек, в этом планировали для пятнадцати. Знаю, что пришло бы больше, но нам, организаторам мероприятия, очень важно было сохранить формат душевности, тепла, хотелось всех видеть и слышать... В этом году к нашей компании планировала примкнуть и Неля Аубакировна. По сути, экскурсия эта стала возможна только благодаря ей – книги Букетовой у меня как справочная литература и источник вдохновения в одном переплете. И сейчас, благодаря ее краеведческой деятельности и энергии, пожалуй, только редкие алматинцы не знают про вклад Павла Васильевича Гурдэ в создание архитектурного облика нашего города.
Но экскурсия не состоялась. Не до экскурсий было 8 января этому городу. И долго еще он будет восстанавливаться после нашествия варваров, погромов и разрухи, ими учиненных. Повторять тут ужасов первых дней января не буду, мы сами были этому свидетелями.
И теперь непонятно, как теперь быть с историческими датами и что делать с историческими личностями. Город надо восстанавливать. Сами едва выжили.
Конечно, экскурсию мы проведем. Не получилось на день рождения, получится через две недели, или через месяц. Ведь личность Гурдэ удивительная, масштабная. Человек талантливый, разносторонне одаренный.
Справка.
Павел Васильевич Гурдэ (фр. Paul Louis Stanislas Lionel Gourdet) - русский архитектор французского происхождения. Родился 8 января 1846 года в городке Кон-Кур-сюр-Луар в Бургундии, Франция. Обучался в Императорском лицее Ниевра, в Дижонской академии и Императорской школе профессий и искусств. В 1870 году переехал в Россию, жил в Санкт-Петербурге, в Ташкенте, а с 1875 году в городе Верном (сейчас Алматы). В 1910 году Гурдэ переехал в Санкт-Петербург, где умер в 1914 году. Место захоронения неизвестно.
Это вкратце. А если вдаваться в детали, то получится большой авантюрный роман, с тайнами, интригами, приключениями, лав стори, карьерным взлетом и даже падением. Был он не только архитектором. Преподавал, занималяс общественной деятельностью. Составил карту полезных ископаемых Семиреченской области и представил ее во время участия во Всемирной выставке в Париже в 1900 году. А минералы из собственной коллекции передал их в дар музею. Гурдэ являлся также автором научных трудов, информирующих о среднеазиатской железной дороге и о развитии скотоводства в Семиреченском крае.
Сохранившиеся здания являются памятниками деревянного зодчества и гордостью Алматы, почетным жителем и архитектором которого был когда-то Поль Гурдэ. Но пересказывать книги Нели Аубакировны я не буду, сами читайте, если еще не читали.
Но многое еще надо открыть, найти. В его биографии много неясностей. Ну зачем француз из вполне благополучной, казалось бы, семьи отправился в далекий Санкт-Петербург? За удачей? Мечтал разбогатеть? Или думал, что в Российской империи у него больше шансов проявить свой талант архитектора? А оттуда переезжает в Ташкент, да еще и решает заняться предпринимательством, к которому у него, видимо, не было предрасположенности? Наверное, мы уже этого и не узнаем… И не узнаем, за что Павла Гурдэ невзлюбили отец и сын Зенковы, да так сильно невзлюбили, что пришлось Павлу Васильевичу Гурдэ отстаивать свои честь и достоинство в суде: Павел Матвеевич Зенков в одной из своих корреспонденций в «Семиреченских ведомостях» назвал Гурдэ «самозванцем». А потом – после решения суда – в той же газете публично извинялся, признавал себя виновным, просил Гурдэ «ходатайствовать, чтобы приговор суда в исполнение не приводился». Гурдэ был великодушным и простил. Но интриги не прекратились. И Гурдэ уехал из Верного в Петербург.
Не устоял перед травлей коллег.
А вот здания, построенные Гурдэ, устояли. Не все, увы. Многое было снесено по ветхости самих зданий, но больше по недомыслию тех, кто за город отвечал в разные годы.
А во время январских событий каким-то чудом толпа их не тронула. Хотя какие тут чудеса – в этих домах нет бутиков модной одежды, магазинов техники и ювелирных мастерских….
Но я все равно решила проверить, не поленилась и объехала все известные мне сохранившиеся городские постройки, к которым Гурдэ был причастен – они целы. Они всем алматинцам хорошо знакомы, потому просто напомню некоторые из них.
- Верненский приют (1892 г.). Сейчас здесь Музей города Алматы. Приют строился на деньги благотворителей, меценатов. Вклад Гурдэ – это сам проект. Он делал его бесплатно.
- Мужская гимназия. Сейчас здесь институт Сорбонна-Казахстан.
- Верненское двухклассное училище (1890 г.) – сейчас РГП «Казреставрация».
