
27 октября неофициально отмечается забавный праздник – День капризного сотрудника. Звучит несерьезно, но, с другой стороны, негативно настроенные коллеги могут испортить отношения в коллективе и подорвать трудоспособность.
Редакция АПН решила поразмышлять на эту тему, а заодно поделиться своими советами по борьбе с токсичными работниками и озвучить профессиональные рекомендации психолога Городского перинатального центра Алматы Гульнары Дощановой.
История создания праздника
Как и большинство забавных, День капризного сотрудника был придуман в США. Его авторы актер театра и кино Томас Рой и его жена Рут. В общей сложности они придумали более 80 потешных торжеств, среди которых есть Ночь холодильника с привидениями, День лысых и свободных и праздник «Ешьте, что хотите». Причем на все эти торжества семейная пара оформила патенты и многие из них сейчас уже признаны официальными.
Смешной или серьезный?
Удивительно, но с виду несерьезный праздник на самом деле поднимает важные проблемы. Вечно недовольные, жалующиеся и провоцирующие скандалы коллеги способны своим поведением внести диссонанс в самый дружный коллектив.
«Капризные сотрудники, как правило, обладают причудливым характером, у них часто меняется настроение, а в поведении присутствует демонстративность. Это гремучая смесь прихотливости, своенравия и требовательности. Они транслируют негатив, который всех бесит. О жалобах такие работники заявляют открыто, но иногда могут распространять отрицательную информацию за спиной у начальства. По своей сути их капризность - это проявление инфантильной жизненной позиции, неуверенности в себе и неполноценности», - говорит психолог Гульнара Дощанова.
По мнению журналиста АПН Полины, каждый член коллектива периодически бывает тем самым капризным сотрудником. Все люди разные, каждый со своим характером, взглядами и принципами.
«В такой ситуации, как и в любых отношениях, необходимо искать компромисс, а иногда идти на уступки, если вы видите, что человеку это важно, а вам не очень. Любые отношения — это работа, и капризные коллеги учат нас самих быть терпимее и добрее», - считает Полина.
То, что до определенного момента нужно быть внимательнее к таким сотрудникам подтверждает и психолог. Капризы на работе могут быть связаны с депрессией или какими-то психологическими травмами. Также их могут спровоцировать усталость, стресс, личные проблемы и неудовлетворенность жизнью.
«Капризный сотрудник часто изменчив. Это связано с его высоким уровнем чувствительности и эмоциональной реактивностью. Он может быстро реагировать на различные стимулы и переживать сильные эмоции. Данный типаж может быть опасен тем, что его поведение влияет на настроение всех коллег. При этом он не осознает своих проявлений и может стать агрессивным к окружающим», - отмечает специалист.
Аналитик СМИ и SMM Елена тоже уверена, что пока дело не доходит до агрессии к капризному работнику, нужно относиться с уважением и пониманием, чтобы добиться наилучших результатов для всего коллектива. В АПН же, по ее мнению, таких сотрудников нет, а своих коллег Елена считает апостолами правды, которые распространяют информационное спасение.
Мнение международных экспертов
Психологический прессинг со стороны токсичного коллеги может отрицательно сказаться на производительности труда. Таково мнение доктора философии, американского психолога Эми Купер Хаким. Поэтому в разговоре с таким сотрудником, она советует быть уверенным в себе, действовать спокойно и заранее подготовится к ответам. Агрессия в ответ на капризы, по мнению Хаким, может вызвать встречную словесную атаку.
Наш редактор новостной ленты Денис готов поспорить с мнением международного психолога. Он считает, что с таким коллегой стоит поступать зеркально.
«Если бы в кабинете был капризный сотрудник, я бы сначала ему сочувствовал и поддерживал, но потом, если бы он не прекратил нытье и я устал бы подыгрывать и жалеть его, тоже бы стал капризничать. Но покруче чем он, чтоб неповадно было», - говорит Денис.
К счастью, по словам Дениса, делать ему это не придется. В АПН капризуль нет. Все сотрудники приветливые, вежливые и воспитанные. С утра все встречают друг друга с улыбкой, а спорят коллеги лишь из-за проветриваемости помещения, так как делятся на теплолюбивых и хладостойких.
