Этический код казахского народа | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Этический код казахского народа

1440
8 минут
Этический код казахского народа

Сегодня весь мир отмечает день рождения Абая Кунанбаева, поэта, просветителя и философа, основоположника новой казахской литературы. «Весь мир» - не преувеличение. Произведения поэта были переведены на 10 языков мира: английский, арабский, китайский, испанский, итальянский, немецкий, русский, турецкий, французский, японский.

Родился Абай в 1845 г., прожил яркую жизнь, оставив нам большое творческое наследие. Для Казахстана Абай – светоч национальной культуры. Его мысли и творчество, глубокая жизненная философия не теряют актуальности и сейчас. В чем актуальность произведений Абая? Почему алашординцы именно его слова и идеи взяли в основу своего партийного учения? Об этом и многом другом мы говорим с Айгуль Исмаковой. Айгуль Сериковна – доктор филологических наук, профессор, зав.отделом института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова.

- Айгуль Сериковна, чем же Абай так важен сейчас? Почему его произведения остаются современными и своевременными даже спустя 150 лет?

- Абай является ключевой фигурой для нас: в конце ХIХ-го – начале ХХ-го вв. он подытожил все предшествующее развитие казахской культуры и истории. Его труды опровергают мнение о том, что на землях Казахстана отсутствовала государственность. Она была – есть книга Мухамеда Хайдара Дулати с обоснованием, что в 15 веке Кирей и Жанибек основали казахское ханство. Абай все это знал, он был очень образованным человеком. В Семипалатинске (сейчас Семей) Абай Кунанбаев учился в медресе, изучал арабский, персидский и чагатайский языки. Потом учился в русской школе. В Семипалатинске он общался с русской демократической интеллигенцией – с ученым Потаниным (Григорий Потанин – этнограф, крупный востоковед-путешественник, знаток тюркских языков), с политическими ссыльными – Михаэлисом, Долгополовым, Гроссом, Коншином и Лобановским. Семипалатинск тогда был тюремный город, куда ссылали политически ненадежных, опасных для царизма людей. Абай со всеми с ними общался. Еще с теми, кто был в Омске: там тоже была образованная, но неугодная власти элита.

- Абай и его окружение не вели дневников, о его жизни мы знаем только из книг абаеведов. Кто они?

- Небольшой экскурс в историю. В 1905 году, когда Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов начали организовывать партию Алаш, они думали: с чего им начать, что им взять во главу угла? Чем обосновать требование своей национальной независимости, государственности к царю? И получилось, что опереться им было можно только на слова Абая, который отмечал, что у казахской государственности есть история, но она игнорируется. Еще тогда Абай сказал: придет время, когда казахи будут требовать политической независимости. Алашординцы взяли на вооружение «Слова Назидания» Абая, его «Кара создери», его размышления о том, что каждый народ имеет право на свою государственную независимость. Примечательно, что Абай не призывал к революции, он не призывал воевать или свергать царя. Он говорил, что придет время, когда мы перестанем быть колонией.

- То есть, он предвосхитил события?

- Да, предвосхитил, и намного. В 1917 году партия Алаш была образована. Идея этой партии – национальная и политическая государственная независимость. Никаких призывов свергать царя, но четкое определение суверенитета: казахский народ имеет право жить на своей территории, существовать на своей земле как независимое государство. Именно алашординцы сделали упор на слова Абая: история казахской государственности была, есть и будет провозглашена снова. К тому же Абай – учитель казахского народа, и он опровергает мнение об отсталости казахов. Среди казахов были образованнейшие люди: сколько книг казахских авторов было издано в Уфе, в Казани, в Санкт-Петербурге!.. Первый сборник Абая был издан в 1909 году. Издателем и меценатом для этого издания стал Алихан Букейханов, политический лидер партии Алаш.

В 1917 году убили семью Романовых. И партия Алаш Орда тогда не знала, с кем вести переговоры. Не вести же их с такой публикой, которая расстреляла семью царя. Тем не мнее, в 1919 году, когда партия официально была закрыта, Ахмет Байтурсынов встречается с Лениным в Кремле и говорит о том, что у казахов есть такая политическая элита, литературная элита, и надо объединиться для того, чтобы организовать справедливую советскую власть в Казахстане. Ленин увидел, что это – образованные и политически грамотные люди. Им дают должности: Ахмет Байтурсынов становится министром просвещения, комиссаром. Начинает писать учебники на казахском, открывать школы, развивать современное образование. А в 1920 г. лидеры партии в Кремле сделали перед Владимиром Ильичом Лениным и серьезной комиссией большой научный доклад, и даже карту автономии представили. И все, Ленин в 1920 году 26-го августа подписывает указ о создании Казахской национальной автономии в составе РСФСР. Представляете себе – это без конфликта, без боя, без всяких битв, без восстаний. Это была первая политическая победа, одержанная на современном уровне. Ленин был дворянин, образованный, умный человек. Он понимал, что, создавая советскую власть, он не может не прислушаться к политическим требованиям, которые были правомерны. Тем более, что казахи не требовали ничего невозможного: хотели получить автономию, отдельную государственность.

