Фото на память | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Фото на память

270
5 минут
Фото на память
Евгения Морозова. Фото: АПН

В Вознесенском соборе города Алматы прозвучала «Литургия» Петра Чайковского. 

Как рассказал ключарь храма священник Александр Суворов, это стало доброй традицией. И ежегодно в ноябре, в дни памяти композитора Петра Ильича Чайковского, Митрополичий хор исполняет одну воскресную Литургию в музыкальных гармонизациях композитора Чайковского. Напомним: композитор скончался 6 ноября 1893 года. 

Прихожанам эта традиция нравится, приходят в этот день в храм и поклонники музыки Чайковского, многие из которых далеки от религии. Чайковский первым из русских композиторов создал литургию «по чину святителя Иоанна Златоуста» как единое музыкальное произведение. И это наиболее значимое из его духовных произведений, как он сам считал. 

news4593.jpg

Сам композитор тоже присутствовал на «Литургии» – в виде фото. 

news4595.jpg

У фото удивительная история. Да и само фото непростое – оно с автографом.

«Фотография эта была предоставлена протодиаконом собора Николаем Гринкевичем. Это фото из коллекции его отца – Николая Гринкевича, известного коллекционера», - прояснил Александр Суворов.

Николай Гринкевич был многогранно талантлив: оперный певец, солист Алматинского театра оперы и балета, писатель, журналист, обладатель одной из крупнейших в Советском Союзе собраний исторических редкостей.

news4594.jpg

В своей книге «Строки, имена, судьбы» он рассказывает, что этот фотопортрет с автографом попал к нему от Натальи Владимировны Дымарской. А к ней семейная реликвия перешла от деда – Ефима Моисеевича Бабецкого. Того самого, кому, собственно, автограф и предназначался.

«Свою фотографию, сделанную в Харькове местным художником Альфредом Федецким, Чайковский подарил Ефиму Моисеевичу Бабецкому 17 марта 1893 года. Этот год был отмечен в жизни композитора триумфальными поездками в Брюссель, Париж, Лондон, с присуждением ему Кембриджским университетом звания доктора «honoris causa». А также завершением и первым исполнением Шестой симфонии – патетической. На отдельной, типа визитной карточки, довольно большой полоске плотного картона, приклеенной к фотографии – дарственная надпись: Ефиму Моисеевичу Бабецкому, бдительному стражу моего благополучия». Следует подпись и дата.», - пишет коллекционер. 

Кто ж он такой, этот «бдительный страж»? Что связывало Бабецкого с композитором?

Бабецкий был известным рецензиатом, переводил пьесы, водевили, редактировал газету «Южный край» и вообще был человек энергичным, деятельным, образованным. Помимо всего прочего, он занимался защитой авторских прав. И это связывало его со многими деятелями искусства и культуры того времени. 

А для Чайковского он «выполнял функции доверенного лица, связанных с исполнением его симфонических произведений, с постановкой его опер, с его личными выступлениями в качестве дирижера», - это из воспоминаний внучки Бабецкого. 

Интересны и обстоятельства, при которых было сделано фото. 

В 1893 году, за полгода до своей смерти, Петр Ильич Чайковский давал концерт в Харькове. Концерт был запланирован на 14 марта, а билеты были раскуплены задолго до этой даты – аншлаг! Харьков ликовал, приветствуя гениального композитора, под управлением которого был исполнен Скрипичный концерт с симфоническим оркестром. Солировал замечательный скрипач Константин Горский, воспитанник Санкт-Петербургской консерватории, который работал педагогом по классам скрипки, альта и камерного ансамбля в Харьковском музыкальном училище. 

После концерта восхищенная публика устроила Чайковскому грандиозные овации. 

«Молодежь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его, сидящего в кресле, через весь зал, сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены музыкального общества во главе со Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его во фраке с белым галстуком к фотографу Федецкому», - из воспоминаний очевидцев.

Фотограф Альфред Федецкий так и запечатлел великого композитора – в концертном фраке. Фотографии были изготовлены в рекордные сроки – в тот же день вечером. Петр Ильич был поражен скоростью и качеством их изготовления. 

Вот такой фотопортрет Шаляпин и подарил Бабецкому. Сам портрет не редкость, как ни странно, таких портретов было сделано много. Композитор раздавал их поклонникам, которые сопровождали его до вокзала. 

Очевидец событий, поэт и журналист В. Иванов писал позже: «На вокзале собралась громадная толпа, сквозь которую я едва мог притискаться к Петру Ильичу. Когда я попросил его дать мне свой портрет, он с комической беспомощностью сказал мне:

- Вы опоздали… Я все раздал… Раздал даже неготовые портреты, оставив у Федецкого карточки с подписями, которые он потом приклеит к ним, когда они будут готовы…»

Фотограф Федецкий так и сделал – напечатал позже еще фотографий, приклеил к ним автографы и раздал жаждущим. 

А уникальность фотографии, которая была свидетелем «Литургии» Чайковского в Вознесенском – именно в автографе, в дарственной надписи.

К тому же тот год – 1893 – стал трагическим для Чайковского и всех почитателей его таланта: в ноябре великий композитор скончался от холеры. И в Харькове состоялась последняя встреча композитора с «бдительным стражем его материального благополучия» - Ефимом Моисеевичем Бабецким.

Вот такая история – о том, как старый автограф связал города и время, жизнь композитора и его смерть. И о том, как великое произведение великого Чайковского напомнило о важных событиях и людях его жизни. 


Источник -  sputnik.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...