«Капризные люди, как капризный питомец в доме, могут быть милыми и смешными. Своей капризной кошке я чешу за ушком. Но если тараканы коллег пойдут войной на моих тараканов, то поставлю шлагбаум. Можно даже подвести электричество, чтобы в нужный момент загорелась табличка: «Опасно!», - шутит журналист Наталья.
Кстати, по ее мнению, здоровый совместный юмор в коллективе – один из залогов хорошей атмосферы. И в АПН он есть. Свой коллектив Наталья считает сообществом веселых, находчивых людей, которые облагораживают журналистику своим присутствием.
А вот другой американский психолог отмечает, что периодически выпускать пар на работе полезно. Это дает человеку возможность получить поддержку коллег и полезные советы от них. При этом важно не скатиться к постоянным жалобам, иначе можно превратиться в ноющего коллегу, который всех раздражает.
«Важно разговаривать, иначе большое скопление мелких претензий может вылиться в крупный конфликт, где компромисс найти будет сложнее. Мы вместе проводим 5 дней в неделю, с утра до вечера, поэтому так важно озвучивать свои пожелания. Как показывает опыт, ничего смертельного не происходит, наоборот, ситуация решается, а в коллективе еще более внимательно и с пониманием стараются относиться друг к другу», - отмечает журналист Александра.
Можно ли помочь токсичному коллеге
Капризные сотрудники могут быть большим вызовом для коллектива, но если будет правильный подход и понимание, то решение найти можно. Эмпатия, четкие границы, поиск причин и поощрение положительного поведения помогут улучшить работу. Важно помнить, что каждый член коллектива имеет свои особенности, и справедливое обращение с ним способствует эффективности и гармонии работы всех.
«Капризный человек нуждается в понимании и поддержке. Не стоит поддаваться на провокации и агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие и найти компромиссное решение для всех. Самое главное в общении с таким коллегой - способность понимать и уважать его ситуацию. Не реагируйте на капризы эмоционально. Попытайтесь понять, что могло вызвать всплеск, и предложите альтернативные варианты. Найдите общие интересы, чтобы уменьшить вероятность таких ситуаций в будущем», - советует психолог Гульнара Дощанова.
Также важно установить четкие границы и правила, которым должны следовать все члены коллектива, включая данного работника. Не надо позволять ему нарушать установленные нормы и осуществлять привилегии, которых нет у других, иначе этот сотрудник может использовать свое поведение для того, чтобы получить выгоду. Общайтесь с ним открыто и честно, выясните, что вызывает у него недовольство.
«Просто поговорить с ним, и возможно, это поможет устранить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию в коллективе. Не забывайте поощрять положительное поведение данного работника и отмечать его достижения. Когда он выполняет свои обязанности без всяких сложностей, подчеркните его усилия. Это поможет создать положительный стимул его поведения и укрепить командный дух в коллективе», - говорит Гульнара Дощанова.
В АПН командный дух есть, уверяет журналист Мейргуль. Она особо отмечает, что в коллективе все готовы прийти друг другу на выручку. Между тем самый опытный журналист редакции Галина отзывается о своих коллегах с редкой сердечностью и присущим ей чувством юмора.
«Мы объединены почти родственной связью – нашей профессией, журналистикой. Она наделяет нас общей группой крови, изощренным языком, эксклюзивным юмором, и в целом – уникальным опытом жизни в стране и профессии. Личностный и профессиональный багаж каждого коллеги обогащает команду», - считает Галина.Она подчеркивает, что в АПН сложилась отличная команда. А шероховатости общения сглаживаются титанической работой – вся интрига, весь драйв и подчас драматизм пролегают в плоскости создания текстов, добавляет Галина.
Как отметить День капризных сотрудников
Если вам не повезло и в вашем офисе действительно есть токсичный сотрудник, попробуйте сегодня поменяться с ним местами. Покажите талант перевоплощения – выскажите ему свои претензии к жизни, пожалуйтесь на этот несправедливый мир. Может быть, это поможет капризному коллеге посмотреть на себя со стороны и задуматься над своим поведением.
Разошлите коллегам веселые картинки с поздравлениями и дружно покапризничайте всем коллективом. Только не забудьте предупредить своего нанимателя, что эти капризы временные и только по поводу праздника.