Итоги високосного года: что думают казахстанцы и почему вокруг столько суеверий | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Итоги високосного года: что думают казахстанцы и почему вокруг столько суеверий

13
7 минут
Итоги високосного года: что думают казахстанцы и почему вокруг столько суеверий
Завершается год, с которым связанно больше всего человеческих суеверий. Чем вызваны поверья об особой опасности високосных годов – в нашем материале.

Високосным называется год, в котором 366 дней в году против обычных 365-ти. Который при этом случается раз в четыре года и который многие люди ждут со страхом, провожают с облегчением и, как водится, сверяют итоги. Которые, как правило, свидетельствуют не в пользу этого года. Почему? Этим вопросом задались мы, услышав разговор людей, которые обсуждали катаклизмы года, подчеркивая, что он високосный. Загибая пальцы, они перечисляли пожары, наводнения и даже землетрясения, которые в наших краях явление обыденное.

Провели свой мини-опрос и мы, узнав, почувствовали ли на себе влияние високосного года люди.

Алия, 25 лет, Алматы:

«Я не знаю, как вся планета, но наша страна и моя семья это влияние ощутили. Если говорить в целом, то к «заслугам» года можно отнести паводки, засуху, неурожай. Ну и, конечно, как следствие природных катаклизмов и глобальных изменений, заметное повышение цен на все. В нашей семье – утрата, не стало сестры бабушки».

Андрей, 31 год, релокант, живет в Алматы:

«Я считаю, что год принес обострения мировых конфликтов. Да, я понимаю, что они старые, но в этом году впервые многим начало казаться, что Третья мировая – вот она. Отсюда, думаю, и повышение цен, инфляция, это же несомненно влияет на экономику».

Людмила, 43 года, маркетолог, Уральск:

«В моей семье обошлось без серьезных потерь. Не считая того, что в нашем доме произошла кража со взломом и угрозой для жизни. Но, слава Богу, все живы. Связывать ли это с годом, я не знаю, но, если сложить все в одну копилку – год не из легких. Мне кажется, рынок труда замер. Во всяком случае, я это вижу. Работу стало искать сложнее, цены выросли, а зарплаты не растут».

Данияр, 48 лет, предприниматель, Алматы:

«Значительно сократился рынок услуг. Вести небольшой бизнес стало сильно сложнее. Думаю, закрыть ИП. Хотел взять небольшой кредит, но страшно, передумал. Мой друг и коллега прогорел. Ипотеку брать – тем более, просчитал, понял, что это кабала. Есть ли в том заслуга года? Не могу сказать, но год, конечно, тот еще».

Бекнур, 55 лет, служащий, Астана:

«Не знаю, влияет ли високосный, но год принес много неприятностей. Мне кажется, колбасит весь мир. Кризис. Доллар в нашей стране растет. В Америке Трамп выиграл, я думаю, это приведет к дальнейшим обострениям. В нашей семье потерь нет. Но в новостях – сплошные трагедии».

Среди неприятностей, которые принес год, наиболее часто упоминаются: войны, кризис, инфляция, паводки, засуха. Также почти каждый назвал личные потери.

Глобальные проблемы и связь времен

Если брать каждый отдельно взятый год, вне зависимости, сколько в нем дней в году, то можно составить приличную выборку происшествий и катаклизмов по всей планете. К тому же, человечество действительно переживает непростой период, не ограниченный одним годом. И многие катаклизмы связанны с развитием технического прогресса, которые зачастую ведут к экологическим проблемам, катастрофам, влияя на экономику и миграцию населения.

Если смотреть на статистику происшествий, то она незначительно увеличивается потому, что в ней на один день больше.

Достаточно изучить историю войн и конфликтов на планете, чтобы понять, что мир до сих пор не решил, как справляться с региональными кризисами. Писания такой древней религии, как христианство, повествуют о войнах, которые берут начало от грехопадения и, в соответствии с евангельским учением, будут продолжаться до завершения истории нынешнего мира, что произойдет со Вторым пришествием Господа Иисуса Христа. Люди верующие видят в катаклизмах следствие и стремятся жить в соответствии с ученьем, чтобы попасть в Царство Божье, ибо «нет рая на земле».

Но откуда же берутся суеверия и предрассудки? Во время опроса мы спрашивали людей о происхождении високосного года, и только один человек смог ответить на этот вопрос. Им оказался историк.

Для начала разберемся и мы с этой календарной неразберихой. А заодно и посмотрим, как в различных культурах формировался миф о високосном годе.

Откуда берется лишний день в году?

Такой день есть и в юлианском, и в григорианском календаре. 29 февраля – тот самый «счастливый день» для тех, кто в него родился. День рождения раз в четыре года кому-то кажется даром Божьим, а кому-то происками судьбы.

