В этом году исполнилось бы 85 лет Онегину Гаджикасимову, одному из самых востребованных в прошлом поэтов-песенников. Он автор стихов для 100 песен, которые обрели невероятную популярность в СССР в период 1960-80-х годов. Некоторые звучат и сегодня и вошли в золотую коллекцию советской эстрады: "Восточная песня"(муз. Д. Тухманова), исполнитель - Валерий Ободзинский, "Дождь и я"(муз. Романа Майорова) - Олег Ухналев, "Не надо"(музыка С. Дьячкова) - группа "Цветы".
Необычна судьба поэта: на пике славы автор культовых песен принимает крещение, затем монашеский постриг и уходит в монастырь.
Известные композиторы тех лет выбирали стихи Онегина Гаджикасимова для своих произведений, самые популярные певцы включали в свой репертуар песни на его слова. Создатели шлягеров знали, что тексты Гаджикасимова – это стопроцентный успех песни. Он работал со звездами советской эстрады Поладом Бюль-Бюль оглы, Валерием Ободзинским, Юрием Антоновым, Муслимом Магомаевым. Алибек Днишев на многих концертах исполнял песню «Влюбился я» (П. Бюль-Бюль оглы - Ш. Рашидов в переводе О. Гаджикасимова). Благодаря великолепным переводам Онегина достоянием публики стали зарубежные шлягеры.
Писал Онегин Гаджикасимов слова к песням для кинофильмов, в том числе для казахского художественного телефильма «Бросок или Всё началось в субботу» режиссёра Серика Райбаева, снятого по мотивам повести Кира Булычёва «Умение кидать мяч». В фильме прозвучала песня «Верю в тебя» композитора Александра Зацепина на слова Онегина Гаджикасимова.
Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов родился в Баку, столице Азербайджанской республики, 4 июня 1937 года. Семья принадлежала к аристократическому роду, который дал немало прославленных в истории и культуре Азербайджана личностей в области политики, юриспруденции, медицины, литературы.
Отец Юсиф-бей Гаджикасимов был известным юристом, выпускником юридического факультета Московского государственного университета. Мать Махтабан-ханум Гаджикасимов была знатоком русской литературы и поэзии. Когда родился сын, она дала ему имя любимого литературного героя - Онегин, так как в год рождения ребенка отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Имя Онегин стало символическим поэтическим посвящением в литературу.
Дар Онегина проявился рано. В 17 лет с родительским напутствием юноша поступил в Литературный институт в Москве. Он быстро стал лучшим на своем курсе. Первые публикации рассказов, стихотворений в журналах и газетах. Онегин стал любимцем богемы 1960–80-х годов. Песни на его стихи пели известные певцы, под них танцевали на всех танцплощадках страны.
Красивый, обаятельный поэт-песенник пользовался вниманием у девушек. Сонеты и баллады о любви О. Гаджикасимова, полные жизненных, трогательных и пронзительных сюжетов, вытеснили из советского репертуара идеологически выдержанные песни-агитки.
Как и многие поэты-песенники, Онегин Гаджикасимов мечтал создать шлягер. Он появился в 70-х –"Восточную песню" на музыку Давида Тухманова исполнил Валерий Ободзинский, обладающий редким, красивым голосом.
Летом 1970 года песни на стихи Гаджикасимова находились на пике востребованности. В московских музыкальных магазинах люди стояли часами, чтобы получить пластинку с его песнями. Тираж реализованных пластинок достиг шестнадцати миллионов копий. На Онегина Гаджикасимова обрушились слава, деньги и почести.
Но не все смотрели на него любящими глазами. В 1971 году Лев Ошанин опубликовал «экспертную оценку» поэзии Онегина Гаджикасимова. Он писал, что русский язык искажается и уродуется в песнях на тексты этого автора. Возглавлявший Всесоюзное телерадиовещание С. Лапин, прозванный Инквизитором, отдал приказ уничтожить песни на стихи Гаджикасимова – все плёнки с его композициями размагнитили. Автора слов песен перестали упоминать на концертах, его имя исчезло из телерадиоэфира.
Происходящее напоминало его песню - "Но что-то случилось - чувствуем мы. Что изменилось: мы или мир?"
Онегин попытался обрести опору и по наитию взял в руки Библию. Воспитанный в духе атеизма, он открыл для себя неведомое и прочитал Книгу за три дня. А потом утратил зрение: «Потеряв внешнее зрение, я обрел внутреннее». Через несколько дней способность видеть вернулась к нему.
Осенью 1985-го Онегин Гаджикасимов в возрасте 49 лет уехал из оглушительно шумной столицы СССР. На неведомой белорусской станции он нашел православную церковь и покрестился в ней. В 1987 году Онегин сжег все записи, избавился от ценных вещей, оставил семью и закрылся от внешнего мира. Он жил в уединении на заброшенной даче и готовился к монашескому постригу.
В декабре 1988-го пришел послушником в одну из главных религиозных святынь - в Оптину Пустынь, куда передал все сбережения.
Накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 3 декабря 1989 года, Онегин в возрасте 51 года был принят в число братии Оптиной пустыни. Его назначили комендантом монастыря в чине монаха с новым именем Силуан ("лесной, дикий"). Душа монаха Силуана совершала повседневный труд веры. И к нему потянулись люди.