- Дальнейшая судьба алашординцев печальна…

- Увы. Они работали с советской властью, но в 1921 году началось закручивание гаек. Алашординцы, они все-таки не были бедняками, не были батраками. Но они имели большое влияние среди казахов, и власть решила их изолировать от советского общества. И с 1929 года были гонения, а в 1937 году их расстреляли… Но они сделали великое дело: нашу границу современную казахскую утвердили. Конечно, потом при Хрущеве что-то было отрезано, в общей сложности 18 процентов этой территории были потеряны. Но в 1991 году, когда первый президент поехал утверждать границы независимого Казахстана, именно карта 1920 года была взята за первооснову. Так что этот политический момент очень важный, а его основу заложил Абай.

- А Алихан Букейханов, получается, был первым биографом Абая?

- Да, в 1906 году Алихан Букейханов пишет статью «Абай Кунанбаев», где называет Абая основателем казахской письменности, указывает, что все, о чем он пишет, – это история казахского народа с 15 века, но в художественном контексте. То есть, это не просто сонеты или описание чувств. По сути, история казахской литературы – это история казахской государственности. В этой статье содержится описание произведений Абая, и написано о значении этих произведений: Абай состоялся не только как поэт, художник, но и как политический деятель. Статья выходит в газете «Семипалатинский вестник» российского географического общества в Семипалатинске. Написана она на русском языке.

Отец Абая был волостным. Волостной – это ставленник царя. Он был очень образованный, религиозный человек, совершил хадж. И он был справедливейшим волостным. Кунанбай поднял вопрос образования, а это важнейший момент, потому что образование – это свобода.

Как пишет Алихан Букейханов, Абай Кунанбаев был первым казахом, кто отдал детей учиться за свои деньги. Одного сына отправил в Омск, другого в Оренбург. В то время это были наилучшие элитные учебные заведения. Сын Абая учился в Оренбургском артиллерийском училище, это были высшие курсы. Он, к сожалению, заболел и скончался молодым. Другой сын учился в кадетском корпусе. Это была первая казахская интеллигенция в современном смысле. А Абай говорил: я детей отдаю учиться в Россию, чтобы они увидели свет, увидели, что значит демократия.

В 1913 году в газете «Казах» выходит объемная, на три номера, статья Ахмета Байтурсынова «Главный поэт казахов». В ней он впервые называет Абая величайшей глыбой своего времени. Там он разъясняет глубину его поэзии, говорит о широте тематики, о тонком мастерстве поэта, прослеживает связи поэта с русской литературой, и много говорит об эстетическом значении творчества Абая.

В статье говорится, что Абай записал главные интеллектуальные, духовные ценности казахского народа. Существует такое понятие, как этический код народа. И вот Ахмет Байтурсынов пишет, что этический код казахского народа охарактеризован и описан Абаем Кунанбаевым. Я думаю, лучше этого не скажешь

- Абай же был не только поэтом, политиком, общественным деятелем. Он еще был и духовным наставником. То, что писал Абай, очень созвучно ценностям всех религий: и мусульманства, и христианства…

- Да, он пишет, что нет религии одного народа. Это общечеловеческие канонические тексты. Его религиозные взгляды необыкновенно глубоки, они лишены догматизма и проникают в суть веры, показывают неразрывную связь веры с жизнью обычного человека. В своих произведениях он размышляет о религии, вере, нравственности, показывая себя настоящим мыслителем, философом.

- Многие исследователи творчества Абая пишут, что в вопросах веры он шел не от Бога к человеку, а наоборот – от человека к Богу. Таким же путем шли и Достоевский с Толстым, наполняя понятие о Боге человеческим, житейским содержанием… И что главной религией Абая было образование.

- Когда-то в каждом ауле был мулла. Он учил детей не только религиозным канонам, но и грамоте, и правильному отношению к жизни: мы не только казахи, мы живем не только для себя, мы – часть человечества. Это часть религиозной доктрины, любой, в том числе и мусульманства, и христианства. Это сейчас уже есть разделение на религиозное и светское, а тогда это было общечеловеческое, этическое. Эта этика была нужна, чтобы выживать в мире, был большой культурный пласт.

Те же Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов – их ведь учили не просто соблюдению обрядов, их учили служить своей семье, своему народу, но при этом – всему человечеству. Вот такую матрицу общечеловеческих ценностей пропагандировали наши религиозные деятели.


Источник -  zakon.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...