И. Ливинский: «Мы ходим по одним и тем же дорогам, получаем информацию с одинаковых ресурсов. Но ценности у нас все же разные» | Агентство православных новостей (АПН)

И. Ливинский: «Мы ходим по одним и тем же дорогам, получаем информацию с одинаковых ресурсов. Но ценности у нас все же разные»

222
8 минут
И. Ливинский: «Мы ходим по одним и тем же дорогам, получаем информацию с одинаковых ресурсов. Но ценности у нас все же разные»
Галина Галкина. Фото АПН

Студенты православной духовной семинарии в течение года уходят на каникулы только на Рождество, и отдыхают лишь половину лета. У них нет привычных нам выходных в конце недели, но они не считают это проблемой. Еще со школьных лет ребята и девушки мечтают здесь учиться. Специальность, которую они получают – их осознанный выбор. Их будущую деятельность называют служением. Студенты Алматинской духовной семинарии – будущие клирики, которые будут совершать богослужения.  Такой выбор в свое время сделал алматинец Иван Ливинский. Сегодня священник Иоанн Ливинский – проректор по воспитательной работе Алматинской православной духовной семинарии. Параллельно служит в Никольском храме. Молодой проректор помнит учёбу в семинарии, поэтому ему легко общаться со студентами. 

Нынешние семинаристы приезжают сюда со всех уголков Казахстана.  В Алматинскую духовную семинарию поступают после окончания школы. Бывшие школьники ждут поддержки и помощи, подтверждения правильности своего выбора. Ведь здесь, в семинарии, им открывается мир, который принято называть духовным.

Ливинский рассказывает о своем выборе, и почти все нынешние семинаристы проходят похожий путь.  У Ивана было обычное детство, со всеми увлечениями и занятиями, свойственными мальчишкам постсоветских лет. В 1990-х годах страна переживала религиозный подъем и интерес к религии – теме, которая была недоступна в социалистическом обществе. Семья Ивана жила рядом с парком 28-ми героев-панфиловцев: «Мы часто там гуляли. История возвращения кафедрального Вознесенского собора церкви в мае 1995 года разворачивалась на моих глазах. Важным моментом был визит Патриарха Алексия II. Я случайно оказался в соборе во время богослужения, которое вел Алексий II. Это произвело на меня неизгладимое впечатление». Осенью мама предложила сыну принять крещение. Сама она не была верующей на тот момент, но уже и атеисткой себя не считала. Девятилетнего Ивана крестили вместе с его друзьями. Настоящий интерес к вере, церкви возник, когда мальчик зашел в Вознесенский собор один, без мамы.  И с 1999 года Иван стал активным прихожанином, получил послушание в храме, выполнял простые поручения. Иван приходил в храм на богослужение и оставался в нем после: «С большим трепетом я смотрел на людей, которые что-то делали в соборе, на простых рабочих, на тех, кто прибирался в храме. И тем более на тех, кто исполнял какие-то послушания в алтаре. Мне тоже хотелось потрудиться для храма. И вот, когда я закончил 9 класс, одна из прихожанок, которая работала в храме, предложила помочь почистить подсвечники. Я получил разрешение на эту работу от эконома собора. И был несказанно рад. Потом меня попросили помочь в библиотеке, после чего я стал пономарем, служителем в храме, и так далее». 

После школы Иван поступил в российскую семинарию. Это учебное заведение сформировало его как церковного человека: «То, что я считал верой, все мои представления о ней до семинарии еще не были такими твердыми. Здесь я окончательно понял, что хочу быть священником. И чем дольше учился, тем больше крепло мое желание. Семинария – это общение с преподавателями, студентами, и все они – очень разные. Это и люди с большим церковным опытом, и те, кто только что пришел к служению. И каждая встреча – это урок.» Здесь, в семинарии, у Ивана появился опыт серьезной молитвы, опыт церковности, не внешней, а той, которая предполагает обращенность к Создателю, внешне не видимой, но мощной силе: «И это был тот важный урок, который я могу стараться передать тем юношам, которые сейчас учатся в нашей духовной семинарии». 

В 2009 году Иоанн Ливинский, выпускник российской семинарии, по возвращении в Казахстан получил послушание (назначение) митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия на преподавательскую деятельность. Иоанн Ливинский начал вести предмет «общецерковная история». В 2010-м он получил назначение на пост проректора Алматинского епархиального духовного училища.

Как преподавателя, проректора Иоанна Ливинского радует, что студенты ждут от духовной школы не только возможность получения знаний: «Они проявляют готовность к    собственному духовному росту. И тот мир, который нам, священникам, во многом понятен, нашим слушателям еще не открыт. Меня радует и вдохновляет желание студентов познавать этот во многом неведомый для них мир - мир православия, духовного образования, церковной образованности, духовной науки. Это очень большое наследие». 

