Александр Суворов – председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и Общества Православной Церкви Казахстана
Галина Галкина. Фото АПН:
Как люди попадают в псевдорелигиозные объединения? В поисках смысла жизни они очаровываются идеями, навязанными извне. К примеру, легковеров ловят вербовщики в сети интернета. Они вовлекают своих жертв в радикальные группировки через обещания восполнить их потребность в любви, семье и материальном благополучии. Заражают идеями радикализма и мужчин. Идет воздействие на сознание, с людьми работают профессионалы по промывке мозгов.
У нас в стране насчитывается 1870 религиозных организаций, деятельность которых создает угрозу национальной безопасности и стабильности, по данным официального представителя Генпрокуратуры Сапарбека Нурпеисова. Из них запрещена деятельность 23 религиозных организаций, среди которых - "Аль Каида", "Исламское движение Восточного Туркестана» и др. Подобные секты работают с сознанием человека, превращая его в итоге в террориста.
Официально зарегистрированных конфессий значительно больше. В Казахстане исторически мирно соседствуют ведущие мировые конфессии - христианство и ислам. Граждане страны также исповедуют иудаизм, буддизм, индуизм. Сайт egov.kz сообщает, что 18 конфессий и 3816 зарегистрированных в стране религиозных объединений не преследуют цели религиозного экстремизма.
Александр Суворов, председатель Отдела по взаимоотношениям Православной церкви Казахстана и общества:
- Пять или шесть лет назад при акимате города Алматы были созданы информационно-разъяснительные группы (ИРГ) по профилактике религиозного экстремизма и терроризма, в которых приняли участие религиоведы, мусульманское и православное духовенство. За это время практика показала, что ИРГ, созданные из православных священнослужителей, оказались, по сути дела, не востребованными. Они и не могут быть востребованными в связи с законом 2011 года о том, что в школы и иные образовательные учреждения доступ для представителей религиозных конфессий в священном сане ограничен. Задача этих групп - беседовать с пострадавшими от деструктивных течений. Какое-то время назад появилась формулировка «религиозно мотивированный терроризм». Нужно признать, что религиозных террористов из числа православных очень мало, я ни одного такого не знаю. Не знаю, чтобы православие, даже в самом своем радикальном проявлении, побуждало бы своих адептов к агрессивным действиям против третьих лиц. Фанатичное православие есть: люди своим фанатизмом прежде всего изводят себя, свои семьи. Но прямой угрозы для человеческих жизней такие личности не представляют, в Казахстане таких тенденций нет. Поэтому православные информационно-разъяснительные группы остались невостребованными.
Неплохим проектом стал алматинский Клуб лидеров традиционных религий, который активно поддерживает Управление по делам религий. Здесь объединились православные, мусульмане, протестанты, католики, есть среди нас кришнаит. Представители религиозных конфессий общаются друг с другом. Были проекты, когда мы вместе ездили на Чарын, в горы. Добирались в одном автобусе, он застрял, толкали все вместе. В таких ситуациях мы лучше узнаем друг друга. Клуб лидеров традиционных религий, помимо прочего, создает общественные, научные площадки. Последнее крупное мероприятие состоялось 19 октября 2021 года – сразу после Дня духовного согласия. Была организована серьезная научно-практическая конференция в КазНУ, потом мы общались с руководителями отделов управления по делам религий городского акимата. Подобные встречи открывают для нас хорошие возможности. Мы начинаем видеть друг в друге людей, свободно общаемся с представителями всех конфессий. Мы находимся под действием одного Закона РК О религиозной деятельности и религиозных объединениях. Причем, когда существовала угроза ужесточения этого законодательства, то очень много для этого сделали и протестанты, и католики. Была оказана консультативная, юридическая помощь. Недоработанные поправки были отозваны из парламента благодаря совместной деятельности разных религиозных объединений.
В архивных документах есть одна бумага середины девяностых, когда два крупных религиозных лидера на тот момент - архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексей Кутепов и верховный муфтий Казахстана Ратбек кажи Нысанбайулы обратились с просьбой к государству о создании органа по связям с религиозными объединениями. Он создавался долго, носил разные названия – был самостоятельным министерством, и комитетом, и агентством. А сейчас это - Комитет по делам религий, который подчиняется Министерству информации и общественного развития. И Комитет работает над проблемами, возникающими в разных конфессиях, а также над межконфессиональным согласием, над противодействием радикализации.
