Фестиваль – отличный лакмус: кто режиссер, а кто дурака валяет | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Фестиваль – отличный лакмус: кто режиссер, а кто дурака валяет

145
7 минут
Фестиваль – отличный лакмус: кто режиссер, а кто дурака валяет
Беседовал Константин КОЗЛОВ, Алматы

В Алматы заканчивается Х международный кинофестиваль короткометражных и дебютных фильмов «Бастау». За эти годы он стал событием среди студентов отечественных киновузов и дал дорогу в жизнь нескольким видным деятелям отечественного кино. Но, увы, в целом ситуация в казахстанском кино меняется слабо. Способны ли такие фестивали эту ситуацию изменить, что они дают казахстанскому кино и о многом другом  мы говорили с продюсером и арт-директором фестиваля «Бастау» Диана Ашимова.


– Диана, фестивалю «Бастау» в этом году исполняется 10 лет. Далеко не все отечественные кинофестивали выдержали испытание временем. Вам пока это удается. В чем секрет выживаемости «Бастау»? 

– «Бастау» - в первую очередь это небольшая, но очень сплоченная команда. Несмотря на все трудности – финансовые, организационные – мы готовы работать. И вдохновляет то, что нас ждут. Что ждет нас в первую очередь кинематографическая молодежь. «Бастау» - это кинофестиваль с образовательным уклоном. Радует, что те, ради кого и затевался этот фестиваль не остались за все 10 лет к нему равнодушными. Наш фестиваль – хороший стимул для того, чтобы люди «насматривались» произведениями современного мирового кино. В последнее время не так много площадок, где можно увидеть, что же актуально сегодня в кинематографе за рубежом.


– Вокруг фестивального кино сложились определенные стереотипы. Считается, что там на повестке дня прежде всего «социалка», эта тема всегда зайдет на любых фестивалях и потому отображать в кино надо неприглядные стороны общества. По-прежнему ли эта тенденция в силе? 

– Мне кажется, что это поветрие уже проходит. Если отследить тенденции на международных кинофестивалях, то идет постепенный отход от сугубо артхаусного кино. И процесс все больше движется в сторону арт-мейнстрима. Кино становится ближе к зрителю. И работая в отборочной комиссии «Бастау», мы видели очень разножанровые дебютные работы: и хорроры, и триллеры, и комедии, причем совершенно не в такой стилистике, в которой мы привыкли видеть комедии на экранах наших кинотеатров. Социальные проблемы в таких фильмах больше идут фоном. Чаще это просто истории про людей, проживающих интересные истории. Сейчас это очень грамотно вплетено в сюжет, уже нет таких спекулятивно «чернушных» работ: мол, смотрите в каком ужасном обществе мы живем, как деградируем. Сегодня такая лобовая подача выглядит очень примитивной. Да, такая тенденция была, когда, казалось, что фестивали культивируют подобную эстетику. Дебютные картины – это возможность режиссеру показать свой потенциал, и автора здесь никто не сдерживает. И отбирая картины, мы часто выбираем как раз не «тяжелый артхаус». Кстати, по картинам очень часто сразу видно, в какой стилистике будет дальше работать режиссер, и далеко не все из участников наших фестивалей за 10 лет пошли в авторское кино. 

news4651.jpg

– Назовите несколько имен, которых прославил «Бастау»

– В первую очередь, это Шарипа Уразбаева. Она у нас взяла выиграла приз за короткий метр со своим фильмом «Едоки картофеля», а потом вернулась к нам на фестиваль с полнометражным фильмом «Мариям», который получил много наград на зарубежных кинофестивалях. Или Яна Скопина - она выиграла приз «За лучший игровой фильм» с картиной «Ты что-то прячешь в кулаке». Яна родом из Казахстана, окончила ВГИК, мастерскую Сергея Соловьева и в этом году ее фильм «Скоро кончится лето» открывал наш фестиваль. Это очень алма-атинская история о лете 1990 года, о том, как молодые люди переживают первую любовь, расставание. И это все на фоне перестройки, глобальных перемен, гибели Виктора Цоя. Кстати, свою новую картину Яна тоже собирается снимать в Казахстане. Я думаю, ее пример очень показателен: режиссеры сегодня возвращаются на родину и делают фильмы с местными актерами на казахстанскую тематику. Интересно, что многие «выпускники» Бастау впоследствии кооперируются и делают совместные фильмы в третьих странах. 