Появление лишнего дня в каждом году, кратном 400, связано с движением Земли вокруг Солнца и не имеет ничего общего с мистикой.

До реформ, которые были проведены в 45 году до н.э. в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем, римский календарь состоял из 12 месяцев и 355 дней. Лунный год был короче солнечного года на 12¼ дней.

Чтобы нивелировать разницу между количеством дней в календаре и количеством суток, за которые наша планета совершает полный оборот вокруг Солнца, каждый второй год в календарь между 23 и 24 февраля вводился дополнительный месяц продолжительностью 23 дня – мерцедоний, названный в честь богини-покровительницы товарообмена и платежей. 

Кстати, в Израиле, где календарь базируется на лунно-солнечной системе, до сих пор есть дополнительный месяц.

Второй шестой, или почему «високосный»?

Считается, что календарь должен был отображать смену времен года. Тем не менее, календарные даты заметно отличались от тех сезонов, которым должны были соответствовать – даже добавочный месяц не помог, формальный календарь не соответствовал астрономическому.

Пришедший к власти Юлий Цезарь провел календарную реформу, чтобы синхронизировать времена года с календарными датами. Произошло это в середине первого века до н.э. Длина месяцев в итоге изменилась так, что суммарно они составляли 365 дней. После этого необходимость вводить дополнительный месяц каждые два года отпала. Но так как Земля проходит полный оборот вокруг Солнца не ровно за 365 дней, а за 365 дней, пять часов, 48 минут и 56 секунд, небольшое несоответствие все равно осталось, поэтому было решено каждые четыре года добавлять один дополнительный день в году.

Сначала его ставили после 24 февраля, считавшегося шестым днем до мартовских календ – Нового года в Риме, то есть до начала марта. Поэтому называть дополнительный день начали, словом, bissextus, которое означало «второй шестой». От него со временем и образовалось русское слово «високосный». 

Традиция сохранилась и после «форматирования» календаря, когда наступление нового года начали отмечать в январе. 

Високосный год стал также частью и григорианского календаря, который папа римский Григорий XIII ввел в католических странах в октябре 1582 года. Расчеты были уточнены. Средняя продолжительность года сменилась с 365 суток до 365,2425. Високосные годы стали определяться с учетом этого момента.

Несмотря на ошибки юлианского календаря, учтенные при составлении григорианского, последний все равно нельзя назвать абсолютно точным. По подсчетам ученых, разница между календарными датами и временем движения Земли вокруг Солнца будет увеличиваться на сутки каждые 3030 лет.

Фото 1. Кассиан Римлянин_monastery.vladimir.ru.jpg
Кассиан Римлянин. Источник: Monastery.vladimir.ru

Фольклор – из прошлого в настоящее

Введение високосного года сформировало множество примет и предрассудков. Так люди тех лет реагировали на новшества, не поняв, какие природные и социальные процессы к этому привели.

Про дополнительный день складывались легенды, которые базировались на суевериях и мировоззрении того времени и региона, не только на Руси, но и во всем мире.

На Руси же сложилась легенда о святом Касьяне, отвернувшемся от Господа. Бог наказал его, сделав так, чтобы его именины приходились на 29 февраля, то есть отмечались раз в четыре года. Про Касьяна в народе сложено множество легенд, обвиняя его в плохом урожае, падеже скота и других несчастьях. Високосные годы называли Касьяновыми годами, а 29 февраля – Касьяновым днем. Реальный же монах и богослов Иоанн Кассиан, канонизированный православной церковью, не имел ничего общего с народным образом.

Виктория_Левина_010222_www-195433.jpg
Виктория Левина

Виктория Левина, психолог Вознесенского кафедрального собора, считает, что подобные суеверия – это психологическая защита.

«Испокон веков люди прибегали к описанию причинно-следственных связей их невзгод и катаклизмов, катастроф, конфликтов, через проявления каких-то природных вещей. Человек просто хочет обезопасить себя подобными суждениями, возможно даже порой основываясь на некоторых наблюдениях исторического плана.

Быть может даже в такие високосные годы действительно происходили какие-то войны, нашествия, катаклизмы природные. И складывалось такое впечатление, появлялось обоснование происходящего. Человеку так легче справляться с психологическими состояниями. И есть уже объяснение – год же високосный.

Человек, живущий с Богом, конечно, по меньшей мере соотносит свою жизнь с какими-то проявлениями цифр, магических знаков, суеверий. И ко всему, что ниспослано в качестве каких-то ситуаций жизненных, конфликтов, катаклизмов, мы относимся как к промыслу Божьему о нашей жизни», – подчеркнула психолог.

Иллюстрация с обложки: 6tv.ru
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также