Отец Силуан помогал прихожанам в решении их сложных житейских ситуаций, участвовал в распутывании внутренних проблем.
В последние годы своей жизни, в монашестве, он читал проповеди. Они отличались от прочих: образованный, эрудированный, отец Силуан в равной степени был сведущ в духовных наставлениях, в науке и искусстве.
Позднее отец Силуан принял схиму с именем Симон. Схима – полное отчуждение от мира для соединения с Богом молитвами.
Епископ Каскеленский Геннадий, в миру - Михаил Борисович Гоголев, член Союза писателей РФ (Москва): «Я немного знал Онегина Гаджикасимова. В конце 1989-начале 90-х довольно часто бывал в монастыре Оптина пустынь. Впервые туда приехал, когда навещал своего однокашника по военной академии, он принял монашеский постриг. Я там жил неделями, в 1991 году провел отпуск. И однажды обратил внимание, что на вахте, на проходной в будочке сидит необычный монах. Он вел разговор с людьми, и речь его выдавала в нем образованного человека, говорил он ярко, овладевая вниманием слушателей. Так он изо дня в день привлекал к себе людей остроумной, интересной беседой. Мне запомнилась одна из его шуток, когда он сказал: «Обо мне, о вахтерах даже в псалтири Давид-псалмопевец написал: «О мне толковали сидящие у ворот, и обо мне пели пьющие вино» (из 68 Псалма)». Я отметил про себя этого необычного монаха. А потом кто-то рассказал мне о нем: «Ты разве не знаешь, кто этот человек? Это отец Силуан, в прошлом знаменитый поэт Онегин Гаджикасимов». И мне процитировали несколько его известных песен, которые были на слуху.
Насколько я могу судить, когда человек после достаточно бурной светской жизни внезапно принимает решение, уходит в монастырь, принимает монашество, он реально погружается в монашескую жизнь как рядовой послушник. И я это видел своими глазами. Он не находился ни на каком особом положении, был обычным послушником. Как правило, у таких людей, кто в прошлом был в гуще светской жизни, не всегда путь в вере складывается как у настоящих монахов. Люди начинают метаться, возвращаются в светскую жизнь. Как это было с иеромонахом Фотием, который выиграл песенный конкурс телевизионного шоу «Голос» и ушел из монастыря Калужской епархии, где, по его словам, ему стало скучно. А вот Онегин Гаджикасимов, монах Силуан, а потом в великой схиме Симон прошел монашеский путь безупречно. Монашество называют хождением по воде – как апостол Петр шел к Христу по волнам Галилейского озера, потому что это жизнь по особым духовным законам с полным отречением от мирского. Без помощи Господа невозможно удержаться на воде. Но в случае с Онегиным Гаджикасимовым он очень достойно пронес свой монашеский крест».
Рафаэль – казахстанский эстрадный певец, шоумэн: «Хотя я не пел песен Гаджикасимова, они мне очень импонируют. Наше поколение росло на них. За годы в творчестве я пристально наблюдаю за судьбами, за результатами творчества разных людей.
Есть очень профессиональные, весьма талантливые люди, и среди них - настоящие трудяги. Это одна категория творческих личностей. А есть люди особенные, им как будто дан некий дар, и это такая загадка, разгадать которую не сможет никто и никогда. Наверное, подобное и называется гениальностью. Людям было ниспослано нечто необъяснимое, этому не учат ни в каком институте. Зачастую такие баловни судьбы и не затрудняются, чтобы как-то развивать свой талант. Он дарован – как факт, как данность. Может быть, это и есть то, что является Божьим даром. Очень часто у людей такого плана и творчество особенное, и судьбы особенные, как у Онегина Гаджикасимова. Не зря он получил в детстве такое имя: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Имя определило судьбу. Что и натолкнуло меня на мысли о его гениальности. Песни, написанные на его стихи, оказались очень живучими, невзирая на то, что их можно отнести к категории не очень модных сегодня, несовременных. Есть песни, которые хочется и слушать, и петь, потому что в каждую из них заложена некая история, сюжет. Почему я имею право об этом говорить? Потому что давно пребываю в поисках такой песни, пусть всего одной. Своим поэтам я так и объясняю, что ищу песню, послушать которую – все равно что жизнь прожить. В эти 3-4 минуты надо уложить целый роман или даже судьбу. Но не каждому это дано. Причем, чтобы создать такую песню, нужно сделать это доступными словами, и именно в песенной форме. Ведь песенная поэзия – это отдельное явление. А Онегин Гаджикасимов писал именно так: простые слова, доступные каждому. Эти слова будто липнут к ушам. А если однажды они затронули душу, зацепили, то это навсегда. Удивительный человек, удивительное творчество, удивительная судьба».
Ушел из жизни иеросхимонах Симон, в миру Онегин Гаджикасимов, 30 июня 2002 года. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области. При жизни он стремился сказать людям самое главное о любви. И у него это получилось.
Фото Онегина Гаджикасимова – из открытых источников.
Фото Епископа Каскеленского Геннадия - АПН
Фото певца Рафаэля – Наталья Данилова
Источник - exclusive.kz