– Бывая на «Бастау» несколько лет подряд, я там видел такую картину:  студенты на показах, мастер-классах и творческих встречах откровенно «клюют носом» и проявляют полное равнодушие к тому, что происходит на сцене и на экране. И сразу понятно, что на фестиваль «загнали». Помогает ли такое принуждения привить им любовь к киноискусству? 

– Мы отказались этой подобной практики принуждения. Но в целом есть такая проблема. Проблема ухода в «малый экран», когда молодой зритель отвыкает от кино на большом экране. И ранее мы действительно пытались таким образом, ну не принудить, конечно, но хотя бы уговорить зрителя посмотреть кино на большом экране.  Студентам же нужна насмотренность, чтобы отличать хорошее кино от плохого. Но больше никакого принуждения. Сейчас мы просто озвучиваем студентам всех кинофакультетов и киношкол нашу фестивальную программу. Мы им объясняем: если вы хотите попадать на хорошие международные кинофестивали, смотрите какое кино туда попадает и к какому уровню нужно стремиться. Ну и потом это хороший лакмус для того, чтобы определить кто действительно хочет заниматься кинематографом, а кто просто дурака валяет. 

news4650.jpg

– Что бы вы выделили в программе этого года?

- В этом году были замечательные картины в секции короткого метра. Да и программа показов полнометражного кино укомплектована очень хорошими казахстанскими и зарубежными фильмами. «Обучение Адемоки» Адильхана Ержанова, «Горный лук» Эльдара Шибанова, «Молочная девочка» Мади Балжанова, которая будет фильмом-закрытием кинофестиваля. 

Очень интересна лента «Маленькое тело» итальянского режиссера Лауры Самани. Это история о женщине, у которой умерла новорожденная дочь. Она берет маленькое тело дочери и отправляется в путь, чтобы найти тайное место в горах, где, согласно легенде, можно вернуть младенца к жизни. В свое время история, о которой рассказывает фильм, вызвала бурю дискуссий в обществе. Ведь в этом киносюжете поднимается вопрос о том, можно ли считать мертворожденных детей живой душой, и, следовательно, можно ли их крестить, отпевать, хоронить на общих кладбищах. К слову, в течение ХХ века в законодательство многих стран мира внесли поправки, что мертворожденных детей можно хоронить на кладбищах. Ранее им выделялись отдельные места для погребения, а некоторые и вовсе хоронили их на домашних участках. Католическая и православная церковь не крестят мертворожденных детей, и, стало быть, не отпевают. Вместо отпевания православные священники произносят молитву об упокоении безымянного младенца. Однако по сей день этот вопрос во многих странах весьма дискутируем. И фильмов на эту тему не так уж и много. Поэтому мы, отбирая картины для фестиваля, обратили особое внимание на него. 


– Поможет ли насмотренность студентов как-то изменить тенденции в нашем кинематографе? Сейчас же от засилья комедий (причем низкопробных) просто тошнит. 

– Вы, конечно, правы. Хотя все-таки постепенно количество переходит в качество. Мы снимаем все больше картин, которые пользуются популярностью на зарубежных кинофестивалях. На прошедшем недавно фестивале Казахстанского кино в Париже на наши фильмы стояли очереди. И стояли французы – очень искушенные в кинематографе зрители. Это в массе своей как раз то самое не попкорновое кино. Там и артхаус, и артмейнстрим. Но почему-то наши кинопрокатчики с большим трудом берут такое кино. Аргумент всегда один: «Это не будут смотреть». Да, его не будут смотреть миллионы. Но люди, которым нужно такое кино, есть, их немало и им тоже нужно дать выбор. Поэтому кинофестивали нашему городу и нашей стране необходимы. Надо постепенно и воспитывать у зрителя любовь к такому кино, и приучать прокатчиков к тому, что здесь тоже есть аудитория таких фильмов. И здесь, кстати, вопрос и к киновузам: нужны обмены программами, студентами, преподавателями. Надо поставить это на поток, чтобы мы уже не уговаривали студентов: пойдите, посмотрите. А чтобы через пару лет и на наше авторское кино наши зрители стояли в очереди.


Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...