Возможно, этим ребятам, когда они еще абитуриентами приходят в стены семинарии, свойственно все то, в чем подчас упрекают вообще молодых. Будущие семинаристы, возможно, недостаточно начитаны, слишком поглощены соцсетями, вряд ли хорошо понимают ту сферу, в которую пришли. Они не должны быть похожи на предыдущие поколения. Эти дети такие, какие есть. Проректор Алматинской православной духовной семинарии имеет четкую позицию по поводу того, как относиться к семинаристам: «Не нужно из них лепить то, что тебе знакомо. Надо принять такими, какие они есть, и постараться работать с тем, что есть. И, если им какие-то вещи понятны через призму их ценностей, то не надо это сразу ломать.  Работать с ними так, чтобы они увидели: помимо того, что им уже привито, что они считают правильным, есть нечто более серьезное. Все-таки рост человека заключается в том, что он всегда должен и может видеть больше. Надо ему показать, что вокруг целый мир, что духовный мир обладает огромным потенциалом. И можно видеть, насколько меняется человек. Он становится масштабнее, и это, прежде всего, результат его собственной работы над собой. Залогом его роста становится собственное желание, а также восприятие того, что ему предлагает духовная школа». 

Ребята в семинарии учатся, усваивают материал, получают домашнее задание, как и в обычных учебных заведениях. Но, в отличие от мирской, светской школы, учеба в стенах семинарии не ограничивается пребыванием в классе. После занятий все собираются на общей трапезе.  А потом семинаристов ждут музыкальные дисциплины, спевки хоров. Кто-то получает послушание - заняться уборкой или тем необходимым, в чем нуждается семинария. Это работа с интернет-ресурсами, оцифровка профильного журнала, кто-то участвует в богослужении. Но и выходные в духовной семинарии не такие, к каким привыкли учащиеся в светской школе. Здесь продолжаются богослужения, которые, по выражению святых отцов древности, являются первой аудиторией семинаристов. Аудитория №1 это - храм. Суббота и воскресенье – те дни, которые христиане посвящают молитве, семинаристы осуществляют свою литургическую практику, участвуя в качестве певцов, чтецов, пономарей в богослужении в семинарском храме. Обучение продолжается на протяжении всей недели и не заканчивается на последнем слове преподавателя. Но есть, конечно же, часы отдыха. Выезжают семинаристы и их преподаватели в горы, устраивают спортивные мероприятия. Но проректор признается: «В нашем плотном графике не всегда получается выехать на природу».

news4491.jpg

Своему преподавательскому опыту священник Иоанн Ливинский ставит самой высокую планку: «Если мы хотим что-то преподавать, то не должны прекращать учиться». Он искренне любит свой предмет - церковную историю. Отслеживает все, что выходит по этой теме на русском языке. Именно эта литература интересует в первую очередь: «Постоянно выходит много литературы – исследований, работ. И даже беглый обзор того, что выпускается, занимает много времени.  И объем этого материала не сравнить с тем, что был десять лет назад. Иногда читаю четыре книги сразу. И стараюсь, чтобы студенты тоже знакомились с теми исследованиями, которые имеются сейчас».

Получает ли Иоанн Ливинский в своем поиске, в своей деятельности ответы на вопросы, которыми задается человек? 

- Те вопросы, которыми занимается религия, на которые она пытается ответить, актуальны всегда. Они – очень человеческие - о жизни и смерти, о смысле существования. Проблемы, с которыми человек сталкивается, вечны. Его радости и огорчения. Они должны быть осмыслены, должны быть приведены к правильному знаменателю, чтобы понять, что с ним происходит. Одним из способов осмысления и является религиозное познание, религиозный ответ на те или иные вызовы. Вера в Бога и общение с Богом – актуальны всегда. Другое дело – во что это облечено. Внешне это может выглядеть в чьих-то глазах немного архаично. Но, вместе с тем, я считаю, что не надо эту сферу слишком популяризировать. Со мной могут не согласиться. Есть мнение, что православную церковь, образ жизни православия надо делать более доступными, выложить в соцсети, в «Тик Ток». И такие попытки делают, причем, в вульгарной форме. Я не считаю, что эти. Известный богослов, профессор Александр Шмеман, священнослужитель Православной церкви в Америке, говорил, что, пытаясь сделать литургию популярной для улицы, мы можем впустить в нее саму улицу. Наша задача не сделать Литургию, главную церковную службу, на уровне человека, а предложить человеку приподняться на уровень этих сакральных знаний, духовного опыта. Поскольку это остается выбором человека. Не думаю, что мы, люди веры, сильно отличаемся от светских. Мы ходим по одним и тем же дорогам, ездим в том же транспорте, ходим в те же магазины. Получаем информацию с одинаковых ресурсов. Но ценности, конечно, разные. Человек ставит во главу угла материальные ценности, но они приходят и уходят. И он не обращает внимания на важные вопросы бытия. Наша задача – повернуть его к этим истинным ценностям. Мыслящий человек понимает, что внешнее различие, непохожесть жизни студентов семинарии на жизнь студентов светских заведений – не первое, о чем нужно думать и говорить. Надо смотреть на суть того, чем занимаются люди. И тогда станет понятным содержание их духовной жизни. Пытливый, думающий, умный человек будет всегда видеть все в более широком спектре, нежели это делают люди, которые мыслят узко. Надо не пытаться впихивать церковь в этот узкий коридор восприятия, надо попробовать расширить взгляд смотрящего на нас. Это большая задача. Не все мы профессионалы в этом деле. Я говорю о нашей задаче. А соответствуем ей мы или нет, с Божьей помощью мы к этому идем.


Источник -  exclusive.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...