«Жусан» - спасение
Три года назад в ходе беспрецедентной операции «Жусан» по возвращению граждан Казахстана из зоны боевых действий в Сирии (она началась 6 января 2019 г. и завершилась в конце ноября 2019 г.) было эвакуировано 613 человек, включая 33 боевика ИГ, 160 женщин и 420 детей, 34 из которых были сиротами. Последующие два года психологи работали с возвращенными женщинами - помогали избавляться от идей радикализма и решали другие психологические проблемы.
Опыт социально-психологической реабилитации женщин, возвращённых из Сирии, лег в основу методики, которая в декабре прошлого года была представлена в Центре изучения проблем религий Управления по делам религий г. Алматы. Методическое пособие с длинным названием «Осуществление психологического процесса дерадикализации с адептами деструктивных религиозных течений, в том числе с женщинами, возвращёнными из зоны террористической активности» предназначено для специалистов. Авторы поделились своим опытом и методами, балансирующими сбои в тонкой сфере – сознании людей.
Одна из авторов пособия, старший преподаватель Академии КНБ РК, магистр педагогических и психологических наук Лола Шакимова на своих тренингах применяла технику пошагового изменения сознания. Эту методику задействуют для помощи людям с алкогольной, игровой, наркотической зависимостью. Точно так же её можно использовать для помощи людям, пострадавшим от деструктивных культов. По словам Л. Шакимовой, процесс адаптации человека к новой жизни длится от восьми месяцев до года. Отечественные специалисты проводили занятия по психологии и конфликтологии. В ходе тестирования, игровых упражнений учили справляться с душевными сбоями. Освобождали сознание женщин от воздействия идей радикализма.
Руководитель Управления по делам религий акимата г. Алматы Нурлан Кикимов подчеркнул, что методическое пособие было разработано с учётом специфики сложного алматинского региона, где пересекаются миграционные потоки из разных регионов страны и зарубежья и сталкиваются различные идеологии и течения. При акимате Алматы созданы информационно-разъяснительные группы (ИРГ) по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Специалисты работают с молодежью, выезжают в вузы, школы. Общаясь с молодыми людьми, представители ИРГ предостерегают их от опасных деструктивных религиозных сект. Так, в 2021 г. по инициативе Управления по делам религий Алматы квалифицированные специалисты в области религии провели более 400 мероприятий в офлайн и онлайн формате с общим охватом населения более 120 тысяч человек.
Директор Центра прикладных исследований религий "Мысль" Аскар Сабдин, соавтор методики, считает, что, помимо психологов и теологов, нужно активнее подключать социологов, так как многие женщины, которые уехали в Сирию, оказались жертвами разных политических и социальных манипуляций локального и международного масштаба.
Иеромонах Иаков Воронцов
Помочь людям
О том, как воздействуют на сознание верующего человека религия, а также нетрадиционные религиозные течения, об ответственности священника рассказал иеромонах Иаков Воронцов:
- Религия - такой инструмент, который может человеческую душу исцелить, утешить, наставить, укрепить, придать силы, уверенности. Но может действовать на человека подавляюще и даже деструктивно. Ведь не случайно мы говорим о деструктивных религиозных культах. И, конечно, есть разрушительный элемент во многих нетрадиционных религиях. В тех случаях, когда речь идет о здоровье человека, и он обращается не к врачу-специалисту, а идет к народному целителю, который, не имея медицинского образования, калечит человека.
Такой пример негативного воздействия на психику человека был зафиксирован в одной из церквей Алматы. Было возбуждено уголовное дело, пастора этой церкви осудили на пять лет. На момент приговора он находился в США, где и остается в настоящее время. Пострадавшие выиграли судебный процесс.
Возможна деструкция и в традиционных религиях – в случаях лже-старчества, лже-духовничества. Когда люди приходят к священнику советоваться – делать операцию или нет. Человек, к примеру, болен онкологией, и бессовестный священник находит в себе уверенность отвечать утвердительно или отрицательно. Но ведь он не врач, не доктор медицинских наук. Ты – священник, и призван целить душу, помочь человеку покаяться в грехах, убедить его, что жизнь находится в руках Господа. Задача священника поговорить таким образом, чтобы собеседник принял самостоятельное решение, не жалел об этом. Особенно, если это касается онкологических операций, когда врачи не дают гарантий. Священник должен помочь сформировать личное решение, потому что Бог нас создал людьми свободными. Но есть священнослужители, которые считают себя вправе вмешиваться не только в медицинские вопросы, но и в семейные, вторгаясь в проблемы сексуальной жизни мужа и жены. И это тоже деструктивные деяния. В то время как в традиционных религиях, за исключением отдельных вопиющих случаев, столетиями сформировано положение – помочь людям. Священник помогает преодолеть разделение, терпимо, с любовью относиться к людям других взглядов, религий.
