17 сентября 1931 вышло постановление ОГПУ СССР о создании Карагандинского исправительно-трудового лагеря. Пройдет всего несколько лет, и остров Карлаг в «архипелаге ГУЛаг» станет одним из крупнейших во всей системе советских концлагерей. В него будут заключены те, кто справедливо считался и считается цветом многих наций.
Музейная реальность
Музей памяти жертв политических репрессий (или Музей Карлага) находится в поселке Долинка, в бывшем административном здании лагеря.
Создан он был по распоряжению президента Нурсултана Назарбаева в 2001 году. Несмотря на то, что ранее в здании заседало лишь управление лагеря, сегодня казематы, камеры, лазареты, кабинеты следователей и даже пыточные воссозданы так подробно и правдиво, что складывается ощущение: именно здесь всего 70 лет назад творились ужасы и беззаконие.
Макеты комнат красноречиво дополняют фигуры персонажей тех мрачных событий — узников и их палачей.
В экспозиционных залах есть макеты и лагерных бараков, и смотровых вышек. Отдельно выставлены документы, самый страшный из которых – приказ 00486. Он и запустил начало репрессий в отношении жен и детей, обвиняемых по «контрреволюционным преступлениям». Он породил массовые репрессии против женщин и в буквальном смысле наводнил детские дома сиротами из семей «изменников родины».
Именно этим приказом создан печально известный «АЛЖИР» в Акмолинской области.
Есть в музее и фрагменты уголовных дел заключенных и печально известные сталинские «разнарядки»: сколько человек необходимо расстрелять в конкретном регионе – области, городе, районе.
Сломанный шанырак
Судьба самого здания тоже довольно символична. После ликвидации ГУЛага здесь квартировал сельскохозяйственный техникум. А с начала 70-х и до начала 90-х годов располагался детский санаторий «Бригантина». Потом здание было отдано на баланс объединению «Карагандауголь», которое планировало открыть там дом отдыха для шахтеров.
В 2005 году здание бывшей лагерной администрации было передано КГКП «Музей памяти жертв политических репрессий п. Долинка». Одним словом, память все же взяла свое. Сделать вид, будто ничего не было, не удалось.
Сейчас в музее хранятся документы, свидетельствующие о самом страшном периоде советской истории, когда лучшие люди страны в одночасье превращались в лагерную пыль. При этом многим все же удалось не сломаться, о чем свидетельствует дальнейшая судьба знаменитых узников Карлага.
Да и сам Карлаг появился не на пустом месте. Прежде чем превратить это место в один из самых страшных лагерей системы ГУЛаг, с насиженных мест были выселены тысячи людей.
Здесь было несколько казахских аулов и несколько деревень, в которых проживали представители многих национальностей: русские, украинцы, белорусы…
Научный сотрудник музея Иван Кондрашов начинает экскурсию с входной группы «Сломанный Шанырак». Смысл композиции понятен каждому — шанырак является символом достатка, семейного благополучия и домашнего очага, а сломан он под давлением тоталитарного режима. Режим, собственно, и попрал все, что он символизирует.
Впрочем, несмотря ни на что, шанырак изображен на фоне голубого неба. А чуть выше него парящая птица. Этот символ означает веру и надежду на светлое будущее.
— Территориальное деление ГУЛага предполагало очень большие расстояния между тюрьмами и лагерями. Территория, подведомственная Карлагу, располагалась между Акмолинским и Балхашским управлениями и занимала площадь, равную территории современной Франции, — рассказывает Иван Кондрашов.
– Интересно посмотреть на диаграммы пополнения системы исправительно-трудовых лагерей. Самый большой приток заключенных пришелся на послевоенные годы. Всего за 28 лет существования Карлага (с 1931 по 1959 гг.) через него прошло около миллиона заключенных.
Помнить всех
Многие знаменитые узники лагеря широко известны – от великого ученого историка и географа Льва Гумилева до поэтессы, возлюбленной адмирала Колчака Анны Тимиревой.
Нельзя не вспомнить и знаменитого ученого биофизика Александра Чижевского, изобретателя знаменитой «лампы Чижевского». В заключении Александру Леонидовичу позволили продолжать работать над своими изобретениями в сфере аэроионотерапии. Вообще, многие ученые продолжали трудиться в закрытых лагерных НИИ – тех самых «шарашках», описанных у Солженицына «В круге первом».
Интересна и судьба Якова Бычека, ученого-селекционера. Он попал в концлагерь чуть ли не студентом, и местные власти привлекли его к работе в одном из колхозов, а затем и в сельскохозяйственном НИИ.
Поскольку в те годы кадров не хватало, обращались за помощью к заключенным довольно часто. Бычек скрестил сорт местной пшеницы с американской. Полученный результат, по сути, стал главным сортом пшеницы, которой засеивали целину в 50-е.
Благодаря таким агрономам, как Яков Бычек и Валентин Сергеевич Пустовойт, Караганда стала зеленым городом. Деревья и по сей день стоят им живым памятником.
Церковники на особом положении
Священнослужителям повезло куда меньше. Их количество, прошедших Карлаг, исчисляется тысячами. Были среди них и представители высшего духовенства. Епископ Алма-Атинский Герман (Вейнберг) — человек с блестящим богословским образованием, один из самых уважаемых людей среди православных Алма-Аты в 20-30-е годы, пожалуй, самого страшного времени для церкви.
В 1932 году он был арестован после богослужения в Алматинском Никольском соборе вместе с почти всем клиром собора. За пять лет Карлага Герман превратился в инвалида, а в 1937 году ему «накинули» еще 5 лет. Их он не пережил и умер в 1942 году от сердечного приступа, а фактически от истощения.
Митрополит Алматинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) также отбывал срок заключения в Карлаге (в поселках Спасском и Ак-Кудук) с 1960 по 1975 годы. После освобождения он остался служить в Казахстане.
— Один из последних оптинских старцев Севастиан Карагандинский в Карлаг попал 26 мая 1934 года. После освобождения из пятилетнего заключения, которое случилось в 1939 году, остался в селе Большая Михайловка под Карагандой.
А викарий Тамбовской епархии Уар (Шмарин) погиб от рук уголовников – его специально бросили к ним в камеру. Он скончался после многочисленных зверских истязаний и похоронен на территории самарского отделения кладбища, — рассказывает Иван Кондрашов.
Мамочкино кладбище
Активно репрессировались и служители римо- и греко-католической церкви. Один из них – епископ УГКЦ Алексей (Зарицкий), апостольский администратор Казахстана и Сибири. Он погиб уже после закрытия Карлага в 1963.
«Мамочкино кладбище» — еще одно место, способное поразить даже самых черствых и жестокосердных. Здесь хоронили маленьких детей, рожденных узницами Карлага. Страшное место. Сейчас здесь мемориал. Скромный, но впечатляющий. Расположен он на территории, где когда-то располагалось структурное подразделения Карлага – Центральное полеводческое отделение.
Недалеко от него размещался родильный дом. Сколько детей родилось на территории лагеря за 28 лет существования Карлага, до сих пор неизвестно. Нет данных и о том, сколько из них покинули этот мир.
Но даже официально опубликованные цифры захоронений карлаговских женщин и детей ужасают. Только один из множества документов говорит:
в период с сентябрь по октябрь 1938 года умерли 98 детей. А сколько их похоронено тайно, сейчас узнать уже невозможно…
В наши дни в музей Карлага съезжаются люди со всего мира. Его трагическое содержание является напоминанием человечеству, что больше никогда не должно повториться.
Источник - 365info.kz