- Торговый дом купца Габдулвалиева. Сейчас это магазин тканей «Кызылтан».
Долгое время считалось, что это здание было построено в 1912 году Андреем Зенковым. На стене висела даже табличка с информацией. Но потом та же Неля Букетова доказала, что построено здание было раньше – в 1896году и другим архитектором – Гурдэ. И табличку повесили другую. Подробности этой истории вот тут https://ratel.kz/outlook/hroniki_vernogo_dom_kotoryj_postroil_kto)
Кстати, сейчас на здании таблички нет, приглядитесь – она была справа от входа. Исчезла в ноябре или даже раньше. Куда делась – никто не знает, в акимат весь декабрь было не дозвониться, Неля Аубакировна пыталась. Ну а сейчас и не пытается…
А еще я попыталась вспомнить те объекты, которые Павлом Васильевичем были спроектированы, но уже не существуют.
- Губернаторский дом. О нем часто пишут – дом этот многие горожане помнят, он стоял на Достык -Казыбек-би, мощное крепкое здание. В советское время там находился госпиталь. В начале 2000-х его снесли. А теперь на этом месте ЖК «».
- Знаменская часовня. Строительство ее было задумано в 1887 году, сразу после страшного землетрясения, которое вошло в историю как Верненское. Сила толчков в эпицентре тогда составила 9-10 баллов. Стихией было уничтожено множество домов, погибли люди. Информация из книги «Сейсмическая история Алматы»: «Всего от землетрясения в г. Верном и в пригородных селениях погибло и было ранено около 800 человек. В число погибших (332 человека, в т. ч. в г. Верном и в Алматинских станицах — 236) в основном попали те, кто не покинул вовремя дома: крепко спавшие дети (по различным данным погибло от 107 до 202 детей), 10 арестантов гауптвахты и 14 солдат. В горах под обвалами погибло свыше 100 человек».
Но город нашел в себе силы жить дальше. И власти города решили: «чтобы увековечить день чудесного спасения населения города от угрожающей землетрясением смерти, построить деревянную часовню на Гостинодворской площади, где перекрещиваются проспект генерала Колпаковского и Гостинодворецкая улица».
На старой карте я поставила меточку, чтобы было понятно, где ж она находилась. Проспект Колпаковского – это нынешняя Достык. Гостинодворецкая (позже Юных коммунаров, сейчас Алимжанова). Примерно там, где сейчас фабрика Рахат.
Самый центр старого города – престижное и по тем временам место.
Часовня должна была стать украшением города. А постройку ее поручили Полю Гурдэ.
Неля Аубакировна в своей книге «Жили-были в городе Верном» приводит выписку из архивного документа – проекта часовни: «На цоколе маленького купола, будет помещен 8-й стих 17-го псалма: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог».
Возводилась часовня на пожертвования благотворителей. Их имена тоже сохранились в архивных документах: Евтихий Фомин, Никита Пугасов и другие…
Часовня была красивой, крепкой, на кирпичном цоколе. Сохранилось несколько фотографий этого удивительно красивого и изящного строения. Вот эту фотографию мне любезно предоставил иеромонах Иаков Воронцов, руководитель Отдела по канонизации святых Алма-Атинской епархии, ответственный за ведение музейного дела, древлехранитель Алма-Атинской епархии. Мы с ним долго разглядывали фото, пытаясь определить, где на нем проспект Колпаковского. Скорей всего – красивая аллея, уходящая вдаль – справа можно разглядеть горы. А рядом с часовней тот самый гостиный двор, что и дал название улице.
Уже в советское время часовня была уничтожена. Точную дату сноса здания не нашла…
Пугасов мост. Наверное, это самый популярный мост в нашем городе, это название знают все алматинцы, хотя сам мост уже давным -давно не существует. А когда-то он связывал город Верный с садовыми участками, сейчас это территория так называемого Компота, самого что ни на есть алматинского района. Мост через речку Малая Алматинка проходил по улице Сельской, сейчас это Карасай батыра. И строил его Павел Васильевич на деньги города – 955 рублей 55 копеек ушло из городской казны на это сооружение. Но как часто это бывает, народная молва приписала всю славу купцу Пугасову, дом и сады которого как раз за рекой и находились…
Человеком Гурдэ неординарным, ярким, талантливым. Доказательством этому служат опять таки архивные документы, в которых указаны его достижения и его награды.
Но главная награда – это наша память. Ну не должны мы забывать хороших людей, которые строил наш город. Впрочем, тех, кто его рушил, мы тоже забывать не должны…
А экскурсию мы проведем. Вот только город в порядок приведем! Думаю, Гурдэ не обидился бы, что она будет не на день рождения, а позже. На месяц, на два.
Источник - Ratel.kz