В нетрадиционных, новых религиозных течениях, которые не имеют исторического опыта, практики, основанной на добром, созидательном опыте, возможны вредоносные вмешательства в жизнь человека. Мы это видим на примере женщин, пострадавших в Сирии, чьи мужья погибли в регионе, где ведутся межконфессиональные войны.
Разные культы, учения псевдорелигиозного характера, такие, как Дианетика Рона Хаббарда, Белое братство, иные секты маскируются под оздоровительные организации, психологическую помощь, социальные практики («Как быть успешным», «Как больше зарабатывать»). И в них много деструктивного. Хотя такие организации вроде занимаются практическими вещами, но на самом деле они обращаются к сознанию, вере. Подобное происходит в коммерческих культах. Когда человек поверил в какой-то продукт, товар и начинает его потреблять, рекламировать, распространять, вкладывая собственные деньги. Он верит, что станет не только здоровым, но и счастливым, успешным. Он забивает квартиру этим «волшебным» продуктом, начинает с ним строить свое «светлое будущее».
Надо делить деструктивные воздействия, которые та или иная секта, псевдорелигиозная организация наносит человеку, на духовные и психологические. Есть секты, заточенные на общение с духами, потусторонним миром, на поклонение каким-то богам.
Что касается проблем культов и сект, наносящих ущерб психическому здоровью человека, то в этом случае нельзя пренебрегать помощью врачей, специалистов. Со стороны священнослужителей слишком самонадеянно полагаться на свои силы. Надо помочь человеку осознать проблему, увидеть ее и обратиться к специалисту. Такой опыт взаимодействия церкви с медициной, конечно, имеется. У нас в Казахстане есть организация, которая помогает наркоманам, алкоголикам, людям с зависимостями (приверженность секте, ее идеям тоже можно отнести к зависимости).
Если человек из обиды, из иных мотивов порывает со своей религией, традиционными православием и мусульманством, то, к сожалению, чаще всего его подстерегают именно секты. И тогда он поедет в Сирию, попадет в руки экстремистов, им поверит. Ему пообещают: «Ты станешь героем, сможешь принести себя в жертву. Убив кого-то и покончив жизнь самоубийством, ты попадешь в рай». В православии исцеление от вредоносных мыслей и искушений приносят пост, молитва и причастие.
Причины, почему люди уходят из традиционной религии и попадают в секты, называет и - теолог, руководитель Реаб центра при Управлении по делам религии акимата г. Алматы.
- Я бы назвал не одну причину. Первая из них, как бы это банально ни выглядело, - широкая доступность информации. Представьте молодого человек в век цифровизации, когда интернет очень развит, и у каждого есть смартфон, телефон, все гаджеты, обеспечивающие свободный доступ к интернету, всем его ресурсам. И, если этот молодой человек заинтересовался вопросами религии, стоит ему вбить в Google - сразу же выходит масса ссылок на сообщения псевдоученых, авторитетных для радикальных сект. Так сложилось: у радикальных сект есть свои эксперты, исследователи, ученые. Для нас это псевдоученые и лже-эксперты, а для сект это мега-, экстра-ученые. И не все пользователи интернета знают, что как только вы вбиваете запрос о сектах, о радикализме, выходит масса ссылок на псевдоученых. В их подаче секты – это вовсе и не секты, а группы, сообщества, ведущие к истине. И, как объясняют популярные в наше время коучи, человеку становится приятно от того, что он находит ожидаемую информацию, подтверждающую его первоначальные знания о предмете. И ответы лже-экспертов устраивают человека, он получает то, чего ожидал, хотел. По инерции молодой мусульманин начинает придерживаться этого мнения, постепенно радикализируется, не замечая этого. Потом начинаются его споры с представителями традиционного ислама. Вторая причина. По собственной практике мы заметили, что ряды сектантов, организации нетрадиционных течений пополняют психически нестабильные люди, слабые как личности. Те, которые не нашли в жизни друзей, не обрели собственный круг единомышленников. Такие одиночки в основном и попадают в ряды сектантов. Почему они туда устремляются? Потому что там все очень просто, легко, все «дружелюбно» относятся к тебе. Но не обольщайтесь, это дружелюбие, благорасположение – до поры до времени. Потом секта начнет требовать вашего полного безоговорочного подчинения. В своем общении с молодыми мусульманами я предостерегаю их, взываю к осторожности и благоразумию. Объясняю, как распознать сектантов и не попасть в их сети. Веду профилактическую работу. В поисках истины необходимо обращаться к традиционной религии, той, которая имеет исторический опыт и держится на истинных основах веры.Источник - exclusive.kz